Уголовная ответственность за дорожно-транспортные происшествия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Осипова, В. Ю. Уголовная ответственность за дорожно-транспортные происшествия / В. Ю. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 313-314. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103266/ (дата обращения: 17.12.2024).



Высокий уровень интенсивности движения автомобильного транспорта, куда вовлечены несколько десятков миллионов людей и увеличивающееся с каждым годом число транспортных средств, предупреждение аварийности выступает в качестве актуальных аспектов нарушения правил дорожного движения. Высокая аварийность в сфере дорожного движения наносит серьёзный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным его гражданам.

Вопрос транспортной безопасности является крайне важным для обеспечения безопасности людей, грузов и транспорта в целом. Транспортные коммуникации играют ключевую роль в экономическом развитии и социальном прогрессе различных регионов, и обеспечение их безопасности является одним из важнейших задач государств и международных организаций.

Современный транспорт является сложным техническим устройством, которое может быть подвержено различным техническим или техногенным сбоям, что может привести к непредвиденным последствиям, таким как дорогостоящие ремонтные работы, потери жизней и травмы людей, загрязнение окружающей среды и т. д. Поэтому обеспечение транспортной безопасности является одним из основных заданий, которое стоит перед государственными и частными организациями, занятыми в транспортной отрасли.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена статьей (далее — ст.) 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1]. Безопасность движения и эксплуатация транспортного средства является основным объектом преступления по ст. 264 УК РФ, а жизнь и здоровье человека — дополнительным. При этом, особое внимание уделяется охране жизни и здоровья людей, которые находятся на дороге или в местах, где могут быть пострадавшие в результате эксплуатации транспортных средств. Предметом преступления выступают механические транспортные средства, к которым относятся любые транспортные средства.

Объективная сторона преступления по ст. 264 УК РФ подразумевает действия (или бездействия) лица, нарушившего требования правил дорожного движения или иных правил, регулирующих эксплуатацию транспортных средств.

Нарушение этих правил должно привести к созданию опасности для жизни или здоровья людей, а также к возможности причинения имущественного ущерба. В результате таких действий (или бездействия) должно произойти наступление последствий, которые могут быть квалифицированы как тяжкие или особо тяжкие.

Кроме того, ситуацию усугубляет стремительный рост автотранспорта, что приводит к перегруженности дорог и ухудшению качества дорожной инфраструктуры. Недостаточное количество пешеходных переходов, неудовлетворительное состояние дорожных знаков и разметки, а также низкий уровень обучения водителей вождению на сложных дорожных участках — все это увеличивает риски возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Безопасность дорожного движения является предметом многих отраслей права, таких как административное, уголовное, гражданское и другие. В каждой из этих отраслей права существуют конкретные положения, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств приведена в ст. 264 УК РФ. Для наступления уголовной ответственности требуется устанавливать наличие общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 августа 2007 года № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [2], тяжкий вред здоровью человека предполагает вред, опасный для жизни человека, а именно:

— потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функции;

— прерывание беременности; -психическое расстройство; -заболевание наркоманией или токсикоманией;

— неизгладимое обезображивание лица;

— значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

— полную утрату профессиональной трудоспособности.

Для установления тяжкого вреда здоровью человека достаточно наличия хотя бы одного из данных признаков. Степень тяжести вреда определяется экспертом по результатам судебно-медицинской экспертизы. Так же стоит отметить, что при квалификации деяния в соответствии со ст. 264 УК РФ не принимается во внимание вопрос собственности транспортного средства.

Безопасность дорожного движения в России остается одной из актуальных проблем нашего общества. Несмотря на различные меры, предпринимаемые государством и общественными организациями, количество аварий и жертв на дорогах остается высоким.

Кроме того, ситуацию усугубляет стремительный рост автотранспорта, что приводит к перегруженности дорог и ухудшению качества дорожной инфраструктуры. Недостаточное количество пешеходных переходов, неудовлетворительное состояние дорожных знаков и разметки, а также низкий уровень обучения водителей вождению на сложных дорожных участках — все это увеличивает риски возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Для улучшения безопасности дорожного движения необходимо проводить комплексные меры, включающие в себя как обучение водителей правилам дорожного движения, так и улучшение дорожной инфраструктуры, и повышение культуры поведения участников дорожного движения.

Важно отметить, что законодательство в области безопасности дорожного движения постоянно совершенствуется и дополняется новыми нормами и правилами, чтобы соответствовать современным условиям и требованиям безопасности.

Но при совершенствовании законодательства, иногда возникают проблемы понимания и толкования нормы права. Суть проблемы заключается в введении нормы, согласно которой, если лицо оставляет место дорожного происшествия, соответственно не прошедшее обязательное медицинское освидетельствование, автоматически признается лицом находившемся в состоянии алкогольного опьянения. Следовательно, если лицо в момент транспортного происшествия останется на месте, но откажется проходить медицинское освидетельствование, то в силу примечания 2 к ст. 264 УК РФ при наличии достаточных оснований возможно будет привлечен к уголовной ответственности.

Решение проблемы будет заключаться в ужесточении наказания для лиц, скрывшихся с места совершения правонарушения, чтобы предотвратить уклонение нарушителя от ответственности. Таким образом, в указанной статье необходимо уточнить, что деяние, совершенное лицом в состоянии опьянения, а равно лицом, отказавшимся от медицинского освидетельствования или скрывшимся с места дорожно-транспортного происшествия, с целью уклонения от ответственности, повлекшее причинение вреда потерпевшему либо смерть человека по неосторожности. На наш взгляд конкретизация текста закона, будет вносить ясность при привлечении к уголовной ответственности в подобных ситуациях с лицами виновными в транспортных происшествиях.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
  2. Постановлению Правительства РФ от 17 августа 2007 года № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, УК РФ, здоровье человека, уголовная ответственность, дорожная инфраструктура, тяжкий вред, медицинское освидетельствование, неудовлетворительное состояние, транспортная безопасность, транспортное средство.


Задать вопрос