Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Цыганкова Г. А., Безуглая Р. А., Астахова О. Ф. Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4163/ (дата обращения: 21.10.2019).



В России дошкольное образование не так давно получило статус самостоятельного уровня общего образования. Поэтому был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Среди них имеют место и требования к психолого-педагогическим условиям. Одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Одна из задач ФГОС ДО — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9). В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагога-психолога с родителями является создание наиболее комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье, возрождение семейного и духовно-нравственного воспитания [3; 14].

Задачами психолого-педагогического сопровождения родителей являются:

− способствовать стимулированию мотивации родительской активности, становлению партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОУ;

− знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей в дошкольном возрасте;

− способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания своих детей;

− создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки всех родителей;

− организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного роста каждого ребенка.

Основные принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями:

Преемственность согласованных действий.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ Открытость по отношению к семье воспитанника.

Индивидуальный подход.

Доброжелательный стиль общения педагога-психолога с родителями.

Сотрудничество.

Динамичность.

Обратная связь

Формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей

Групповые;

Индивидуальные;

Наглядно- информационные;

Информационно-просветительская

Групповые формы

1. 1. Родительские собрания, выступления педагога-психолога по следующим вопросам: адаптация детей в ДОУ, гиперактивность детей, развитие познавательных процессов, и т. д.

1.2. Анкетирование. Сбор информации о семье, социальном статусе семьи, потребностях в информации, для подбора тем для следующих групповых консультаций, лекций, бесед.

1.3. Открытые занятия с детьми для родителей, которые дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в ДОУ.

1.4. День открытых дверей. Психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, рассказывает о том, с какими вопросами и в какое время можно обращаться к психологу.

1.5. Психодиагностика. Проведение психодиагностики ребенка в присутствии его родителей, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии своего ребенка.

1.6. Семинары. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения взаимопонимания в семье.

1.7. Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство родителей между собой, на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания. Данные занятия могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания.

1.8. Консультация родителей. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, педагог-психолог оказывает родителям воспитанников действенную помощь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог-психолог может заранее подготовить полный ответ [2; 34].

Индивидуальные формы

Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Наиболее часто востребованные по проблемам адаптации ребенка к условиям детского сада; проблемам в поведении; детские страхи; проблемам развития познавательных процессов.

Консультационный центр

Консультационный центр предназначен для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (неорганизованные дети). В Консультационном центре предоставляется родителям помощь на бесплатной основе. Здесь родители могут получать помощь по различным интересующим их вопросам воспитания дошкольников.

Главными задачами Консультационного центра являются: оказание психолого-педагогической помощи родителям, направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка; определение уровня развития ребенка; психолого-педагогическое обследование детско-родительского взаимодействия.

Консультационный центр осуществляет следующие функции:

− диагностическая;

− психолого-педагогическая;

− консультативная.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие: информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты. С целью психологического просвещения родителей на стендах учреждения представлены печатные материалы по темам: «Детские страхи»; «Как заучивать наизусть стихи с детьми; «Причины детской агрессии»; «Поиграем вместе с детьми»; «Игры и упражнения для развития памяти»; «Ребенок и ТВ»; «Как помочь ребенку полюбить детский сад» и другие. [1; 28].

Информационно-просветительская форма работы

Наиболее эффективной информационно — просветительской формой работы является создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о всех проводимых мероприятиях. Об эффективности проводимой педагогом — психологом работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление к индивидуальным контактам с педагогом — психологом; размышление родителей о правильности использования каких-либо методов воспитания; повышение их активности, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Литература:

  1. Волков А. В., Смирнов Д. О., Стерлигова Е. А. Психологическая наука и практика: личность и социокультурная среда / А. В. Волков, Д. О. Смирнов, Е. А. Стерлигова // 2016 — С.260
  2. Сивакова С. М. / Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями // С. М. Смирнова, 2017 — С.180
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, консультационный центр, дошкольное образование, ребенок, дошкольный возраст, личностный рост, образование детей.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно-переходной период в истории своего развития. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС-одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, развитие ребенка...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Образовательная программа по консультативному пункту...

В работе консультативный пункт опирается на Приказ Департамента образования города Москвы

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Консультативный пункт и Центр игровой поддержки ребенка в системе дошкольного образования города Москвы 2009.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, учреждение...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют...

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно-переходной период в истории своего развития. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС-одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, развитие ребенка...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Образовательная программа по консультативному пункту...

В работе консультативный пункт опирается на Приказ Департамента образования города Москвы

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Консультативный пункт и Центр игровой поддержки ребенка в системе дошкольного образования города Москвы 2009.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, учреждение...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют...

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Задать вопрос