Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эртель, А. Б. Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» / А. Б. Эртель, Р. М. Чудинский, О. В. Яблоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/484/106020/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», предусматривающий комплекс мероприятий, регламентирующих последовательность проведения экспертизы по определению степени соответствия достигнутых результатов при выполнении работ по госконтракту с ожидаемыми результатами в рамках подписанных соглашений с Государственным заказчиком, а также оценку соответствия объектов экспертизы нормам российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Предлагаемый порядок разработан в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, российского гражданского законодательства.

Ключевые слова : экспертная организация, экспертиза, государственный контракт, ГРПО, объект экспертизы, отчетные материалы, параметр экспертной оценки, экспертное заключение.

Проведение Государственным заказчиком процесса анализа результатов работ (услуг) по государственным контрактам на предмет соответствия достигнутых результатов при выполнении работ по госконтракту с ожидаемыми результатами в рамках подписанных соглашений с Государственным заказчиком, а также требования к проведению экспертизы, привлечения экспертов (экспертных организаций) к проведению экспертизы, определены Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе в сфере закупок) [1].

Закон о контрактной системе в сфере закупок определяет также порядок и виды экспертизы (обязательная и допустимая (возможная)) исполнения обязательств по государственным контрактам и отчетных материалов, реализуемых в рамках мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — ГПРО). При этом право выбора того и иного вида экспертизы, а также форма проведения экспертизы — «внутренняя» экспертиза (проводится собственными ресурсами Государственного заказчика) или «внешняя» экспертиза (проводится с привлечением внешних экспертов на основании договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок) остается за Государственным заказчиком [1].

Следует отметить, что проведение анализа итогов выполнения обязательств по завершенным госконтрактам в рамках мероприятий ГРПО и отчетных материалов предусматривает комплекс мероприятий, включающих определение степени соответствия достигнутых результатов при выполнении работ по государственному контракту с ожидаемыми результатами в рамках подписанных соглашений с Государственным Заказчиком, а также оценку соответствия объектов экспертизы нормам российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно проведение экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий ГРПО сложный и трудоемкий процесс, требующий соответствующего организационно-методического обеспечения, четко регламентирующего порядок организации и анализа экспертных работ, а также взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы.

Таким образом, разработка инструктивного материала, описывающего порядок проведения процесса экспертных работ, в том числе взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по госконтрактам в рамках реализации мероприятий ГРПО является важной задачей в рамках проведения исследования отчетных материалов по завершенным госконтрактам.

Предлагаемый порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий ГРПО включает следующие разделы [1–2]:

1. Обучение экспертов.

Обучение экспертов предусматривает подготовку экспертов по вопросам проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий ГРПО, в том числе по системе параметров экспертной оценки (и шкал значений по каждому из параметров) исполнения обязательств и отчетных материалов по государственным контрактам в рамках мероприятий ГРПО; ознакомление с нормативными документами, регламентирующими проведение экспертизы и инструктивными материалами, разработанными Государственным заказчиком для проведения экспертных работ по оценке качества исполнения взятых на себя юридическим лицом обязательств (включая инструкцию по проведению анализа и заполнению формы экспертного заключения).

2. Проведение экспертизы.

Экспертиза исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам, реализуемым Минобрнауки России в рамках мероприятий ГПРО, должна осуществляться экспертами (экспертной организацией) в соответствии с инструктивными материалами. Для обеспечения проведения экспертизы должны быть реализованы следующие процессы:

2.1. Предоставление Государственным заказчиком отчетной документации в экспертную организацию, в том числе, в электронном виде (по электронной почте). При необходимости уточняется предмет экспертизы, формулирует вопросы для решения частных задач экспертизы.

2.2. Уведомление о сроках проведения экспертизы.

Сроки проведения экспертизы и передачи экспертных заключений по конкретному госконтракту не должны превышать установленные соответствующим государственным контрактом сроки на проведение приемки исполнения обязательств по государственному контракту (этапу государственного контракта).

2.3. Подбор специалистов (не менее 2 экспертов) экспертной организацией из числа экспертов в соответствии со спецификой полученной отчетной документации, а также с учетом требований к экспертами, предусмотренных статьей 41 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. Экспертная организация обеспечивает передачу (предоставляет доступ) поступившей отчетной документации выбранным экспертам (в электронном виде с контролем получения экспертами материалов).

Возможны варианты очного и дистанционного взаимодействия специалистов экспертной организации с экспертами при организации процедуры проведения экспертизы.

2.5. Проведение экспертной организацией независимой экспертизы.

Эксперты тщательно изучают представленную отчетную документацию, производят их оценку по соответствующей системе критериев, указывают на имеющиеся недостатки и недоработки (с обоснованием).

2.6. Формирование экспертного заключения с результатами экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам, заключенным Минобрнауки России в рамках мероприятий ГПРО, содержащее рекомендации Государственному заказчику о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений, сведения о фактически исполненных обязательствах по госконтракту, включая расчет их стоимости, а также расчет неустойки при необходимости.

При подготовке рекомендаций должны быть учтены требования соответствующего государственного контракта, Закон о контрактной системе в сфере закупок, действующего законодательства Российской Федерации.

2.7. Проведение дополнительной экспертизы (по требованию Государственного заказчика) специалистами из числа экспертов, не привлекаемых к проведению первоначальной экспертизы.

3. Заполнение формы экспертного заключения.

По результатам оценки каждым экспертом заполняется форма экспертного заключения с результатами анализа отчетных документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственным контрактам, реализованных в рамках мероприятий ГПРО.

Форма экспертного заключения должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также специфику госконтрактов.

4. Проведение экспертизы по итогам доработки в соответствии с замечаниями первичной экспертизы и формирование итогового экспертного заключения:

4.1. Оценивается доработка материалов на предмет устранения замечаний первичной экспертизы. При необходимости прописываются новые замечания (исключительно, если таковы обусловлены произведенными доработками).

4.2. Формирование 2 экспертных заключений, подписанных каждым экспертом, проводившим экспертизу, и заверенные руководителем экспертной организации.

4.3. Проведение коллегиального рассмотрения результатов экспертизы (при необходимости) с участием не менее чем 3 экспертов, имеющими компетенции по тематике проверяемой отчетной документации.

Принятие решения осуществляется на основании коллегиальных выводов об уровне соответствия обязательств и отчетной документации требованиям государственного контракта, заключенного Минобрнауки России в рамках мероприятий ГПРО.

4.4. Формирование итогового экспертного заключения с приложением кратких выводов каждым экспертом (в случае частичного или полного несогласия с мнением большинства экспертов).

5. Анализ экспертного заключения, представленного экспертной организацией Государственным заказчиком.

В случае несогласия с замечаниями, Государственный заказчик запрашивает дополнительные обоснования (с ссылкой на положения нормативных правовых актов) представленных в рамках экспертного заключения замечаний экспертов.

Экспертная организация обеспечивает ознакомление экспертов, участвовавших в проведении экспертизы, с мнением Государственного заказчика. При согласии экспертов (простого большинства) с мнением Государственного заказчика экспертная организация осуществляет доработку экспертного заключения, а также формирует приложение с краткими выводами каждого эксперта (в случае частичного согласия или полного несогласия с мнением большинства экспертов).

Таким образом, разработанный порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определяет последовательность реализации процесса экспертизы и взаимодействия с экспертами в ходе проведения анализа исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в соответствии с требованиями российского гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
Основные термины (генерируются автоматически): Государственный заказчик, экспертная организация, контрактная система, сфера закупок, отчетная документация, экспертное заключение, рамка мероприятий, государственный контракт, проведение экспертизы, эксперт.


Ключевые слова

экспертиза, государственный контракт, экспертное заключение, экспертная организация, ГРПО, объект экспертизы, отчетные материалы, параметр экспертной оценки

Похожие статьи

Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту

Настоящая статья посвящена законодательству, направленному на регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителем по вопросам обеспечения правовой охраны вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности, а также их госуда...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...

Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...

Предложение по включению дополнительных требований к качеству при разработке конкурсной документации на поставку оборудования для объектов государственного заказа в строительстве

Рассмотрены предложения по внесению в конкурсную документацию дополнительных требований к качеству оборудования при поставке на объекты строительства в рамках государственного заказа. Предложены примеры оформления спецификации со ссылкой на требуемые...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?

В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Реализация механизма поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в контрактной системе Российской Федерации

Данная статья описывает особенности реализации существующего механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе, позволяет выявить его сильные и слабые стороны.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту

Настоящая статья посвящена законодательству, направленному на регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителем по вопросам обеспечения правовой охраны вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности, а также их госуда...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...

Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...

Предложение по включению дополнительных требований к качеству при разработке конкурсной документации на поставку оборудования для объектов государственного заказа в строительстве

Рассмотрены предложения по внесению в конкурсную документацию дополнительных требований к качеству оборудования при поставке на объекты строительства в рамках государственного заказа. Предложены примеры оформления спецификации со ссылкой на требуемые...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?

В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Реализация механизма поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в контрактной системе Российской Федерации

Данная статья описывает особенности реализации существующего механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе, позволяет выявить его сильные и слабые стороны.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Задать вопрос