Лексико-семантическое поле «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.09.2023

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Молчанова, Е. С. Лексико-семантическое поле «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко / Е. С. Молчанова, Е. С. Витрук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106174/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы исследуют лексико-семантическое поле «Россия» в творчестве Е. А. Евтушенко.

Ключевые слова: поэт, Россия, лексико-семантическое поле.

Антропоцентрическая парадигма исследований современной лингвистики предполагает рассмотрение языка как отражения культурного кода индивидуума и нации, в целом — языковой картины мира (индивидуальной и национальной). Этот «поворот» был отмечен С. Г. Воркачевым, который писал, что язык стал изучаться «как один из ключей к культуре общества и внутреннему миру человека» [Воркачев 2008: 10]. Человек, владеющий определенным языком и выражающий на нем свой внутренний мир представляется как носитель национальной концептуальной системы. Языковая и концептуальная картины мира являются универсальными, так как их творит народ, поэтическая же картина мира — это индивидуальная область, которая создается отдельным человеком. Поэтическая картина мира соотносима с национальной, но не равна ей. Поэт создает свой интуитивно-образный мир, привнося в него индивидуальные смыслы, осуществляя поэтическую концептуализацию мира. Концепт — «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении» [Попова, Стернин, 2007: 34]. Мы хотели бы рассмотреть особое концептуальное воплощение России в творчестве Е. Евтушенко.

Поэзия Евгения Евтушенко — это поэзия «шестидесятников». Так называли представителей интеллигенции и творческой молодежи, взгляды которых формировались в эпоху «оттепели», десталинизации, приведшей к открытой критике власти. (1950–1960-е гг.). Особенно ярко это проявилось в гражданской лирике поэта, где, по мнению литературоведа В. П. Прищепы «поэт обращается к насущным, на его взгляд, первостепенным проблемам времени: проблемам гражданских свобод, борьбы за социальную справедливость, жестокости и беспощадности современного мира» [Прищепа 1996: 45].

Родина, Россия, русский народ — главные темы поэзии Е. Евтушенко. Выявление особенностей репрезентации концепта «Россия» в поэтическом пространстве целесообразно проводить путем исследования лексико-семантических полей. Поле понимается как «некоторое организованное пространство частиц, множество элементов, единиц, внутри которого реализуются закономерности их систематизации и функционирования» [Новиков 1997: 3].

Именно для исследований лексико-семантического поля в художественной поэтике важны ассоциативные единицы в периферийной зоне. Несмотря на то, что такие единицы очень далеки по значению от тех, что находятся в ядерной зоне, они в поэтическом языке приравниваются, отождествляются с ядерными компонентами Ю. Н. Караулов писал: «Ассоциативное поле может рассматриваться как характеристика индивидуума, воспринимающего действительность. Понятийное поле тяготеет к тому, чтобы быть непосредственным отражением этой действительности. Семантическое поле … стремиться соединить эти две характеристики» [Караулов 1976: 175].

В лингвистике не сложилось однозначного определения лексико-семантического поля. Вслед за Ю. Н. Карауловым будем рассматривать его как группу «слов одного языка, достаточно тесно связанных друг с другом по смыслу» [Караулов 1972: 57]. У лексико-семантического поля выделяется ядерный элемент, центральная и периферийная зоны. Между единицами поля возникают синтагматические и парадигматические связи. Единицей лексико-семантического поля является лексема, то есть слово во всех его семантических и грамматических проявлениях. Использование полевой методики позволяет выявить ключевые узлы авторского мировидения, в нашем случае, представления о России в поэзии Е. Евтушенко.

Частотность употребления лексемы «Россия» в текстах поэта позволяет вычленить ее как ядерный компонент лексико-семантического поля.

Важно отметить, что у Е. Евтушенко Россия дробится на географические категории: реки, моря, области, города: «Мы дети Волги…», «К ней тянутся душою всей / Кубань и Днепр, Нева и Лена, / и Ангара, и Енисей» («Волга»); «Благословенно утро человека / у Кустаная / или Челекена» («Благословенна русская земля…»).

Россия для поэта неразрывно связана с великими именами русской истории: Пушкин и Стенька («Идут белые снеги»), Разин, Некрасов, Ленин («Волга»).

Не только география России привлекает поэта. Контекстуальным синонимом России в поэтическом мире Евтушенко выступает люд, русские люди: «Я в тебе родился снова. / Ты шепни, любимая, / нашим детям в дар три слова: / Люди — родина моя».

Глубокая привязанность к родной земле выражается в ряде прилагательных: «благословенна русская земля, открытая для доброго зерна…»; многократное повторение прилагательного «большая»: «Большая ты, Россия, и вширь и в глубину…». Далее идет сопоставительный ряд: большая Россия — большие морозы — большие цены — большие поэты — большие перемены. Автор называет разные явления, связанные для него с Россией, и объединяет их одним общим с Россией признаком — большой.

Россию лирический герой именует Русью, родимой землей, в чем выражается мелиоративная окраска, теплое отношение к родине.

Россия Е. Евтушенко полна противоречий, это выражается в поэтическом дискурсе в использовании антитезы. Например, в стихотворении «Письмо в Париж» противопоставлены «сукно парижского пиджака» и «репей рязанский», свобода — неволе, а в стихотворении «Большая ты, Россия» — «большая родина» не приемлет «маленьких людей» и «маленьких страданий», «беда» — «победе»; в стихотворении «Заповедь» гении противопоставлены лжегениям. Автор хочет подчеркнуть разнообразие России, бурление антагонистических сил в ней.

Личное отношение к России выражено с помощью глаголов 1 лица «люблю», повелительного наклонения «будь», «не плачь». Лирический герой просит ее спасения у Бога: «Да хранит Господь тебя, Россия, / Если нас не будет, будь!». Глагол «есть» выражает богатство и изобилие России в строке «Все у нас в России есть».

Любовь к России выражается в лексемах, обозначающих части тела человека: «а любил я Россию всею кровью , хребтом …»;» Хоть скройся в Мекку, / хоть прыгни в Лету, / в кишках — Россия. / Не выдрать! / Шиш / Невозвращенства в Россию нету. / Из сердца собственного не сбежишь».

Таким образом, анализ лексико-семантического поля «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко показал, что Россия для лирического героя — центр мироздания, громада, дробящаяся на географические объекты, часть его самого, прочно въевшаяся в сердце и душу, череда исторических деятелей, соединяющих прошлое России с ее настоящим.

Литература:

  1. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов / отв. ред. Д. Н. Шмелев. — М.: Наука, 1987. — 263 с.
  2. Новиков, Л. А. Семантическое поле как лексическая категория /Л. А. Новиков // Теории поля в современном языкознании: Тезисы докладов. –Уфа: БашГУ, 1991. — Ч.1. — С. 3–7.
  3. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007. — 175 с.
  4. Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965–1995 гг.). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,1996. — С. 344.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лексико-семантическое поле, лирический герой, периферийная зона, поэт, русская земля.


Похожие статьи

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Похожие статьи

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Задать вопрос