Правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.10.2023

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Семенкова, А. С. Правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне / А. С. Семенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106382/ (дата обращения: 16.11.2024).



Поскольку 10 % населения страны трудоустроены у субъектов малого и среднего предпринимательства. Это требует от органов публичной власти особого внимания к поддержке этого вида деятельности для сохранения миллионов рабочих мест и развития созидательного труда и инициативы населения. Автор делает вывод, что органы местного самоуправления должны содействовать развитию малого и среднего предпринимательства для обеспечения экономического и социального развития, для развития привлекательности муниципального образования, повышения конкурентоспособности и укрепление местной идентичности. С точки зрения правового регулирования этому могут способствовать различные муниципальные программы.

Ключевые слова: местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальная программа, правовое регулирование

Since 10 % of the country's population is employed by small and medium-sized businesses. This requires public authorities to pay special attention to supporting this type of activity to preserve millions of jobs and develop creative work and initiative of the population. The author concludes that local governments should promote the development of small and medium-sized businesses to ensure economic and social development, to develop the attractiveness of the municipality, increase competitiveness and strengthen local identity. From the point of view of legal regulation, various municipal programs can contribute to this.

Keywords: local self-government, entrepreneurial activity, municipal program, legal regulation

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Российского Федерации в настоящее время насчитывается 6,1 миллиона соответствующих субъектов [1]. При этом в них трудоустроено 15 миллионов человек. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Фактически 10 % населения страны трудоустроены у субъектов малого и среднего предпринимательства. Это требует от органов публичной власти особого внимания к поддержке этого вида деятельности для сохранения миллионов рабочих мест и развития созидательного труда и инициативы населения. Более того, малые предприятия обеспечивают всестороннее бытовое, транспортное и прочее обеспечение городских и сельских поселений, что существенным образом складывается на их благосостоянии. Как отмечает С. В. Породина, «малое и среднее предпринимательство решает многие актуальные проблемы небольших городов и поселений: предоставление дополнительных рабочих мест, выпуск продукции и оказание услуг, необходимых для местных нужд, а также увеличение налоговых платежей в бюджет муниципальных образований» [2]. Важно также подчеркнуть, что предприниматели должны рассматриваться не только как источники рабочих мест и налогоплательщики, но и как «создатели пространства и инфраструктуры, где местные жители могут реализовать свои способности» [3].

Поэтому в соответствии со статьями 9–11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы публичной власти вовлекаются в работу по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства [4].

Существенное место в их системе занимают органы местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет в статьях 14, 15, 16 и 16.2, что содействие развитию малого и среднего предпринимательства относится к числу вопросов местного значения городского и сельского поселения, муниципального района, муниципального и городского округа, внутригородского района [5].

С точки зрения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления в рассматриваемой сфере обеспечивают:

1) «формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей»;

2) «анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований»;

3) «формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности»;

4) «содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций»;

5) «образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления».

Распределение указанных полномочий осуществляется с учетом выстроенной в муниципальных образованиях структуры органов местного самоуправления. Их структура представляет собой конкретный набор органов, фактически созданных в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения [6]. Ключевое значение приобретают представительные органы, главы муниципальных образований и администрации муниципальных образований.

Относительно поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне согласимся с Д. А. Ефременковой и Т. В. Слюсаренко в том, что полномочия органов местного самоуправления заключаются в «обеспечении баланса, согласовании интересов органов власти и бизнеса, координации усилий органов власти, направленных на решение важнейших вопросов повышения эффективности экономики, создание комфортной бизнес-среды» [7].

По нашему мнению, органы местного самоуправления должны содействовать развитию малого и среднего предпринимательства по нескольким причинам:

  1. Экономическое развитие. Малые и средние предприятия являются двигателем экономики, способствуют созданию новых рабочих мест, увеличению производства, разнообразию товаров и услуг. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует экономическому росту и улучшению жизни населения.
  2. Социальное развитие. Малые и средние предприятия создают рабочие места, что позволяет сократить безработицу и повысить уровень занятости населения. Они также способствуют развитию социальной инфраструктуры, создают условия для развития местных сообществ и улучшения качества жизни людей.
  3. Развитие привлекательного муниципального образования. Малые и средние предприятия часто являются местными предприятиями, которые используют местные ресурсы и укрепляют локальную экономику. Они могут способствовать развитию туризма, сельского хозяйства, местных производств и других отраслей, что способствует устойчивому развитию региона.
  4. Повышение конкурентоспособности. Малые и средние предприятия способствуют разнообразию предложения товаров и услуг, увеличивают конкуренцию на рынке, что способствует повышению качества и доступности товаров и услуг для потребителей. Это также стимулирует инновации и развитие новых технологий.
  5. Укрепление местной идентичности. Малые и средние предприятия, особенно те, которые используют и продвигают местные ресурсы и традиции, способствуют сохранению и развитию местной культуры и идентичности. Они могут быть важным элементом формирования имиджа и привлечения туристов.

Учитывая все эти факторы, органы местного самоуправления должны активно содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, создавать благоприятные условия для его развития, предоставлять поддержку и ресурсы, проводить мероприятия по стимулированию предпринимательской активности и содействию предпринимателям в решении различных вопросов.

Этому должна способствовать реализация тех полномочий, которые в рассматриваемой сфере закреплены за органами местного самоуправления. В условиях стратегического публичного управления реализация этих полномочий должна встраиваться в реализуемые муниципальные программы. Например, в рамках муниципальной программы города Нижний Новгород (постановление Администрации от 29 декабря 2022 года № 7216 «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2023–2028 годы») предполагаются мероприятия, направленные на увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, доли среднесписочной численности их работников, их оборота.

В целом стратегическое планирование в области развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

  1. Содействие созданию и развитию новых предприятий. Необходимо разработать меры и программы, которые будут стимулировать предпринимательскую активность, привлекать инвестиции и помогать в открытии новых малых и средних предприятий. Это может включать предоставление финансовой поддержки, информационные, консультационные и образовательные программы, упрощение процедур регистрации и получения лицензий и разрешений.
  2. Поддержка развития существующих предприятий. Важно предоставлять меры поддержки и услуги для существующих малых и средних предприятий, такие как доступ к кредитам и финансированию, обучение и консультации по управлению бизнесом, помощь в маркетинге и продвижении товаров и услуг.
  3. Создание благоприятной предпринимательской среды. Муниципальные органы должны работать над улучшением предпринимательской среды, упрощать бюрократические процедуры, улучшать инфраструктуру и условия для предпринимательства, обеспечивать доступ к инновационным технологиям и ресурсам.
  4. Продвижение малого и среднего предпринимательства на местном уровне. Важно проводить информационные кампании и мероприятия, которые будут повышать осведомленность о преимуществах и возможностях малого и среднего бизнеса. Также необходимо активно взаимодействовать с предпринимателями, ассоциациями и организациями, чтобы понять их потребности и предоставить соответствующую поддержку.
  5. Содействие развитию сотрудничества и сетевых взаимодействий. Муниципалитеты должны поощрять создание сетевых связей и сотрудничества между предприятиями, предоставлять площадки и мероприятия для обмена опытом и знаниями, организовывать бизнес-сообщества и клубы предпринимателей.

Общая цель стратегического планирования в области развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне — это создание благоприятной и поддерживающей среды для развития предпринимательства, которая будет способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни населения.

Литература:

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба Российской Федерации: офиц. сайт. — URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 01.09.2023).
  2. Породина, С. В. Проблемы управления и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях / С. В. Породина // Естественно-гуманитарные исследования. — 2023. — № 2(46). — С. 435–437. — EDN WGZNLG.
  3. Бабичев, И. В. Развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне: проблемы и перспективы / И. В. Бабичев, А. В. Павлов, В. В. Волков // Местное право. — 2023. — № 3. — С. 3–14. — EDN SCFRMN.
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.09.2023).
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.09.2023).
  6. Мазеин, А. В. Система и структура органов местного самоуправления в условиях реализации принципа единства системы публичной власти и трансформации муниципальных образований / А. В. Мазеин // Муниципалитет: экономика и управление. — 2023. — № 1(42). — С. 56–67. — DOI 10.22394/2304–3385–2023–1-56–67. — EDN VXOQYD.
  7. Ефременкова, Д. А. Компетенция органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства / Д. А. Ефременкова, Т. В. Слюсаренко // Управленец. — 2016. — № 6(64). — С. 62–67. — EDN XSCZXX.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, среднее, Развитие малого, предпринимательство, орган, предприятие, Российская Федерация, муниципальный уровень, область развития малого, публичная власть.


Ключевые слова

identity. From the point of view of legal regulation, various municipal programs can contribute to this

Похожие статьи

Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель...

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

История возникновения государственных закупок

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных инструментов регулирования рынка, элементом социальной и экономических систем, а также обеспечения роста экономики. Как показывает практика, муниципальные закупки — это мощны...

Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой

Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Занятость населения: государственное и муниципальное регулирование

В статье рассматриваются особенности регулирования сферы занятости населения на государственном и муниципальном уровнях. Обосновывается актуальность исследования. Рассматривается степень изученности темы. Автор рассматривает механизмы и методы госуда...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Похожие статьи

Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель...

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

История возникновения государственных закупок

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных инструментов регулирования рынка, элементом социальной и экономических систем, а также обеспечения роста экономики. Как показывает практика, муниципальные закупки — это мощны...

Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой

Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Занятость населения: государственное и муниципальное регулирование

В статье рассматриваются особенности регулирования сферы занятости населения на государственном и муниципальном уровнях. Обосновывается актуальность исследования. Рассматривается степень изученности темы. Автор рассматривает механизмы и методы госуда...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Задать вопрос