Общая характеристика внешнеэкономической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.10.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Покачалова, А. А. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности / А. А. Покачалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106506/ (дата обращения: 07.05.2024).



Статья посвящена изучению теоретических вопросов общей характеристики внешнеэкономической деятельности. Представлен анализ определений категории «внешнеэкономическая деятельность». Хозяйствующие субъекты внешнеэкономической деятельности рассматриваются как вид ее субъектов наряду с международными организациями и органами государственной власти. Дана их подробная классификация по нескольким основаниям. Кратко перечислены органы государственной власти, выполняющие функции надзора в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, хозяйствующие субъекты внешнеэкономической деятельности, экспорт, импорт, посредническая деятельность, государственный надзор.

Современный мир отличается множеством разнообразных связей, которые стали возможны благодаря развитию сети Интернет, цифровых технологий, процессам глобализации рынков. Границами обмена товарами и услугами становятся не столько политические очертания одной страны, сколько потребности покупателей и возможности продавцов, независимо от их локации. Внешнеэкономическая деятельность в таких условиях становится естественной частью жизни общества, требующей максимального упрощения всех процессов.

В этой связи целью исследования выбрана общая характеристика внешнеэкономической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие приоритетные для исследования задачи:

  1. Рассмотреть понятие и источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности;
  2. Привести виды хозяйствующих субъектов внешнеэкономической деятельности;
  3. Дать классификацию органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере внешнеэкономической деятельности.

В научной литературе проблемам определения понятия внешнеэкономической деятельности посвящены исследования Бутовой Т. В., Мурар В. И., Елесиной М. В.; Кариковой Н. Г.; Корнеевой А. В., Корнеева Г. У. Изучению хозяйствующих субъектов ВЭД уделено внимание в работах С. В. Петрова, О. В. Стрелковой; С. М. Юсуповой; М. Л. Макаревич, Р. Д. Абдулазизовой; Р. Ю. Кравченко. Вопросам осуществления надзорных функций в сфере внешнеэкономической деятельности посвящены работы В. В. Коварда, В. Н. Харлановой, Ю. И. Реутовой; Е. И. Шаюк.

Развитие нормативно-правового регулирования понятия внешнеэкономической деятельности происходило от частного к общему — сначала было сформулировано, а затем уточнено понятие «внешнеторговая деятельность», после чего оно было включено в категорию «внешнеэкономическая деятельность», как частный случай более обширного явления. Определение внешнеэкономической деятельности закреплено в международных нормативных документах, но официальное для Российской Федерации содержится в Федеральном законе № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»: это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Н. Г. Карикова утверждает, что внешнеэкономическая деятельность выступает сферой хозяйственной активности компаний и организаций, включающей ведение бизнеса на международных рынках, операции по продаже товаров и услуг за рубеж (экспорт) и приобретению таковых из других стран (импорт), ввоз, вывоз капитала, финансово-кредитные механизмы [1, с. 135–136]. Т. В. Бутова объединяет все перечисленные в ФЗ № 183 области, включенные в дефиницию внешнеэкономической деятельности, в «обмен объектами гражданских прав» [2, с. 65–68]. Такая формулировка представляется достаточно ясной и точной ввиду появления новых предметов международного обмена по мере развития общества. А. В. Корнеева и Г. У. Корнеев приводят такое определение: она представляет собой обособленную систему хозяйственных связей, отличающихся самостоятельностью, единством, особенностями регулирования, наличием своего категориального аппарата и правовых инструментов, не свойственных иным системам хозяйственных связей [3, с. 24–35].

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России включает международный и внутригосударственный уровни. Нормы национального права приведены в соответствие с требованиями международных документов, однако сами по себе не обладают единством и логической завершенностью.

К субъектам внешнеэкономической деятельности относятся:

  1. Субъекты, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности:

— Международные организации: ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, международные и региональные организации экспортеров: ОПЕК, МОПЭМ, АПЕФ, СИПЕК, ЕОУС, МОК и другие.

— Органы государственной власти: Президент, Правительство, федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

  1. Хозяйствующие субъекты — это предприниматели различных форм собственности, которые занимаются одним или несколькими из видов деятельности: импорт; экспорт; посредничество во внешнеэкономических процессах.

Нормы федерального закона РФ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» подразделяют участников ВЭД по признаку резидентства на российских и иностранных резидентов. Нерезиденты, выступающие хозяйствующими субъектами ВЭД, могут пользоваться тремя правовыми режимами: национальным, наибольшего благоприятствования и недискриминации [4, с. 188–194].

Хозяйствующих субъектов внешнеэкономической деятельности по масштабу предпринимательской активности целесообразно разделить на:

  1. Физические лица: индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане;
  2. Юридические лица: малые предприятия; средние предприятия; крупный бизнес, корпорации.

Малый бизнес имеет статус льготного с точки зрения режимов налогообложения и иных предъявляемых к нему требований. Законодатель ограничил объем годовых поступлений малого бизнеса 800 млн. руб., а самозанятых граждан — 2,4 млн. руб. [5].

Для отдельных организаций установлен особый правовой режим, разрешающий им импорт и экспорт групп товаров, в отношении которых действуют ограничения: военной техники, товаров военного назначения; фармацевтической продукции; наркотических средств и психоактивных веществ; природного газа и т. д.

Органы государственной власти, осуществляющие надзорные функции за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов подразделяются на органы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Это, прежде всего, Федеральная таможенная служба (ФТС РФ), Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), Министерство внутренних дел (МВД РФ), а также Прокуратура. Государственный надзор осуществляется на предмет нарушения хозяйствующими субъектами законодательных норм и правил, нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Стратегической целью государственного надзора выступает поддержание государственной экономический безопасности, нейтрализация имеющихся угроз.

Литература:

  1. Бутова Т. В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность / Т. В. Бутова, В. И. Мурар, М. В. Елесина, И. В. Рашкеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 12–1. — С. 135–136.
  2. Карикова Н. Г. Теоретические подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности у отечественных исследователей / Н. Г. Карикова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 7. — С. 65–68.
  3. Корнеева А. В. Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы / А. В. Корнеева, Г. У. Корнеев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2019. — № 2(79). — С. 24–35.
  4. Макаревич М. Л. Правовое положение отечественных и иностранных юридических лиц — участников внешнеэкономической деятельности согласно российскому законодательству / М. Л. Макаревич, Р. Д. Абдулазизова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 1(19). — С. 188–194.
  5. Юсупова С. М. Роль малого предпринимательства в экономике России: — Текст: электронный / С. М. Юсупова // Вектор экономики. — 2020. — № 8. — URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/8/worldeconomy/Yusupova.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): внешнеэкономическая деятельность, государственная власть, субъект, государственный надзор, международный обмен, общая характеристика, правовое регулирование, Российская Федерация, РФ, экспортный контроль.


Ключевые слова

экспорт, импорт, внешнеэкономическая деятельность, государственный надзор, посредническая деятельность, хозяйствующие субъекты внешнеэкономической деятельности

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Гражданский, налоговый, административный и уголовный кодексы Российской Федерации используются для регулирования правовых отношений, возникающих при заключении и осуществлении внешнеэкономической сделки.

Международно-правовое регулирование...

Российская Федерация, Россия, внешнеэкономическая деятельность, президент РФ, Правительство РФ, государственная власть, высший уровень, всероссийский масштаб, внешнеэкономический комплекс страны...

Государственное регулирование внешнеэкономической...

В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо льгсткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление.

Оценка нормативно-правового регулирования...

 Краснодарский край — является субъектом Российской Федерации, расположенный на юго-западе страны и входящий в состав Южного федерального округа. Край представляет собой один из ведущих регионов России, в нем собраны главные отрасли экономики.

Компетенция субъектов Российской Федерации в области...

Для того чтобы обозначить реальное участии субъектов РФ во внешнеэкономической деятельность рассмотрим в качестве примера Ростовскую область. Доля Ростовской области в общем объеме экспорта за период 2019 года составляет 2 % (6100 млн. долл.

Внешнеэкономическая деятельность: теоретические аспекты

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе хозяйствующих субъектов, т. е. предприятий, компаний, организаций, которые обеспечивают производство своей продукции в полном объеме или частично и ее реализацию на международном рынке.

Роль государственного регулирования для...

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Внешнеэкономические расчеты: актуальные проблемы...

Государственное регулирование — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности в интересах национальной экономики.

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Исследование теоретических основ совершения таможенных...

В Российской Федерации система экспортного контроля стала формироваться с момента издания Указа Президента РФ № 388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» в 1992 году.

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Гражданский, налоговый, административный и уголовный кодексы Российской Федерации используются для регулирования правовых отношений, возникающих при заключении и осуществлении внешнеэкономической сделки.

Международно-правовое регулирование...

Российская Федерация, Россия, внешнеэкономическая деятельность, президент РФ, Правительство РФ, государственная власть, высший уровень, всероссийский масштаб, внешнеэкономический комплекс страны...

Государственное регулирование внешнеэкономической...

В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо льгсткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление.

Оценка нормативно-правового регулирования...

 Краснодарский край — является субъектом Российской Федерации, расположенный на юго-западе страны и входящий в состав Южного федерального округа. Край представляет собой один из ведущих регионов России, в нем собраны главные отрасли экономики.

Компетенция субъектов Российской Федерации в области...

Для того чтобы обозначить реальное участии субъектов РФ во внешнеэкономической деятельность рассмотрим в качестве примера Ростовскую область. Доля Ростовской области в общем объеме экспорта за период 2019 года составляет 2 % (6100 млн. долл.

Внешнеэкономическая деятельность: теоретические аспекты

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе хозяйствующих субъектов, т. е. предприятий, компаний, организаций, которые обеспечивают производство своей продукции в полном объеме или частично и ее реализацию на международном рынке.

Роль государственного регулирования для...

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Внешнеэкономические расчеты: актуальные проблемы...

Государственное регулирование — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности в интересах национальной экономики.

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Исследование теоретических основ совершения таможенных...

В Российской Федерации система экспортного контроля стала формироваться с момента издания Указа Президента РФ № 388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» в 1992 году.

Задать вопрос