Эволюция института представительного органа местного самоуправления в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Баженова, О. А. Эволюция института представительного органа местного самоуправления в современной России / О. А. Баженова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81986/ (дата обращения: 26.01.2022).



Нормы права, в рамках которых существуют органы местного самоуправления, основываются на президентских указах, среди которых особо следует упомянуть: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. [1]; «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.; «О порядке назначения глав администрации» от 25 ноября 1991 г.; «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г.

В Указе «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» возлагался запрет на деятельность Советов народных депутатов в городах, районах, поселках и селах по причине возложения их функций на введенные администрации. Указ рекомендовал реформировать местное самоуправление. Эта обязанность присуща органам государственной власти субъектов Федерации. Они должны четко следовать Указу. Новым представительным органам давалось всего два года на функционирование. Это срок самой конституционной реформы.

Ранее, а именно до 21 сентября 1993 г., в числе депутатов Совета нельзя было увидеть служащих местной администрации. Это объясняется подотчетностью исполнительного органа Совету. Президенту России этого объяснения оказалось мало. Им было введено в жизнь видение возможности главы местного самоуправления стать членом Совета. Потом это допущение распространилось и на других должностных лиц администрации. Как же это можно коррелировать с указанной подконтрольностью администрации представительному органу? Однако и ранее, до введенного допущения совмещения должностей, повсеместно наблюдались случаи, когда в представительные органы проникали лица, которые по факту имеют тесную причастность к деятельности администрации или иного исполнительного органа. Вся эта завуалированность сущности деятельности того или иного лица на местах не давала возможности надлежаще отконтролировать администрацию представительным органом. Кроме того, это обстоятельство больно ударяло по интересам непосредственного участия граждан в местном самоуправлении тоже не ощущалось. Прежде всего, рос авторитет самой исполнительной власти, а не Советов. Ю. А. Калинину пришла в голову мысль отметить ростки административной и бюрократической централизации исполнительной власти [2, c. 159]. Именно эти тенденции и задали тон отрицательной оценки президентских усилий в деле реформирования местного самоуправления в доктрине.

В результате этих малоприятных процессов страдало большего всего само местное самоуправления. Представительных органов по факту не было. Это подвигло Президента России издать 29 октября 1993 г. Указ «Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления» [3]. Документ опять же обращался к органам государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. И снова в рекомендательной форме. Эти органы призывались к разработке положений о выборах в органы местного самоуправления с уважением к содержанию самого Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Именно эти положения должны стать столпами проводимых выборов в представительные органы местного самоуправления городов, сельских поселений, других населенных пунктов.

Акт предусматривал принципы выборов в органы местного самоуправления:

— осуществление гражданами Российской Федерации;

— всеобщность голосования;

— равность избирательного права;

— прямота избирательного права;

— тайность голосования;

— мажоритарность системы;

— одномандатность, предполагающая выставление одного депутата от одного округа;

— единство нормы представительства.

Не преминем упомянуть допустимость установления пропорциональной и смешанной пропорционально-мажоритарной системы выборов, которая могла устанавливаться на уровне субъектном.

Указ содержал общеизвестные факты о наделении правом избирать в органы местного самоуправления каждого гражданина Российской Федерации. Такой человек должен быть как минимум восемнадцатилетним и постоянно проживать на конкретной территории, где проводятся выборы.

От выборов отстраняются:

— недееспособные;

— граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

В отношении кандидатов было прописано следующее. Выдвинуться мог кандидат или избирательными объединениями, или группами избирателей.

К первым относились региональные (местные) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах.

Региональные партии и движения свои местные отделения должны открывать только после регистрации их устава. В выборах можно участвовать и региональным отделениям блоков партий, общественных объединений, создаваемым на период проведения выборов.

Запрещено партии входить в несколько избирательных объединений. И даже если партия уже состоит в блоке, то ей тоже нельзя войти в самостоятельной избирательное объединение.

Все затраты по выборам возложены на бюджет субъекта Российской Федерации. Хотя никто не запрещает участникам самостоятельно поучаствовать в финансировании процесса выборов. Это могут быть хоть свои деньги, хоть добровольные взносы.

Видим, что в указах Президента РФ был заложен мощный заряд развития вопросов местного самоуправления, отвечающий требованиям времени. При этом никакой сногсшибательной революции произведено не было, так как имеющиеся тенденции не были сбиты с курса. Просто им был придан несколько иной смысл. Подкорректирован был статус представительного органа местного самоуправления. Глава администрации перестал существовать — взамен появился глава местного самоуправления. Местная администрация укрепила свои позиции. Ей, как и раньше, был вручен определенный приоритет. Введение Конституции РФ в действие позволило отойти от строго термина «Советы», которые отныне могли называться и как-нибудь иначе. Окончательную точку в уравнении ранее существовавшего строя местного самоуправления к современным реалиям стал, естественно, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где нашли отражение все основные понятия данного сложного правового института, успешно применяемые и по сей день.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, N 39, ст. 3597.
  2. Калинин А. Ю. Историко-теоретические основы организации местного самоуправления в России: дис.... канд. юрид. наук. Коломна, 2004. С. 159.
  3. Указ Президента РФ от 29.10.1993 N 1797 «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» // Российская газета, N 205, 03.11.1993.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, орган, выбор, представительный орган, исполнительный орган, местная администрация, представительный орган власти, Президент России, указ.


Задать вопрос