Большая часть миграционных перемещений людей проходит с нарушением действующего законодательства, значительная часть иностранных граждан и лиц без гражданства, не соблюдает установленные правила въезда, пребывания, проживания и осуществления трудовой деятельности на территории принимающей стороны. Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, незаконная миграция отнесена к числу главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в сфере экономики России [1].
В связи с этим наблюдается тенденция по ужесточению ответственности за нарушение миграционного законодательства. В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит четыре состава преступления регулирующих сферу незаконной миграции на территории России. Это ст. 322 Незаконное пересечение Государственной границы РФ, ст. 322.1 Организация незаконной миграции, ст. 322.2 Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывании или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ и ст. 322.3 Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ [2]. Такое количество составов преступления, устанавливающих уголовную ответственность за нарушения миграционного законодательства, является прямым следствием увеличения масштабов незаконного пересечения границы, пребывания и нахождения иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Анализ статистических данных показал рост числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных указанными выше статьями УК РФ. Так, в 2020 г. было совершено 976 преступлений предусмотренных ст. 322 УК РФ, в 2022 г. таких преступлений было зарегистрировано 1 163. В 2020 г. было зарегистрировано 557 преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, в 2022 г. было совершено 691 преступление. Ежегодно отмечается высокий уровень зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ, в 2020 г. было зарегистрировано 6 553, в 2021 г. произошло небольшое снижение до 4 622, в 2022 г. зафиксировано 6 943 преступления [3].
На территории РФ для всех иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена процедура постановки на учет по месту временного пребывания, временного проживания и по месту жительства в зависимости от конкретных обстоятельств. Это составляет государственный миграционный учет, нарушение данного регистрационного режима пребывания и проживания на территории РФ гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства приводит к разного рода негативным последствиям для государства и общества, таким как хищение чужого имущества, незаконный оборот оружия и наркотиков, нарушение налогового законодательства, экстремистским и террористическим актам, другим преступлениям. Большой проблемой является регистрация и постановка на учет лиц, с использованием документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения. В такой ситуации, государственные органы утрачивают возможность направлять необходимые сведения в налоговые и судебные органы, военные комиссариаты, избирательные комиссии при осуществлении избирательного процесса и другие инстанции.
Статьи 322 и 322.1 УК РФ посвящены незаконному пересечению границы и организации нелегальной миграции на территории РФ. Разбор составов преступления указанных статей показывает, что объектом преступления ст. 322 УК РФ являются отношения в сфере установленного законом порядка пересечения Государственной границы РФ, тогда как объектом преступления ст. 322.1 УК РФ являются отношения в сфере установленного законом порядка въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в России или транзитного проезда через территорию РФ. Объективная сторона преступления ст. 322 УК РФ характеризуется действием по пересечению Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда или выезда через Государственную границу либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Нелегальное пересечение Государственной границы будет иметь место, когда оно осуществляется во 1-х, без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ, во 2-х, без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, в 3-х, при въезде в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Отсутствие какого-либо из указанных обязательных условий исключает уголовную ответственность и влечет применение мер административного воздействия. Конструкция данного состава преступления формальная, преступление окончено с момента фактического пересечения Государственной границы РФ. Установление признаков деяния данного вида преступления требует обращения к положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» [4], а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114 — ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [5]. Данные нормативно-правовые акты закрепляют процедуры и документы, необходимые для пересечения Государственной границы. При этом пересечение линии Государственной границы может быть осуществлено любым способом: переездом, переходом, перелетом и т. п., тайно и открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) и нелегально. При этом, как отмечает прокуратура Курганской области, способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного [6]. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ также характеризуется формальным составом преступления. Для наступления уголовной ответственности необходимо совершить одно из альтернативных видов поведения, а именно организацию для иностранных граждан или лиц без гражданства: а) незаконного въезда в РФ; б) незаконного пребывания в РФ; в) незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Это может быть связано с планированием названных деяний, подбором и обучением соучастников, приисканием документов, наймом транспорта, руководством непосредственным совершением преступления. Субъект преступления ст. 322 ч. 1 и 322.1 УК РФ совпадает, им является любое физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Статья 322 УК РФ содержит примечание, согласно которому из субъектов данного преступления исключаются лица, прибывающие на территорию РФ (иностранные граждане и лица без гражданства) для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления. Для ч. 2 ст. 322 УК РФ выделяется специальный субъект — иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого установлен запрет на въезд в РФ. В пункте «в» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ закрепляется специальный субъект преступления — лицо с использованием своего служебного положения. Закрепление данного положения представляется обоснованным, так как действия, связанные с регистрацией, оформлением документов, предоставлением рабочих мест осуществляются должностными лицами.
Субъективная сторона преступления ст. 322 и 322.1 УК РФ характеризуется виной в виде прямого умысла. Данные статьи УК РФ содержат дополнительные квалифицирующие признаки, предусматривающие повышенную ответственность за совершение организации незаконной миграции организованной группой. В ч. 3 ст. 322 УК РФ содержится указание на совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, либо с применением насилия или с угрозой его применения. Часть 2 ст. 322.1 УК РФ содержит квалифицирующий признак, деяние, предусмотренные ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории РФ.
Статьи 322.2 и 322.3 УК РФ посвящены фиктивной регистрации и фиктивной постановке на учет. Бланкетный характер диспозиций признаков указанных составов преступлений предполагает обращения к положению Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [7] и Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [8]. Объектом преступлений, предусмотренных данными статьями УК РФ являются отношения в сфере установленного законом порядка регистрации и поставке на учет по месту пребывания или по месту жительства. При этом статья 322.2 УК РФ предусматривает три альтернативных деяния: 1) фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания; 2) фиктивная регистрация по месту жительства в жилом помещении в РФ соответственно гражданина РФ; 3) фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства. Конструкция состава преступления формальная, преступление считается оконченным с момента осуществления действий связанных с процедурой регистрации. При этом ответственность несут как исполнители, прямо указанные в статье (фиктивно зарегистрированные гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и другие лица (в том числе собственники жилых помещений), совершившие действия, входящие в объективную сторону данного преступления. Анализируемые статьи УК РФ содержат примечания, в которых перечисляются условия освобождения от уголовной ответственности за данные преступления: 1) способствование раскрытию указанного преступления; 2) отсутствие в действиях лица иного состава преступления.
При анализе норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства, можно выявить наличие противоречий, пробелов и неточностей в законодательных конструкциях составов преступлений, предусмотренных ст. 322, 322.1, 322.2, 322.2 УК РФ. Изучение судебной практики позволяет сделать вывод о неоднозначной трактовке субъекта указанных преступлений, о пробелах в квалификации преступлений, таких как разграничение со смежными составами преступлений и административными правонарушениями [9]. Актуальность указанных проблем привела к появлению Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» [10]. Данное Постановление обобщает правоприменительною практику и дает разъяснения по наиболее сложным вопросам квалификации преступлений в сфере миграционного законодательства.
Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ содержит четыре состава преступления в сфере незаконной миграции. В настоящее время происходит ужесточение уголовной ответственности миграционного законодательства, что является прямым следствием происходящих социально-экономических и политических процессов в обществе, надлежащее и эффективное осуществление государственных функций невозможно без информации о месте нахождения населения.
Литература:
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/?ysclid=ll31pgrddg365778571 (дата обращения: 12.07.2023)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 6.08.2023)
- Судебная статистика РФ [Электронный ресурс] — URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 08.08.2023)
- Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/ (дата обращения: 8.06.2023)
- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 07.07.2023)
- Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства [Электронный ресурс] — URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_45/activity/legal-education/explain?item=49486122 (дата обращения: 08.08.2023)
- Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242–1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/ (дата обращения: 23.07.2023)
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/ (дата обращения: 29.07.2023)
- Бриллиантов, А. В. Уголовное право Российской Федерации в схемах: учебное пособие / под ред. А. В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2020. — С. 434–436.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» [Электронный ресурс]- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357060/ (дата обращения: 15.07.2023)