Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Круглова, Ю. А. Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации / Ю. А. Круглова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5257/ (дата обращения: 16.01.2021).



В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Эта задача может решаться при получение детьми с ОВЗ дошкольного образования в семейной форме, о чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Ключевые слова: консультационный центр, ребенок, родитель, детский сад, семья, дошкольное образование.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень велика. Известно, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только владеют педагогическими знаниями и приемами, но и могут понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей — семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Семья, для дошкольников с недостатками развития является для них первичным социальным окружением. Дети с ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их дальнейшая жизнь в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации. Оказание своевременной и комплексной помощи детям дошкольного возраста с различными формами инвалидности, ограниченными возможностями здоровья, и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государством, обладающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями. Для решения этой задачи в крупных городах созданы вариативные формы дошкольного образования: центры поддержки особых детей, специализированные детские сады и др. К сожалению, в малых городах, таких как наш Семенов, потребность в реабилитационных мероприятиях для детей с тяжелыми нарушениями развития в полной мере не удовлетворена. Дети с особенностями развития до сих пор выпадают из образовательного процесса. Родители, воспитывающие детей с выраженными врожденными нарушениями, находятся в особо трудных условиях и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Они находятся в ситуации стресса с самого рождения ребенка, что ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению вторичных нарушений в развитии у ребенка.

Поэтому наш детский сад, имея достаточную ресурсную базу для осуществления коррекционной и развивающей работы, выступил с инициативой создания консультационного центра для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Консультационный центр существует в ДОУ с 1 ноября 2015 г. Целью работы нашего консультационного центра является создание безбарьерной среды и социально-психологическое обеспечение для инклюзивного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами консультационного центра являются:

– организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбора адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции отклонения в развитии;

– оказание своевременной психолого-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями в развитии, социальной адаптации ребенка,

– обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям в поддержке всестороннего развития личности ребенка;

– информирование родителей (законных представителей), об учреждениях системы образования, о других организациях социальной и медицинской поддержки, которые оказывают квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Для эффективной реализации цели и задач был определен состав педагогов, оказывающих методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям. В состав педагогов, оказывающих психолого-педагогическую помощь, вошли: учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог. Было обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ на дому о работе консультационного центра ДОУ путем устного информирования населения, размещения информации на Интернет-сайте ДОУ о предоставлении муниципальной услуги, в детской поликлинике, распространения информационных листовок, в районных средствах массовой информации.

Консультационный центр работает два раза в неделю (вторник, четверг). Предварительная запись родителей по телефону к специалистам ДОУ на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая именно проблема их волнует, и предварительно озвучивают наиболее удобное время для посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики обращения или проблемы, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста который владеет необходимой информацией в полной мере, часто проходят совместные консультации специалистов МБДОУ.

В консультационном центре родители получают ответы на свои вопросы и проблемные ситуации, и мы, специалисты стараемся развеять тревоги и сомнения или наоборот, скорректировать воспитательные мероприятия в семье, и создать родителям ситуацию успеха, повысить самооценку и значимость.

Во время индивидуальных консультаций, родители (законные представители) получают рекомендации по вопросам воспитания, обучения. Специалисты нашего консультационного центра оказывают помощь в создании в семье коррекционно-развивающей среды: рекомендуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что родители самостоятельно, своими руками могут изготовить для познавательного развития своего ребенка; обучаем родителей играм и несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и крупной моторики, артикуляционной гимнастики и дыхательным упражнениям. Самой интересной и достаточно результативной формой работы с родителями является по-нашему мнению практические занятия с родителями. Сюда входят мастер-классы, практикумы. На таких занятиях, родители учатся, как правильно заниматься со своими детьми, как реагировать на неудачи ребенка, как правильно поддерживать ребенка и двигаться в заданном направлении. Родители приобретают определенный педагогический опыт и уверенность в том, что они делают для своего ребенка. Каждому обратившемуся родителю ребенка от 2 месяцев до 3лет специалисты дают заполнять дневник развития ребенка, заполняя который, каждый родитель может соотнести актуальное развитие ребенка с возрастными этапами развития. Это очень наглядно для родителей, дальнейшая коррекционно-развивающая работа специалистов выстраивается уже в соответствии с полученными (отмеченными родителями) данными по ребенку.

Родители, которые уже неоднократно обращались в наш консультационный центр, со временем чувствуют себя безопасно, раскрываются и легко делятся со специалистами своими проблемами, сложившимися ситуациями и конечно опытом, который они приобрели. Большинство родителей, впоследствии приводят своих детей в наше ДОУ, оформляя их в группы с кратковременным пребыванием для детей с ОВЗ от 3 до 7 лет компенсирующей направленности (в нашем ДОУ есть 2 группы).

Проводимая работа специалистами консультационного центра, в период с 2015 по 2020 гг. позволила нам обозначить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями. Это обеспечение родителей (законных представителей) необходимой информацией на различных носителях (памятки, буклеты-сопровождения, электронные книги), ответы н обращения родителей (законных представителей) по телефону и электронной почте.

За период с ноября 2015 г. по февраль 2020 г. методическую и консультативную помощь получила 91 семья, 13 детей из этих семей поступили в наш детский сад в группы с кратковременным пребыванием для детей с ОВЗ от 3до 7 лет компенсирующей направленности.

Все родители хотят видеть своих детей успешными и счастливыми, родители детей с ОВЗ не исключение. В конце учебного года, глаза родителей светятся радостью, гордостью, они смогли, справились с проблемами, которые, по их мнению, казались не разрешенными. После проведенных консультаций, мастер-классов, практикумов родители дают положительную оценку работе консультационного центра. Всегда отмечают его важность в решении проблемных ситуаций и приобретении знаний в воспитании и развитии ребенка. Много слов благодарности содержится в книге отзывов.

Хочется в заключение отметить, что именно консультационные центры в детских садах — это реальная и доступная возможность родителям, оказавшимся в ситуации невозможности посещать детский сад из-за состояния здоровья малыша и по сути оставшимся наедине со своей проблемой получить профессиональную консультацию (помощь) от квалифицированных и неравнодушных людей важность которой нельзя недооценивать.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.-81 с.
  2. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
  3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностям здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): консультационный центр, ребенок, родитель, детский сад, дошкольное образование, семья, психолого-педагогическая помощь, специалист, дошкольный возраст, консультативная помощь.

Похожие статьи

Организация психолого-педагогической помощи родителям...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

Консультационный центр предназначен для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Кудряшова, Н. А. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста / Н. А. Кудряшова

В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, старший воспитатель, родитель, работа, специалист, программа, семья.

Консультативный пункт оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в...

Основные аспекты организации психологического...

Психологизация дошкольного образования в контексте стандарта дошкольного

в консультативной помощи; работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие...

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим...

Консультативные центры дошкольных образовательных организаций осуществляют свою

Психолого-педагогическая помощь. В процессе проведения коррекционно-развивающей

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное...

Организация консультативной работы педагога-психолога...

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей.

Библиографическое описание: Рудюк, С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников / С. В. Рудюк.

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...

Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на...

Образовательная программа по консультативному пункту...

Основные термины (генерируются автоматически): консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование...

Похожие статьи

Организация психолого-педагогической помощи родителям...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

Консультационный центр предназначен для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Кудряшова, Н. А. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста / Н. А. Кудряшова

В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, старший воспитатель, родитель, работа, специалист, программа, семья.

Консультативный пункт оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в...

Основные аспекты организации психологического...

Психологизация дошкольного образования в контексте стандарта дошкольного

в консультативной помощи; работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие...

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим...

Консультативные центры дошкольных образовательных организаций осуществляют свою

Психолого-педагогическая помощь. В процессе проведения коррекционно-развивающей

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное...

Организация консультативной работы педагога-психолога...

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей.

Библиографическое описание: Рудюк, С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников / С. В. Рудюк.

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...

Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на...

Образовательная программа по консультативному пункту...

Основные термины (генерируются автоматически): консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование...

Задать вопрос