Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Харламова, Е. В. Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106147/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена описанию исследования в области коррекции речи дошкольников с использованием логопедических сказок. Научная новизна представлена авторской Моделью развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок. Доказана эффективность логопедических сказок в рамках реализации модели.

Ключевые слова: логопедия, инклюзивное образование, дошкольники, речь, модель, логопедические сказки.

Введение. В современных условиях модернизации образования, введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) особое значение приобретают проблемы развития активного словаря у дошкольников, необходимого для формирования коммуникативных компетенций. Особо остро стоит вопрос о развитии речи и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Учеными исследователями доказано, что дошкольники с речевой патологией составляют наиболее многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Также отмечается многообразие форм общего недоразвития речи, которые имеют различную этиологию и симптоматику и имеют тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и изменение логопедического контингента (С. В. Алехина, А. Н. Корнев, Т. В. Лебедева, И. Ю. Левченко, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др.).

Как показывают наблюдения, у некоторых дошкольников общее недоразвитие речи имеет недифференцированный характер и сочетается с недостатками в перцептивной, когнитивной, сенсорной и других сферах психической деятельности ребенка.

Анализ научных и практических исследований последних лет показывает, что имеется достаточно специальных психологических исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с недостатками речи (Е. И. Асеева, О. А. Бизикова, Т. Н. Волковская, Е. Л. Григоренко, О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, и др.).

Авторами Е. И. Асеевой, И. Г. Дорожинской, Е. В. Богдановой разработана технологическая модель развития речи дошкольников в условиях детского сада. Ценность модели в том, что она формирует систему развития речи у дошкольников на основе многофункциональности корригирующих и развивающих мероприятий [1].

Пескишева Т. А. в диссертационном исследовании определила важность развития познавательной и коммуникативной функций речи дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и доказала, что использование фольклора базируется на изучении объектов познания, т. е. на моделях когнитивных и коммуникативных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка [2].

По мнению О. В. Симоновой «…сюжет логопедической сказки вызывает положительные эмоции у детей и развивает нравственные качества». Автор считает, что логопедические сказки помогают реализации коррекционно-образовательной программы в инклюзивном образовании [3].

Анализ литературы и поиск новых современных психологических инструментов для развития активного словаря у дошкольников ОНР, расширение методического инструментария практикующего психолога во всех сферах, включая образование, несомненно важная и приоритетная задача.

Цель исследования : обоснование использования логопедических сказок в развитии активного словаря у дошкольников с ОНР.

Объект исследования : развитие активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования : логопедические сказки как средство развития активного словаря у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования : развитие активного словаря у дошкольников с ОНР будет успешным, если разработать специальную систему с использованием логопедических сказок.

Задачи исследования : провести анализ и обобщение научной литературы, посвященной проблемам формирования активного словаря дошкольников и развитию речи, разработать Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок, проверить эффективность модели.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63». Всего участвовали в эксперименте 10 детей с ОНР. В качестве методов развития активного словаря использовались логопедические сказки. В качестве проверки эффективности Модели использовались: пальчиковая логопедическая сказка «Лиса и Петух» (на основе сенсомоторной коррекции), лексико-грамматическая сказка «Жадный медвежонок», сказка, способствующая развитию связной речи «Заячья избушка».

Результаты и их обсуждение

Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, имеет четыре уровня которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. В группе испытуемых не было детей с нарушением слуха. Все дети обучались по адаптированной программе в соответствии с ФГОС ДО.

Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок

Рис. 1. Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок

Разработанная и реализуемая Модель отражает: виды логопедических сказок, способы развития активного словаря у дошкольников с ОНР при помощи логопедической сказки, принципы развития активного словаря у дошкольников с ОНР, использование электронных образовательных ресурсов и применение наглядности, результат.

Проведенные мониторинги показали следующие результаты: у 7-ми из 10-ти дошкольников количество выраженных в речи мыслей, эмоций и стремлений заметно увеличилось. У всех дошкольников сказки вызывали интерес, особенно, если использовались ЭОР, что благоприятно влияло на эмоциональное состояние и мотивацию. Отмечено, что активный словарь расширился знанием сказочных героев, употреблением афоризмов, загадок, употреблением большего количества прилагательных.

Достоверность полученных результатов обеспечиваются научной методологией, междисциплинарным подходом к проблеме развития речи у детей с ОНР.

Таким образом, сделан вывод о высоком развивающем потенциале логопедических сказок, помогающий дошкольникам расширить словарный запас и сформировать активный речевой словарь. Слово как часть активного словаря является основной и универсальной единицей взаимосвязанных процессов речевого восприятия.

Литература:

  1. Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 21.09.2023).
  2. Пескишева Т. А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4–7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация... кандидата педагогических наук. — Москва, 2008. — 179 с.
  3. Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27–30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 21.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): активный словарь, общее недоразвитие речи, дошкольник, сказка, активный словарь дошкольников, ребенок, Детский сад, дошкольный возраст, инклюзивное образование, логопедическая сказка.


Ключевые слова

модель, инклюзивное образование, речь, дошкольники, логопедия, логопедические сказки

Похожие статьи

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

В статье рассматривается процесс формирования активного словаря у дошкольников с дизартрией. Автором определены основные задачи, формы и методы работы по формированию активного словаря.

Особенности развития словарного запаса у дошкольников...

Исследование особенностей развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе муниципального детского образовательного учреждения «Детский сад № 97 комбинированного вида» г.о. Саранск.

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере. Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного...

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности...

Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим...

В статье обосновывается актуальность проблемы обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором дается описание содержания работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим...

Использование современных педагогических технологий как...

В 1998г. в технологии «Если дошкольник плохо говорит» [10 с. 8–62], «В первый класс — без дефектов речи» [11 с.15–79], Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР предлагает авторский подход к проблеме обучения детей с ОНР.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира.

Похожие статьи

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

В статье рассматривается процесс формирования активного словаря у дошкольников с дизартрией. Автором определены основные задачи, формы и методы работы по формированию активного словаря.

Особенности развития словарного запаса у дошкольников...

Исследование особенностей развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе муниципального детского образовательного учреждения «Детский сад № 97 комбинированного вида» г.о. Саранск.

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере. Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного...

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности...

Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим...

В статье обосновывается актуальность проблемы обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором дается описание содержания работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим...

Использование современных педагогических технологий как...

В 1998г. в технологии «Если дошкольник плохо говорит» [10 с. 8–62], «В первый класс — без дефектов речи» [11 с.15–79], Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР предлагает авторский подход к проблеме обучения детей с ОНР.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира.

Задать вопрос