Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.09.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, Н. Я. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста / Н. Я. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106159/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автор рассматривается опыт использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применения для развития детей дошкольного возраста. Отмечает, как использование практического пособия «Дары Фрёбеля», открывает новые возможности развития детей дошкольного возраста через игру.

Ключевые слова: набор Дары Фрёбеля, познавательная деятельность, творческое мышление, педагог дошкольного образования, виды деятельности, дидактическая игра.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на многостороннее развитие детей дошкольного возраста. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит непростая задача. Педагог должен обладать системой приёмов, чтобы увлечь, заинтересовать и развить инициативу дошкольников.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. «Дары Фрёбеля» изготовлены из экологических чистых природных материалов, что обеспечивает безопасность в их использовании. Они разнообразны и доступны, с первых минут вызывают желание их изучить, потрогать, потереть. Дары являются символическими элементами вселенной. В настоящее время — 14 видов образовательных материалов Фребеля: объёмные фигуры и фигуры на плоскости. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания.

Использование практического пособия «Дары Фрёбеля» открывает новые возможности развития детей дошкольного возраста через игру. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на образовательную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное — заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя можно многое узнать. Поэтому, главной задачей воспитателя является развить в ребенке все то, что заложено природой, по средствам правильно направленной игры.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к образовательной деятельности.

Работа с набором «Дары Фребеля» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей, его можно использовать на разных этапах непосредственно образовательной деятельности.

Набор «Дары Фрёбеля» помогает в организации бесед в «Утреннем Круге», заряжает детей хорошим настроением, с помощью ярких разноцветных предметов, разной формы.

Например, на занятии по изобразительной деятельности «Солнышко в гостях», вместо показа последовательности рисования, педагог демонстрирует детям, как можно сделать солнышко» с лучиками разной формы, используя геометрические фигуры из набора — палочки разной длины. Далее дети самостоятельно рисуют солнышко. Или после рисования детьми какого-либо рисунка, работа дополняется элементами из набора «Дары Фребеля». У детей дошкольного возраста развивается не только чувство цвета при восприятии и создании разных оттенков, но и формируется умение выразительно передавать образы окружающего мира, развивается творческая активность и мелкая моторика.

Модули из игрового набора «Дары Фребеля» можно использовать также на занятии в качестве оборудования для проведения физкультминуток используя «Шерстяные мячики».

Большие возможности для развития творческого воображения дает игровой набор и во время проведения конструктивной деятельности с детьми.

Например, на занятии по конструированию «Мой дом», задачи которого: формировать представления о зданиях и сооружениях, развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность, — ребята конструируют «Дом», используя треугольник, длинные и короткие палочки из набора.

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства — например, дымковской игрушкой, учить составлять элементы узоров; развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность, — можно на занятии по теме «Дымковская роспись».

Например, в гости приходит «Дымковская» игрушка и рассказывает о себе: откуда она, кто её создатели. Может предложить обыграть потешку. Далее, игрушка предлагает рассмотреть узоры других дымковских игрушек и составить самостоятельно элементы узоров по образцу. Используя набор «Дары Фребеля», дошкольники могут составить узор, настольную картину по определенной теме, развивая, таким образом, воображение, интерес к изобразительному творчеству.

В математике «Дары Фрёбеля» можно использовать как счётный материал.

Главный результат, заключается в том, чтобы приобретенные навыки в процессе игры в дальнейшем помогли ребенку успешно овладеть новыми знаниями.

Применение набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности способствует повышению уровня актуализации субъектного опыта ребёнка, формированию интереса к занятиям с игровой направленностью, что благоприятно влияет на развитие желания в продолжение познания дошкольников. Таким образом, целесообразность и эффективность использования данного материала в работе с детьми дошкольного возраста актуальна, так как позволит сориентировать педагогов дошкольного образования на формирование способности осваивать новые способы деятельности в процессе обучения детей и реализовывать инновационные подходы в сфере дошкольного образования.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. М., 2016.
  2. Казакова О. А. Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника // Учёные записки университета им.П. Ф. Лесгафта.- 2016.
  3. Фрёбель Ф. Будем жить для своих детей: Ст., советы и рекомендации: [Пер. с нем.] / Ф. Фребель; Сост. и авт. предисл. Л. М. Волобуева. — Москва: Карапуз, 2001.
  4. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля».
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, Дар, ребенок, игровая деятельность, мелкая моторика, набор, образовательная деятельность, творческое мышление, дидактическая игра.


Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт положительные результаты.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного...

дети дошкольного возраста, дополнительная общеразвивающая программа, развитие познавательных процессов, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

Современные подходы к организации игровой деятельности...

У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организовывая игровую деятельность, педагоги уделяют большое внимание следующим принципам работы

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

 Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Развитие логического мышления старших дошкольников...

Дидактическая игра выступит эффективным средством в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт положительные результаты.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного...

дети дошкольного возраста, дополнительная общеразвивающая программа, развитие познавательных процессов, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

Современные подходы к организации игровой деятельности...

У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организовывая игровую деятельность, педагоги уделяют большое внимание следующим принципам работы

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

 Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Развитие логического мышления старших дошкольников...

Дидактическая игра выступит эффективным средством в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

Задать вопрос