В процессе своего исторического развития институт образования постоянно менялся для того, чтобы оставаться актуальным и востребованным для общества. Данные изменения могли вызываться самим обществом или являться следствием процессов, которые протекают в остальных сферах жизнедеятельности людей.
Примечательно, что современное образование с одной стороны является консервативным институтом, который сохраняет и воспроизводит традиционные формы и отношения, однако с другой стороны зачастую именно образование выступает источником воспроизводства наиболее передовых новаций и практик, которые определяют дальнейшее развитие общества.
На данный момент можно фиксировать, что современное образование заточено на обучающимся. Данный факт обуславливает смену методов и форм обучения в современном образовательном процессе.
Среди тенденций развития современного образования можно отметить гуманизацию, гуманитаризацию, непрерывность образования, междисциплинарный подход в обучении и информатизацию.
Тенденция гуманизации образования подразумевает, что оно должно быть направлено на совершенствование личности.
Следует согласиться с мнением ученых, что гуманизация современного образования требует более тщательного внимания к развитию личности, позитивному и более человечному восприятию других людей. Для достижения этого необходимо осуществлять учебный процесс не только с учётом условий окружающей среды, но и с учётом переживаний жизненных ситуаций и индивидуального опыта обучаемых. Это влечет за собой внедрение новых подходов к созданию оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса и адекватных педагогических технологий их реализации [3, с. 5]
Гуманитаризация образования заключается в том, что основу образования закладывается гуманитарный фундамент, поскольку гуманитарный аспект можно обнаружить в любой сфере профессиональной деятельности. Таким образом, преодолевается разрыв между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями.
Следует согласиться с мнением, что гуманитаризация достигается не только посредством увеличения доли гуманитарного знания и организации процесса его освоения обучающимися. Для гуманитаризации образования не меньшее значение имеет гуманистическая позиция педагога, субъектность обучающихся, межличностное взаимодействие в учебном коллективе, применяемые педагогические технологии, проектируемое образовательное пространство [5, с. 88].
С. Н. Шашкова и Н. А. Кондратенко отмечают, что одной из основных тенденций современного образования выступает формирование системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни) как принципиально новой модели, адекватной постиндустриальному обществу. Образование на долгосрочную перспективу стало выступать в качестве социального процесса поддержки развития человека на всех этапах его жизни. Потребность в непрерывном образовании вызвана как стремительно развивающимися технологическими и информационными процессами, так и особенностями демографической ситуации и социально-экономического развития. Процесс институционализации непрерывного образования происходит на разных уровнях: на вертикальном — как образование по уровням в течение всей жизни, на горизонтальном — как параллельное обучение по программам разного уровня и самообразование [6, с. 105].
Кроме того, следует согласиться с мнением П. М. Алексеевой, что вопрос непрерывного обучения является особо актуальным для высшего профессионального образования, которое направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов [1, с. 105].
Фрагментарность современного образования, недиалогичность его многочисленных контекстов противостоит усилению междисциплинарности как основы для постановки задач развития, как материала для проектирования будущего. Очевиден запрос на обретение целостности образования как проектируемого пути и его содержания как для отдельного взятого человека, так и приемлющего его общества.
Междисциплинарность подразумевает, что идеи, средства и методы исследования переносятся из одной научной дисциплины в другую при исследовании схожих предметных областей. Данная тенденция ведет к расширению научного мировоззрения обучающихся и способствует к приобретению ими знаний в других сферах, которые сопряжены с основной специальностью.
Отдельно следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы жизни — экономическую, политическую, культурную и социальную, и в этих условиях особую важность приобретает владение иностранными языками. Высокую степень интеграции иностранного языка в преподаваемые дисциплины, поскольку реализация одной из основных задач вуза — дать качественное высшее образование, чтобы выпускник смог занять достоянное место на рынке труда, невозможна без глубокого внедрения иностранного языка в процесс преподавания. [2, с. 41–42].
Информатизация образования вызвана всеобщей компьютеризацией и развитием самих информационных процессов. На данный момент происходит повсеместное создание единого глобального научно-образовательного пространства при помощи постоянно обновляющихся средств информационных и телекоммуникаций, а также внедрение различных образовательных программ в дистанционной форме. Это значительно меняет как скорость получения нужной информации, так и характер самого образовательного процесса, делая его более интерактивным.
Разворачивающаяся в последнее время технологизация образования вылилась в «цифровую революцию» и представляет собой одну из главных тенденций развития современного образования. Прежде всего, сперва информационные, а после и цифровые технологии радикальным образом поменяли конфигурацию образовательного пространства, обусловили появление новых сущностей в образовании, которое из межличностного коммуникативного процесса, по сути, превратилось в процесс технологический, который зависит от внедрения стремительно развивающихся информационных технологий [6, с. 101].
Перечисленные тенденции развития института образования определяют общий контекст, в котором происходят основные изменения в современном образовании. Знакомство с данными тенденциями, выявление их позитивных и негативных аспектов даёт возможность для более взвешенного реформирования образовательной политики.
Литература:
- Алексеева, П. М. Непрерывное профессиональное образование: современные подходы к определению / П. М. Алексеева. — Текст: непосредственный // Современные методы и новации в науке. — Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. — С. 10–12.
- Алексеева, П. М. Тенденции развития преподавательской деятельности в современном вузе / П. М. Алексеева // Закон. Право. Государство. — 2021. — N 1(29). — С. 40–42.
- Бондин, В. И. Актуальные аспекты гуманизации современного образования / В. И. Бондин, М. В. Марченко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017. — N 4. — С. 1–7.
- Гончарова, В. А. Тенденции современного образования: от проблем к возможностям / В. А. Гончарова // Проблемы современного образования. — 2021. — N 5. — С. 101–115. (110)
- Петрусевич, П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования / П. Ю. Петрусевич // Наука и школа. — 2023. — № 1. — С. 83–91. (88)
- Шашкова, С. Н. Современные тенденции развития института образования / С. Н. Шашкова, Н. А. Кондратенко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2021. — N 3. — С. 98–107.