Формы реализации народовластия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 07.05.2014

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Авдеев И. М. Формы реализации народовластия // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 595-596. — URL https://moluch.ru/archive/66/10894/ (дата обращения: 19.08.2018).

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в демократической системе управления государством и обществом особое место принадлежит органам местного самоуправления. Прежде всего, это место определяется тем обстоятельством, что наличие органов самоуправления обеспечивает децентрализацию системы управления.

Как форма непосредственного осуществления народовластия такой институт как местное самоуправление признание получил достаточно давно и в настоящее время осуществляется в большинстве стран мира. Конституция РФ закрепила местное самоуправление в качестве важнейшего элемента основ конституционного строя, а также как самостоятельную форму осуществления власти народа.

Одним из динамично развивающихся институтов народовластия в настоящее время являются муниципальные выборы. Именно посредством выборов регулируются вопросы периодической смены и формирования органов местного самоуправления. Основным назначением выборов является избрание представителей всего населения муниципального образования.

Институт муниципальных выборов, существующий в нашей стране, действует немногим больше 10 лет, и потому, за столь небольшой промежуток времени до сих пор не определены его оптимальные модели. Поэтому, в науке муниципального права России актуальным является вопрос создания концепции форм реализации народовластия при осуществлении местного самоуправления.

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов выборов главы администрации местного самоуправления, проблем и сложностей, возникающих при их проведении, а также пути решения.

В Российской Федерации под термином «орган местного самоуправления» понимается, прежде всего, учреждение, которым реализуются властные полномочия соответствующего характера. В то же время, стоит отметить, что местное самоуправление представляет собой отнюдь не власть учреждений, а форму власти народа. В системе должностных лиц местного самоуправления наличие главы муниципального образования, по действующему российскому законодательству является обязательным. Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные выборы представляют собой форму прямой демократии. Она обеспечивает непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправления, а также избрания должностных лиц местного самоуправления, должности которых являются выборными.

Цель проведения муниципальных выборов заключается в избрании депутатов, выборных должностных лиц, а также выборного органа местного самоуправления. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2].

Порядок выборов в органы местного самоуправления, и выборы главы администрации местного самоуправления, в частности, определяется законодательством субъекта Федерации.

В Российской Федерации создана двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения), причем каждый уровень рассматривается как функционирующий автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий. В этой системе местного самоуправления — залог создания подлинно самоуправляемой системы публичной власти низового уровня. Это также имеет огромное значение для системы выборов, сложившейся в России. Повышается значение роли местных выборов, как инструмента актуализации политической воли на местах.

Для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, и в частности, главы администрации местного самоуправления, в зависимости от численности самого муниципального образования образовываются избирательные комиссии: муниципального образования; окружная и территориальная. Их работа осуществляется гласно и открыто.

С целью проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные округа. Для российской правовой системы характерны два вида избирательных округов — одномандатные и многомандатные.

Муниципальные выборы, и выборы главы администрации местного самоуправления назначается представительным органом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Федеральным законом о местном самоуправлении предусмотрено многообразие избирательных систем, которые применялись не только в разных субъектах РФ, но и на разных территориях одного и того же субъекта РФ. Виды избирательных систем, применяемых при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения определяются законами субъектов РФ. В уставах муниципальных образований определен конкретный вид избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов.

Порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом соответствующего муниципального образования.

Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания главы муниципального образования:

-        глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России

-        глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».

-        глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.

-        глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации — такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа.

Назначение выборов вообще, и муниципальных, в частности, знаменует старт избирательной компании. Решение о назначении муниципальных выборов принимается не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

В то же время при проведении выборов существуют определенные проблемы и сложности.

Одной из них является достаточно низкая активность избирателей и особенно на выборах местного уровня. В случае если в выборах приняло участие менее 20 % от числа избирателей они признаются несостоявшимися. В этой связи актуальным является привлечение на выборы электората.

По результатам выборов составляется протокол, подписываемый всеми присутствующими. Как правило, повторное голосование проводится в том случае, когда в избирательный бюллетень включено более 2-х кандидатов, и ни один из данных кандидатов не набрал для избрания необходимое число голосов избирателей.

Литература

1.                  Конституция Российской Федерации. Норма-М., М. 2014.

2.                  Федеральный закон от 6.10.2003. № 131-ФЗ (в ред. от 25.12.2008). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Российская газета. — 2003. — № 202. — 8 октября.

3.                  Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г.№ 138-ФЗ.//Собрание законодательства РФ,1996,№ 49.Ст.5497.

4.                  Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.

5.                  Хрусталев Е. Н. Голосование на выборах: Виды и особенности //Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток.: Дальневосточного ун-та,2008.С.120.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, представительный орган, выбор, субъект РФ, местная администрация, выбор главы администрации, Россия, общий принцип организации.


Похожие статьи

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Актуальные вопросы реализации организационной основы...

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган, должность главы, требование. На современном этапе функционирования органов местного самоуправления в России выявлены следующие...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации.

В большинстве субъектов Российской Федерации главами местных администраций назначаются лица по итогам конкурса муниципального служащего.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

местное самоуправление, орган, местное значение, государственная власть, муниципальное образование, конституция РФ, Европейская Хартия, местная администрация, представительный орган, публичная власть.

Конституционные основы ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от...

муниципальное образование, представительный орган, удаление главы, Российская Федерация, местное самоуправление, отставка, повторное рассмотрение, повторное голосование, основание...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ...

Основы территориального общественного самоуправления

ТЕРРИТОРИАЛЬНОе ОБЩЕСТВЕННОе САМОУПРАВЛЕНИе, местное самоуправление, муниципальное образование, соответствующая территория, Российская Федерация, местное значение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Актуальные вопросы реализации организационной основы...

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган, должность главы, требование. На современном этапе функционирования органов местного самоуправления в России выявлены следующие...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации.

В большинстве субъектов Российской Федерации главами местных администраций назначаются лица по итогам конкурса муниципального служащего.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

местное самоуправление, орган, местное значение, государственная власть, муниципальное образование, конституция РФ, Европейская Хартия, местная администрация, представительный орган, публичная власть.

Конституционные основы ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от...

муниципальное образование, представительный орган, удаление главы, Российская Федерация, местное самоуправление, отставка, повторное рассмотрение, повторное голосование, основание...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ...

Основы территориального общественного самоуправления

ТЕРРИТОРИАЛЬНОе ОБЩЕСТВЕННОе САМОУПРАВЛЕНИе, местное самоуправление, муниципальное образование, соответствующая территория, Российская Федерация, местное значение...

Задать вопрос