Правовое регулирование размещения нестационарных объектов в Правилах землепользования и застройки городов РФ (на примере опыта Москвы, Екатеринбурга, Перми): актуальные проблемы и возможные пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кузьмин, И. М. Правовое регулирование размещения нестационарных объектов в Правилах землепользования и застройки городов РФ (на примере опыта Москвы, Екатеринбурга, Перми): актуальные проблемы и возможные пути решения / И. М. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106571/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье рассматриваются особенности правового регулирования размещения нестационарных объектов в Правилах землепользования и застройки городов РФ. Приводится опыт Москвы, Екатеринбурга и Перми. На основании анализа выявлены актуальные проблемы и предложены возможные пути решения.

Ключевые слова: нестационарные торговые объекты, правила землепользования и застройки, проблемы, пути решения.

This article discusses the features of the legal regulation of the placement of non-stationary objects in the Rules for land use and development of cities in the Russian Federation. The experience of Moscow, Yekaterinburg and Perm is given. Based on the analysis, actual problems are identified and possible solutions are proposed.

Keywords: non-stationary retail facilities, land use and development rules, problems, solutions.

Основная цель введения Правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ) территорий поселений — упростить и ускорить решение вопросов разрешённого использования земельных участков [8].

На территории Москвы, Екатеринбурга и Перми ПЗЗ утверждены различными органами власти в силу особенностей правового статуса городов.

Так, поскольку Москва является городом федерального значения ПЗЗ утверждены исполнительным органом — Правительством Москвы [4]. В свою очередь, ПЗЗ Перми утверждены представительным органом местного самоуправления [6]. В свою очередь, ПЗЗ Екатеринбурга утверждаются администрацией города [5].

В то же время, примечательным является то, что Законом Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» в ст. 15.1 устанавливается, что ПЗЗ муниципальных образований Пермского края утверждаются местными администрациями муниципальных образований Пермского края в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации [3]. Таким образом, остается открытым вопрос о легитимности принятия ПЗЗ г. Перми решением представительного органа.

Итак, ПЗЗ Екатеринбурга для размещения нестационарных торговых объектов используется территории общего пользования ТОП-1 — Территории, в пределах которых на земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется (ст. 41). При этом нормативный правовой акт не содержит запрещающих к возведению на иных территориях указанных объектов.

Напротив, ПЗЗ Перми запрещают возведение нестационарных торговых объектов на 13 зонах (например, ОЗ-95Г), допуская на территории ТОП-1 размещение объектов под иным наименованием — киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и бытового обслуживания населения.

ПЗЗ Москвы в отличие от нормативных правовых актов, упомянутых выше, вообще не употребляют понятие «нестационарные торговые объекты», что на наш взгляд несомненно является пробелом правового регулирования.

Стоит заметить, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 14-П, а также определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. № 3273-О и № 3274-О сформулированы ключевые позиции, подлежащие обязательному учету при осуществлении муниципального нормотворчества по вопросам размещения нестационарных торговых объектов [7].

Наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных актов, устанавливающих требования к размещению таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, само по себе согласуется с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем положения федерального законодательства не предполагают возможности для органов местного самоуправления — вопреки их конституционному предназначению и разграничению компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в сфере регулирования имущественных отношений — самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, ограничивая право собственника (участников долевой собственности) распоряжаться своим имуществом.

Таким образом, закрепление в ПЗЗ недопустимости размещения нестационарных объектов в зонах придомовых территорий с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда РФ является незаконным.

С учетом проведенного анализа ПЗЗ различных городов (Екатеринбурга, Москвы и Перми) необходимо сделать вывод о непротиворечии первых действующему законодательству. С другой стороны, ПЗЗ Перми, на наш взгляд, необходимо пересмотреть с учетом ст. 7 ГрК РФ и позиций Конституционного Суда РФ, сняв слишком обременительные запреты в зонах, в которых размещение нестационарных торговых объектов отвечает требованиям Закона.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 44. 29.10.2001. ст.ст.4147, 4148.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.16.
  3. Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (с изменениями на 29 июня 2023 года) // Собрание законодательства Пермского края. № 8. 21.09.2011.
  4. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы» (с изменениями на 6 октября 2020 года) (редакция, действующая с 24 октября 2020 года) // Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы: www.mos.ru. 14.04.2017.
  5. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 10.06.2022 № 1597 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» (с изменениями на 07 сентября 2023 года) // Екатеринбургский вестник», № 46, 10.06.2022.
  6. Решение Пермской городской Думы Пермского края «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» (с изменениями на 29 июня 2023 года) // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. № 48. 10.07.2007.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 № 14-П // Собрание законодательства Российской Федерации. № 17, 26.04.2021, ст.3045.
  8. Ермолаева М. Х. Правила землепользования и застройки территории // Экономика и социум. 2019. № 9 (64). С. 110–112.
Основные термины (генерируются автоматически): Пермь, Екатеринбург, местное самоуправление, Российская Федерация, Москва, Пермский край, Конституционный Суд, Конституционный Суд РФ, правило землепользования, представительный орган.


Ключевые слова

проблемы, пути решения, правила землепользования и застройки, нестационарные торговые объекты

Похожие статьи

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Конституционный Суд призван защищать основы конституционного строя, а также основные права и свободы человека и гражданина. В его компетенцию также входит обеспечение и утверждение верховенства Конституции Российской Федерации.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст. 12 главы I «Основы конституционного строя».

Эволюция института представительного органа местного...

В Российской Федерации при модели «сильный представительный орган — слабый исполнительный орган» предполагается прямое формирование населением как представительного, так и исполнительного органа в лице главы муниципального...

Действие Европейской хартии местного самоуправления...

Мы уже не говорим о том, что это не соответствует и другой конституционной части правовой доктрины: городские и сельские поселения прямо названы в Конституции РФ территориальной основой местного самоуправления (ч. 1 ст. 131).

Формирование конституционных (уставных) судов

Итак, на сегодняшний день конституционные (уставные) суды, как было упомянуто выше, созданы и функционируют в 16 субъектах Российской Федерации. Конституциями (уставами) 32 субъектов федерации предусмотрено создание конституционных (уставных) судов.

Конституционный суд как орган конституционного контроля

В России сегодня правопорядок основан на Конституции, принятой референдумом 12 декабря 1993 года, но Конституционный Суд как орган конституционного контроля был учрежден и создан еще раньше.

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

Исходя из статьи 12 главы 1 Конституции РФ, можно сделать вывод, что местное самоуправление признается одной из основ конституционного строя, а также элементом демократической российской государственности.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

– федеральные нормативные правовые акты, такие как указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты палат парламента, акты Конституционного Суда РФ и т. д.

Конституционный Суд РФ в механизме обеспечения...

Важнейшим гарантом конституционных прав человека в нашей стране выступает Конституционный суд Российской Федерации. В статье 3 ФКЗ «О конституционном суде» [2] указаны полномочия Конституционного Суда (далее — КС РФ), осуществляемые им в целях...

Анализ системы правового регулирования местного...

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строй России, что закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Похожие статьи

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Конституционный Суд призван защищать основы конституционного строя, а также основные права и свободы человека и гражданина. В его компетенцию также входит обеспечение и утверждение верховенства Конституции Российской Федерации.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст. 12 главы I «Основы конституционного строя».

Эволюция института представительного органа местного...

В Российской Федерации при модели «сильный представительный орган — слабый исполнительный орган» предполагается прямое формирование населением как представительного, так и исполнительного органа в лице главы муниципального...

Действие Европейской хартии местного самоуправления...

Мы уже не говорим о том, что это не соответствует и другой конституционной части правовой доктрины: городские и сельские поселения прямо названы в Конституции РФ территориальной основой местного самоуправления (ч. 1 ст. 131).

Формирование конституционных (уставных) судов

Итак, на сегодняшний день конституционные (уставные) суды, как было упомянуто выше, созданы и функционируют в 16 субъектах Российской Федерации. Конституциями (уставами) 32 субъектов федерации предусмотрено создание конституционных (уставных) судов.

Конституционный суд как орган конституционного контроля

В России сегодня правопорядок основан на Конституции, принятой референдумом 12 декабря 1993 года, но Конституционный Суд как орган конституционного контроля был учрежден и создан еще раньше.

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

Исходя из статьи 12 главы 1 Конституции РФ, можно сделать вывод, что местное самоуправление признается одной из основ конституционного строя, а также элементом демократической российской государственности.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

– федеральные нормативные правовые акты, такие как указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты палат парламента, акты Конституционного Суда РФ и т. д.

Конституционный Суд РФ в механизме обеспечения...

Важнейшим гарантом конституционных прав человека в нашей стране выступает Конституционный суд Российской Федерации. В статье 3 ФКЗ «О конституционном суде» [2] указаны полномочия Конституционного Суда (далее — КС РФ), осуществляемые им в целях...

Анализ системы правового регулирования местного...

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строй России, что закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Задать вопрос