Сравнение классического и современного подходов к структуре основного капитала как к фактору конкурентных преимуществ передовых индустриальных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.09.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Минаева, Е. А. Сравнение классического и современного подходов к структуре основного капитала как к фактору конкурентных преимуществ передовых индустриальных стран / Е. А. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106221/ (дата обращения: 28.04.2024).



Более или менее общепризнано, что современная экономическая наука началась с книги Адама Смита «Богатство народов» (1776), а современный экономический рост — с промышленной революции в Англии (примерно 1760–1830). Адам Смит первым четко провёл разделение между основным и оборотным капиталом по 4-х-компонентной структуре, а современный экономический рост отсчитывается с того момента, когда промышленная революция переместила основной капитал в центр бизнеса, впервые сформировала расширяющийся набор элементов основного капитала.

Но оценки исторической роли накопления основного капитала экономистами, принявшими в качестве отправного пункта наследие А. Смита, претерпели значительную трансформацию. И до сих пор не прекращаются дискуссии о том, насколько значительное место в эволюции современного экономического роста занимает накопление того компонента основного капитала, которое А. Смит назвал «приобретенными и полезными способностями всех членов общества», а современные экономисты определяют как «человеческий капитал». А также о том, насколько верно сам А. Смит понимал значение разных компонентов основного капитала в генезисе современного экономического роста, и можно ли вообще считать, что Смит правильно оценил конкурентные преимущества стран в начавшейся при его жизни промышленной революции.

В дискуссиях было отмечено, что хотя Адам Смит и включил отдельным компонентом в состав основного капитала человеческий капитал, он не придавал ему должного значения (в частности, систематическому образованию), что уже в первой половине XIX века породило целую волну критики Смита его же последователями, начиная с российского академика Генриха (Андрея) Шторха. Кроме того, хотя Смит на протяжении всей книги подчеркивал роль путей сообщения в снижении издержек, он не включил ни шоссе, ни каналы, ни прочу инфраструктуру в состав основного капитала, на чём настаивали экономисты со второй половины XIX века. И чему особое значение придал Николай Кондратьев уже в ХХ веке, отделяя в структуре основного капитала машины и оборудование от категории основных капитальных благ. В состав основных капитальных благ Кондратьев наряду с транспортной инфраструктурой, производственными зданиями и мелиоративными сооружениями включал также и затраты на подготовку новой квалифицированной рабочей силы. Поэтому концепцию основных капитальных благ Н. Д. Кондратьева можно рассматривать как связующее звено между классическими экономистами XIX в. и поколениями экономистов ХХ и XXI вв., занимавшихся вопросом роли и значения накопления человеческого капитала.

В своей концепции основного капитала Адам Смит не структурирует «приобретенные полезные способности членов общества», что вызывает некоторые противоречия. Он, с одной стороны, понимает, что, к примеру, в часовом деле нужны и мастерство — определенные навыки, и «глубокая мысль» ученых. Однако, с другой стороны, он не считает необходимой организацию специальных институтов для передачи навыков, а труд ученых не относит к производительному.

С течением времени ученые доказали, что без теоретических знаний не было бы и самого часового мастерства, а без искусных часовщиков — изобретения и внедрения машин. К тому же, важны были не только общее распространение грамотности и способности к количественному мышлению как «приобретенные полезные способности всех членов общества», но и специальные умения «небольшой армии высококвалифицированных специалистов своего дела». [7, с.56–57]

Адам Смит не считал нужными специальные инвестиции в человеческий капитал. И Англия действительно совершила промышленную революцию без таких инвестиций. Правда, только первую, а впоследствии удержать свое лидерство она не сумела. Германия и США начали задействовать специальные инвестиции в человеческий капитал, не только полагаясь на общее распространение грамотности под воздействием протестантизма, но поощряя специальное техническое образование и связь теоретического знания с фабричным производством.

Теория человеческого капитала в той форме, в которой ее понимают современные ученые, такие как, к примеру, Беккер или Кендрик, началась с сопоставления доходности от вложений в физический (машины и оборудование) и человеческий капитал.

Множественные примеры доказывают тот факт, что наличие широко распространенного образования будет способствовать ускорению темпов экономического роста.

Историю Великобритании во времена промышленной революции повторяет Советский Союз, в котором с самого начала одной из важнейших задач государства стало приближение к нулю числа безграмотных. Уже в 1918 году церковно-приходские школы были реорганизованы в школу первой ступени, что, по сути, можно считать прародителем начального образования. Начиная с 1921 году стали создаваться ФЗУ — специальные школы для подготовки кадров промышленности и транспорта. Даже в военное время образованию уделялось большое внимание. В 1943 году были организованы вечерние школы для рабочей молодёжи, которые позволили получить систематическое образование тем, кого военные действия лишили этой возможности. В течение всего XX века образование подвергалось изменениям, целью которых было предоставить людям более основательную подготовку к трудовой деятельности и обеспечить их более глубокими практическими навыками и умениями. Нельзя не принять во внимание и следующий факт — по темпам экономического роста Советский Союз превзошёл все капиталистические страны [5, диаграмма 8]. Можно заметить, что начиная с 1928 года, как раз когда в стране начала проводиться политика ликвидации безграмотности, темпы экономического роста начали стремительно расти. С 1946 по 1953 год он вырос с 400 до 1300 раз. В это время в СССР развивался принцип политехнического обучения — в рамках школьной программы обучающимся стремились дать основные знания обо всех сферах производства. Можно сказать, что в Советском Союзе преследовали цель вырастить универсальных рабочих.

Реализация принципов политехнического обучения позволила Советской промышленности в послевоенное десятилетие наладить массовое производство металлорежущих станков и подготовить кадры молодой квалифицированной рабочей силы, способной работать на этих станках. В соединении с передовой инженерно-конструкторской мыслью это способствовало крупнейшему технологическому достижению СССР прорыву в космическое пространство [4, с. 598, 604]. Первенство СССР в запуске искусственных спутников Земли, межпланетных космических станций и осуществлении пилотируемых космических полетов стало вызовом для западного мира и прежде всего для Соединенных Штатов, которые достигли в 1950-е годы уверенного лидерства в создании общества массового стандартизированного производства и потребления, но признали свое относительное отставание от Советов в техническом образовании Предпринятые в Соединенных Штатах меры по улучшению общего и массового технического образования стали одной из важных предпосылок возникновения концепции человеческого капитала или по выражению известного специалиста по проблемам экономического роста Дж. Кендрика «капитала, воплощенного в людях».

Это как раз и подтверждает, что обладание знаниями о технических новшествах и их использовании иногда бывает более выгодным, чем обладание теми самыми техническими новшествами.

Литература:

  1. Аллен Роберт С. Почему промышленная революция привела к современному экономическому росту? // Модернизация хозяйства и становление рыночных отношений в Западной Европе (XIII–XIX века). — М.: «Перо», 2016. — С. 185–188.
  2. Булина А. О., Мозговая К. А., Пахнин М. А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского Университета Экономики. — 2020. — № Т. 36. Вып. 2. — С. 163–188.
  3. Гильфасон Т. Природа, энергия и экономический рост // Экономический журнал ВШЭ. — 2001. — № 4. — С. 459–486.
  4. Гловели, Г. Д. Экономическая история: учебник для бакалавров / Г. Д. Гловели. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 719 с.
  5. Достижения Советской власти за сорок лет в цифрах. Редакторы: Старовский В Н., Монахов В. Ф. и др.- М.: Государственное статистическое издательство, 1957. — 370 с.
  6. Капелюшников Р. И. Экономический подход Гэри Беккера в человеческому поведению//США: экономика, политика, идеология, 1993, № 11// http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn_newlife.pl?type=in&links=./in/becker/critics/becker_c1.txt&img=critic.gif&name=becker
  7. Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени Том 1: 1700–1870 [Текст]/пер. с англ. Ю. Каптуревского под ред. Т. Дробышевской. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2013–464 с.
  8. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
  9. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов, Кн. 1–3. — М.: Российская акад. наук, Ин-т экономики., 1993. — 569 с.
  10. Шторх, А. Курс политической экономии, или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. Размышления о природе национального дохода / А. Шторх; Науч. ред. и авт. вступ. ст. Ю. В. Якутин; Рук. проекта и гл. ред. Н. В. Якутин. — М.: Экономическая газета, 2008. — 1118 с.
  11. Koebner R. Adam Smith and the Industrial Revolution // The Economic History Review. — 1959. -Second Series, Vol. XI, No. 3. — С. 381–391.
  12. McGrew Roderick E. Dilemmas of Development: Baron Heinrich Friedrich Storch (1766–1835) on the Growth of Imperial Russia // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas Neue Folge, Bd. 24, H. 1 (1976), pp. 31–71
Основные термины (генерируются автоматически): основной капитал, человеческий капитал, промышленная революция, современный экономический рост, Советский Союз, экономический рост, Англия, общее распространение грамотности, политехническое обучение, систематическое образование.


Похожие статьи

Европейская система образования в русле глобализации...

Указывается на то, что основной вектор глобализационного измерения развития образования — ее необратимое вхождения в систему рыночных отношений. Отмечается, что адаптация образования к нынешней рыночной экономике требует особых усилий.

Важность экономики, основанной на знаниях | Статья в журнале...

Важность образования и человеческого капитала для экономического роста в последнее время находится в центре экономического планирования и управления. Образование — это важнейшая сила, которая порождает технологический прогресс в экономике.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

Человеческий капитал является многогранным понятием, компоненты которого меняются с развитием общества. Человеческий капитал включает в себя уровень образования людей, качество высшего образование и уровень развития [2].

Практическое занятие на тему «План Маршалла» | Молодой ученый

План Маршалла — Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путём предоставления европейским странам экономической помощи со стороны США, известен как самая успешная программа иностранной помощи в истории.

Английский капитализм как экономическая система, положившая...

Так к концу XVII века английское правительство учредило Английский банк, основной функцией которого была выдача займов тем капиталистам, капиталы которых были недостаточны для основания предприятия, таким образом банк способствовал накоплению капиталов [2].

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

 Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности.

Типология государств. Неравномерность экономического...

В статье авторы пытаются изучить причины неравномерного экономического развития стран, определить основные принципы экономического роста, изучить типологию государств по некоторым критериям и сделать определенные выводы.

Экономический рост, его стадии, типы и факторы

Основные термины (генерируются автоматически): экономический рост, длительное пользование, человеческий капитал, Годовой темп роста, ресурс, этап, высокое массовое потребление, задний план, интенсивный труд, предпринимательский класс.

Похожие статьи

Европейская система образования в русле глобализации...

Указывается на то, что основной вектор глобализационного измерения развития образования — ее необратимое вхождения в систему рыночных отношений. Отмечается, что адаптация образования к нынешней рыночной экономике требует особых усилий.

Важность экономики, основанной на знаниях | Статья в журнале...

Важность образования и человеческого капитала для экономического роста в последнее время находится в центре экономического планирования и управления. Образование — это важнейшая сила, которая порождает технологический прогресс в экономике.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

Человеческий капитал является многогранным понятием, компоненты которого меняются с развитием общества. Человеческий капитал включает в себя уровень образования людей, качество высшего образование и уровень развития [2].

Практическое занятие на тему «План Маршалла» | Молодой ученый

План Маршалла — Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путём предоставления европейским странам экономической помощи со стороны США, известен как самая успешная программа иностранной помощи в истории.

Английский капитализм как экономическая система, положившая...

Так к концу XVII века английское правительство учредило Английский банк, основной функцией которого была выдача займов тем капиталистам, капиталы которых были недостаточны для основания предприятия, таким образом банк способствовал накоплению капиталов [2].

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

 Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности.

Типология государств. Неравномерность экономического...

В статье авторы пытаются изучить причины неравномерного экономического развития стран, определить основные принципы экономического роста, изучить типологию государств по некоторым критериям и сделать определенные выводы.

Экономический рост, его стадии, типы и факторы

Основные термины (генерируются автоматически): экономический рост, длительное пользование, человеческий капитал, Годовой темп роста, ресурс, этап, высокое массовое потребление, задний план, интенсивный труд, предпринимательский класс.

Задать вопрос