Фабула об избавлении девушки в романах XX века: освобождение и эмансипация женского героя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.09.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Авхадиева, И. А. Фабула об избавлении девушки в романах XX века: освобождение и эмансипация женского героя / И. А. Авхадиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106220/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье исследуется фабула об избавлении девушки в литературе XX века как ключевой элемент, отражающий борьбу женщин за равноправие, свободу выбора и самореализацию. Автор рассматривает эту тему как общую черту как русской, так и зарубежной литературы, подчеркивая важность индивидуальности, силы воли и умения преодолевать общественные ограничения.

Ключевые слова: фабула об избавлении девушки, литература XX века, эмансипация, женская идентичность, свобода выбора, общественные ожидания, самореализация, индивидуальность.

Известный в узких кругах литературовед Р. Г. Назиров выделил 10 фабул, которые являются ключевыми для русской литературы: онегинская фабула, фабула об ограблении бедняка, о колдуне-предателе, о трагедии узурпатора, о мудрости безумца, о безволии мечтателя, о возрождении грешника, о продавшемся таланте, об избавлении девушки, любовь среди народной войны.

Его исследования и анализы фабул были основаны на анализе произведений таких авторов, как Фёдор Достоевский, Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Гоголь и других классиков русской литературы.

В частности, одной из его ключевых работ является монография «Творческие принципы Ф. М. Достоевского», в которой он анализирует фабулу и творческие методы Федора Достоевского. Он также исследовал различные фольклорные мотивы и их влияние на русскую литературу XIX века. Назиров использовал литературные произведения как источники для выявления фабул, а затем проводил анализ и интерпретацию событий и конструкции сюжета, чтобы выявить общие темы и характеристики фабулы. Его исследования помогли более глубоко понять литературные произведения и методы писателей XIX века.

Далее к этой теме обращались такие ученые, как Гладышева О. С., Карпенко И. В., Степанова Н. М., Захаров А. А., Борисова Л. В., Козлов А. А.

Данные фабулы были рассмотрены только на материале русской литературы XIX века, мы же сегодня рассмотрим фабулу об избавлении девушки на материале литературы XX века.

Романы XX века являются отражением социальных, политических и культурных изменений, происходивших в обществе. Одним из важных аспектов в этих произведениях является фабула об избавлении девушки, которая исследует тему освобождения и эмансипации женского героя. Мы же, в свою очередь, рассмотрим не только романы русской литературы, но и также экстраполируем данную фабулу на романы зарубежной литературы, поскольку процесс эмансипации начался на Западе и особенно ярко проявился именно в романах западной литературы.

В качестве рабочего определения фабулы будем рассматривать определение Р. Г. Назирова: «Фабула — событийная конструкция произведения, предопределенная литературной традицией, мыслимая как жизнеподобно выпрямленная в плане общечеловеческого опыта времени и выведенная из-под субъективной точки зрения, в отличие от сюжета» [1, c. 2]

Роман «Портрет Дориана Грея» исследует фабулу об избавлении девушки в контексте героини Сибил Вейн, талантливой актрисы, которая стремится к свободе самовыражения и профессиональному успеху. Роман подчеркивает сложности, с которыми сталкиваются женщины в обществе, где их успех и статус в значительной степени зависят от соответствия традиционным ролям и ожиданиям.

Роман «Волны» Вирджинии Вульф также содержит фабулу об избавлении девушки через несколько главных героинь. Они сопротивляются традиционным ролям женщин и стремятся к самореализации и свободе в своих действиях и мыслях. Фабула этого романа исследует тему идентичности, женственности и силы воли женщин, а также вызывает вопросы о смысле и целях их жизни.

Фабула об избавлении девушки в романе «Любовник леди Чаттерлей» Д. Х. Лоуренса представлена через главную героиню, которая стремится к своей сексуальной и эмоциональной свободе. Она борется с общественными и моральными ограничениями, чтобы претворить в жизнь свои желания и самовыражение. Фабула этого романа исследует тему страсти, запретной любви и освобождения от традиционных норм.

Роман «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд представляет фабулу об избавлении девушки через главную героиню Дэгни Таггарт. Она является сильной и независимой женщиной, которая преодолевает преграды и борется за свои цели в мире бизнеса и политики. Фабула этого романа исследует тему индивидуальности, свободы выбора и традиционных ожиданий в обществе.

Экспериментальный роман «Гертруда» Гертруды Стайн продолжает фабулу об избавлении девушки через самосознание и поиски своей собственной идентичности. Главная героиня, Гертруда, выстраивает свою реальность, игнорируя общественные нормы и предрассудки, и становится символом освобождения и эмансипации женщин.

Фабула об избавлении девушки в романах 20 века играет важную роль в исследовании темы освобождения и эмансипации женского героя. Через разнообразных героинь и их борьбу с общественными и моральными ограничениями эти романы подчеркивают важность самореализации, равноправия и свободы выбора для женщин. Фабулы об избавлении девушки в этих произведениях призывают нас задуматься о сложностях и препятствиях, с которыми сталкиваются женщины в своем поиске личной свободы и самовыражения.

Фабула об избавлении девушки является ключевым моментом в ряде произведений литературы XX века, отражая стремление женщин к свободе, самореализации и эмансипации от традиционных ролей и ограничений общества. Эта тема пронизывает произведения как русской, так и зарубежной литературы, открывая перед читателями сложности и противоречия, с которыми сталкиваются женщины в своём стремлении к освобождению и независимости.

Одним из важных аспектов фабулы об избавлении девушки является подчеркивание индивидуальности, силы воли и умения преодолевать трудности. Главные героини данных произведений часто предстают как личности, которые находят смысл и цель в собственных устремлениях, даже в условиях социальных и культурных изменений.

Эмансипация, как процесс освобождения от устаревших социальных, культурных и моральных норм, является важным аспектом фабулы об избавлении девушки. Этот процесс прослеживается через жизненные истории героинь, которые не просто противостоят общественным ожиданиям, но и активно ищут свою истинную суть и самовыражение.

Таким образом, фабула об избавлении девушки в литературе XX века представляет собой отражение борьбы женщин за равноправие, свободу выбора и возможность полноценно реализовать себя в современном мире. Она призывает задуматься о том, как важно уважение личности, независимо от её пола, и подчёркивает необходимость создания равноправных условий для всех членов общества.

Литература:

  1. Назиров Р. Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул / автореф. дисс. … докт. филол. н. — Уфа, 1995. — 46 с.
  2. Гладышева О. С. «Пушкин и Гоголь: литературные параллели и контрасты». Москва, 2004.
  3. Карпенко И. В. «Русская проза XIX века: Пушкин и Гоголь в контексте развития жанра». Санкт-Петербург, 2008.
  4. Степанова Н. М. «Литературные традиции и новаторство в произведениях Пушкина и Гоголя». Москва, 2012.
  5. Захаров А. А. «Гоголь и Пушкин: стилистические и жанровые аспекты». Санкт-Петербург, 2009.
  6. Борисова Л. В. «Эволюция фабулы в русской прозе XIX века: Пушкин и Гоголь». Москва, 2007.
  7. Козлов А. А. «Пушкин и Гоголь: символика и мотивы в русской литературе». Санкт-Петербург, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): избавление девушки, фабула, свобода выбора, роман, главная героиня, зарубежная литература, русская литература, аспект фабулы, женский герой, русская литература XIX века.


Ключевые слова

самореализация, индивидуальность, эмансипация, свобода выбора, литература XX века, фабула об избавлении девушки, женская идентичность, общественные ожидания

Похожие статьи

Особенности женского романа как жанра литературы

В критической литературе можно встретить такие близкие понятия, как «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» и даже его отождествление с женской литературой.

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, много путешествовали. К теме скитания души я могу отнести Печорина. Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя, живущего интересами и волнениями своего века.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Жуковский занимал особое место среди дружеских привязанностей А. С. Пушкина. Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был, бесспорно, самый добрый человек в русской литературе.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма.

Неомифологическая антропология декадентствующего...

В них писатель трансформирует прием контраста – здесь он проявляется уже не на уровне фабулы, а на уровне героя: персонажи произведений раздвоены, в своем сознании они перемещаются из мира реального в мир призрачный.

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди»

И первой из череды «оскорбленных и грустных девочек», падших женщин Достоевского, является, разумеется, Варвара Алексеевна Доброселова, героиня его дебютного романа «Бедные люди» (1846).

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего...»

На тот период это стало нововведением в русской литературе. Такой метод «диалектики души» ранее никем не применялся. Роман «Герой нашего времени» сильно отличался от прежних произведений М. Ю. Лермонтова.

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа...

В данной статье мы рассмотрим те доминанты, на которые в дальнейшем будет опираться советская литература в создании характеров женщин — соратниц в революционной борьбе.

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века. Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов. Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа.

Похожие статьи

Особенности женского романа как жанра литературы

В критической литературе можно встретить такие близкие понятия, как «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» и даже его отождествление с женской литературой.

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, много путешествовали. К теме скитания души я могу отнести Печорина. Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя, живущего интересами и волнениями своего века.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Жуковский занимал особое место среди дружеских привязанностей А. С. Пушкина. Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был, бесспорно, самый добрый человек в русской литературе.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма.

Неомифологическая антропология декадентствующего...

В них писатель трансформирует прием контраста – здесь он проявляется уже не на уровне фабулы, а на уровне героя: персонажи произведений раздвоены, в своем сознании они перемещаются из мира реального в мир призрачный.

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди»

И первой из череды «оскорбленных и грустных девочек», падших женщин Достоевского, является, разумеется, Варвара Алексеевна Доброселова, героиня его дебютного романа «Бедные люди» (1846).

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего...»

На тот период это стало нововведением в русской литературе. Такой метод «диалектики души» ранее никем не применялся. Роман «Герой нашего времени» сильно отличался от прежних произведений М. Ю. Лермонтова.

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа...

В данной статье мы рассмотрим те доминанты, на которые в дальнейшем будет опираться советская литература в создании характеров женщин — соратниц в революционной борьбе.

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века. Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов. Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа.

Задать вопрос