Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Габранова, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования / Е. В. Габранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89257/ (дата обращения: 20.04.2024).



На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого [2].

Одной из эффективных технологий познания закономерностей и явлений окружающего мира является технология детского экспериментирования.

Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как технология пока не получило широкого распространения при организации разных видов детской деятельности. Это обусловлено противоречием, с одной стороны, желанием педагогов использовать в своей практической работе с детьми технологию экспериментирования, а с другой стороны — педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данной технологии [1].

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ поэтапной, систематической работы педагога по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии экспериментирования значительно повысит уровень познавательной активности детей.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и технологий обучения в дошкольном образовании преобладают именно технологии, развивающие у детей способности к поиску новых знаний, умению делать умозаключения и выводы. Именно такой технологией и является технология детского экспериментирования.

Основной метод в деятельности по экспериментированию — это проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Примером данной работы могут служить такие исследовательские проекты, как: «Песочная страна», «По морям, по волнам», «Невидимка-воздух», «Удивительный мир камней», «Бумажная фантазия».

Реализуя проект «Песочная страна», мы с детьми проводили различные опыты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Также при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой — пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого, мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок — это множество песчинок.

При реализации данных проектов очень результативно было сочетание технологии экспериментирования с элементами ТРИЗ («метод маленьких человечков»), использованием ИКТ (видео, презентации) и моделирования (мнемотаблицы, схемы-алгоритмы).

Старшие дошкольники, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые сложные закономерности. К этому положению относится детское экспериментирование, вытекающее из содержания сказок.

Мною были апробированы методы исследовательской работы для решения проблемных ситуаций, искусственно выдвинутых в сказках с познавательным содержанием. При знакомстве со сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка» использовала опыты, проводимые в помещении, на улице и дома. Опыты «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?» помогли найти ответы на поставленные вопросы. Таким образом, сказки можно использовать для решения познавательных задач. Форма работы со сказкой, включающая опыты и эксперименты, обеспечивает успешность решения задач (познавательных, воспитательных, развивающих), поскольку особое внимание уделяется созданию высокой мотивации, психологическому комфорту в непрерывной образовательной деятельности [3].

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми старшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь ребенку в организации его опытно — исследовательской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала требования к РППС в соответствии ФГОС ДО: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. Уголок экспериментирования постоянно пополняем дидактическими пособиями, алгоритмами проведения опытов и детской познавательной литературой [4].

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому, вся моя работа направлена на тесное сотрудничество, установление доверительных отношений с семьями воспитанников.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно — исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Литература:

  1. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013. — 64с.
  2. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  3. Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой. ООО Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»,2012. — 160с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Основные термины (генерируются автоматически): мокрый песок, ребенок, детское экспериментирование, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, опыт, старший дошкольный возраст, уголок экспериментирования.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа...

Детское экспериментирование как средство развития...

О детской экспериментальной деятельности рассуждали и рассуждают многие советские и

В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем...

Детское экспериментирование как огромный развивающий...

В статье определена значимость детского экспериментирования как вид деятельности

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности...

Экспериментирования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей

Рис. 1. Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст).

Любимым местом почти всех ребят в группе стал уголок экспериментирования, в котором...

Похожие статьи

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа...

Детское экспериментирование как средство развития...

О детской экспериментальной деятельности рассуждали и рассуждают многие советские и

В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем...

Детское экспериментирование как огромный развивающий...

В статье определена значимость детского экспериментирования как вид деятельности

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности...

Экспериментирования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей

Рис. 1. Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст).

Любимым местом почти всех ребят в группе стал уголок экспериментирования, в котором...

Задать вопрос