Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тайгачкина, О. Н. Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет / О. Н. Тайгачкина, Н. Н. Александрова, И. А. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106092/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Ключевые слова: любознательность, экспериментирование, старший дошкольный возраст, детское экспериментирование.

Цель проекта: развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Обогатить представления детей об окружающем мире (свойства веществ, физические явления, факторы среды); формировать умение выявлять причинно-следственные связи.
  2. Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов; закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
  3. Формировать умение целенаправленно отыскивать ответы на вопросы — делать предположения, находить средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.
  4. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
  5. Расширить компетентность родителей и педагогов по вопросам формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Подготовительный этап

С детьми:

1.Проведение диагностики сформированности любознательности у детей старшего дошкольного возраста с помощью следующего диагностического инструментария: методика «Вопрошайка», автор М. Б. Шумакова;

2. Организация беседы на тему «Что такое эксперимент?», «Правила безопасности при проведении эксперимента»

Октябрь

1–2 неделя

Октябрь

3 неделя

Воспитатели

Воспитатели

С родителями:

1. Анкетирование родителей с целью исследования уровня компетентности по проблеме формирования любознательности посредством детского экспериментирования на тему «Что я знаю о детском экспериментировании?».

2. Оформление информационной папки-передвижки для родителей «Проект «Маленькие исследователи».

3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы совместно с родителями: разнообразные магниты, глина, семена, лоскутки ткани, трубочки для коктейля, воздушные шары, зубочистки, нитки, стаканы разной формы

Октябрь

1 неделя

Октябрь

2 неделя

Октябрь

3–4 неделя

Воспитатели, Родители

Воспитатели, Родители

Воспитатели,

Родители

С педагогами:

1. Анкетирование педагогов «Изучение познавательных интересов», автор В. С. Юркевич.

2. Составление картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

3. Показ презентации «Экспериментирование как эффективный метод развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Октябрь

1 неделя

Октябрь

2 неделя

Октябрь

3 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Основной этап

С детьми:

1. Экспериментирование с песком и глиной « Песочная страна»:

— Чтение сказки: «Волшебник Кукумба

в песочной стране»

— Опыты с песком: определение свойств — рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменение свойств под воздействием воды;

— Знакомство с «Песочными часами»

2. Экспериментирование с глиной:

Беседа «Где нужен песок где нужна глина?»;

— Опыты с глиной: определение свойств вязкая, влажная.

3. Экспериментирование с воздухом:

Чтение сказки «Воздух, вода, огонь»;

— Опыты: определение свойств — невидим, не имеет запаха, воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

— НОД на тему «Этот удивительный воздух»;

— Беседа: «Зачем нужен воздух».

4. Экспериментирование с водой :

— Беседа на тему «Вода»;

— Опыты: (замораживаем воду, прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы);

— Отгадывание загадок о воде и ее различных состояниях.

5. Экспериментирование со снегом «Снег-снежок»:

— Беседа на тему: «Почему идет снег»;

— Наблюдение на прогулке «Следы»;

— Опыты: определение свойств — прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре;

— Отгадывание загадок о снежинках;

— Опыты со снегом «Цветные льдинки» (текучесть, вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска).

6. Экспериментирование с камнями:

Беседа на тему «Что у нас под ногами»;

— Опыты: определение свойств — крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий;

НОД на тему: «Эти удивительные камни».

7. Экспериментирование с тканью «Мир ткани»:

Беседа на тему «Для чего нужны ткани?»;

— Опыты: определение свойств — мнется, рвется, режется, намокает.

8. Экспериментирование с магнитом «Магнит и его свойства»:

— Чтение художественной литературы Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад;

— Опыты: притяжение и отталкивание, липкость, способность приклеивать железо;

— НОД на тему «Волшебные свойства магнита»;

— Эксперимент «Притягивает — не притягивает»; Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

  1. Экспериментирование с бумагой «Мир бумаги»:

—Беседа на тему «Для чего человеку бумага»;

— Опыты: определение свойств — намокает, мнется, рвется, режется;

— НОД на тему «Бумага и её свойства»

10. Экспериментирование с деревом «Приключения Буратино»:

Наблюдение на прогулке за сезонными

изменениями деревьев;

— Чтение художественной литературы «Мудрое дерево»;

Опыты: определение свойств — дерево легкое, тонет — не тонет.

11. Экспериментирование с почвой:

— Беседа на тему: «Что такое почва? Есть ли в ней вода и воздух?»;

— Опыты: обследование почвы, опыт «Где лучше расти почве», знакомить с содержанием почвы, учить определять и сравнивать сухую и влажную почву;

— Труд в уголке природы, на участке.

12. Экспериментирование «Источники света»:

Беседа на тему «Свет вокруг нас»;

— Опыты: «Свет вокруг нас, Волшебные лучи», «Уличные тени». «Живые тени;

— Рисование на тему «Я и моя тень».

Ноябрь

1–2 неделя

Ноябрь

3–4 неделя

Декабрь

1–2 неделя

Декабрь

3–4 неделя

Январь

1–2 неделя

Январь

3–4 неделя

Февраль

1–2 неделя

Февраль

3–4 неделя

Март

1–2 неделя

Март

3–4 неделя

Апрель

1–2 неделя

Апрель

3–4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

С родителями:

— Проведение консультации «Экспериментирование как источник познавательного развития дошкольников;

— Составление памятки для родителей: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию дома»;

— Семинар — практикум для родителей «Детское экспериментирование;

— Составление картотеки опытов для развития любознательности дошкольников

Ноябрь

2 неделя

Декабрь

3 неделя

Февраль

2 неделя

Март

1 неделя

Воспитатели, Родители

Воспитатели, Родители

Воспитатели, Родители

Воспитатели, Родители

Заключительный этап

Заключительный этап

Заключительный этап

С детьми:

— Проведение повторной диагностики по выявлению сформированности любознательности у детей старшего дошкольного возраста;

— Организация фотовыставки «Мы — юные исследователи»

Май

2–3 неделя

Май

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

С родителями:

Выступление на родительском собрании «Итоги реализации проекта «Маленькие исследователи». Перспективы дальнейшего развития».

—Анкетирование родителей «Достоинства и недостатки педагогического проекта»

Май

3 неделя

Май

4 неделя

Воспитатели, Родители

Воспитатели, Родители

С педагогами:

Выступление на педагогическом совете «Из опыта реализации педагогического проекта «Маленькие исследователи»

Май

4 неделя

Старший воспитатель, Воспитатели

Литература:

  1. Жихарева Е. В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / Е. В. Жихарева, Е. В. Маликова // МНКО. 2013. № 6.
  2. Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников / Н. Б. Шумакова / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 2011.-10–35с.
  3. Купарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ц. Купарадзе. М., 2011. — 121 с.
  4. Калитина Е. С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность / Е. С. Калитина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 36.
Основные термины (генерируются автоматически): Воспитатель, неделя, старший дошкольный возраст, Опыт, Родитель, Экспериментирование, Детское экспериментирование, ребенок, свойство, заключительный этап.


Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, выделим основные характеристики детского экспериментирования

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности...

Основной метод в деятельности по экспериментированию — это проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком.

Организация исследовательской деятельности детей...

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской...

Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведениях об объекте.

Освоение организации опытно-экспериментальной...

ребенок, детский сад, вод, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, логик мышления, исследовательская деятельность, процесс экспериментирования, стакан, опыт.

Экспериментирование как средство развития познавательного...

Н. Н. Поддъяков считает, что детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка [3].

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, выделим основные характеристики детского экспериментирования

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности...

Основной метод в деятельности по экспериментированию — это проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком.

Организация исследовательской деятельности детей...

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской...

Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведениях об объекте.

Освоение организации опытно-экспериментальной...

ребенок, детский сад, вод, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, логик мышления, исследовательская деятельность, процесс экспериментирования, стакан, опыт.

Экспериментирование как средство развития познавательного...

Н. Н. Поддъяков считает, что детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка [3].

Задать вопрос