Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные последствия для отдельно взятой страны. Об этом ясно выразились на саммите в Осаке страны G20, а также Испания, Чили, Нидерланды, Сенегал, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. В принятой совместной декларации по ЦЭ прописано, что цифровизация бесповоротно меняет экономики и общества, а также является важным источником экономического роста, и ее эффективное использование приведёт к благополучию во всех странах. Данный документ подтверждает, что в развитых странах ЦЭ принята в качестве стратегической цели на ближайшие годы. В целом можно отметить, что в современной национальной цифровой стратегии отдельно взятой страны отражены вопросы развития экономики, создания предприятий с инновационными технологиями, роста занятости трудоспособного населения, формирования высокоэффективного общественного сектора.
Ключевые слова: цифровая экономика, мировой опыт, внедрение, экономика, общество, стратегия.
Проведённые масштабные исследования ЦЭ показали, что отличительной характерной чертой является всестороннее проникновение ИКТ в отрасли хозяйства, государственное управление и общественную сферу. [1]
По результатам исследований специалисты пришли к выводу, что успешному развитию ЦЭ в отдельно взятой стране важная роль принадлежит государству, которое выступает в роли координатора внедрения передовых технологий. К основным индикаторам развития ЦЭ можно отнести сведения об использовании ИКТ населением и бизнесом, развитие электронного правительства, а характеризующими показателями являются кадры, рынок телекоммуникаций, деятельность сектора ИКТ.
Современный этап развития ЦЭ в Узбекистане характеризуется периодом становления и высокой динамикой развития. Учитывая сложившиеся мировые тенденции, для Узбекистана интенсивное использование ИКТ во всех сферах жизни общества, а также всеобщее развитие цифровых технологий позволит стать движущей силой инноваций и ускоренного вхождения, а также интеграции в мировую экономику. [2]
Таблица 1
Показатели развития ЦЭ в ряде стран мира
Страна |
Мобильные абоненты, в % от населения |
Интернет- пользователи |
Активные пользователи соц. СМИ |
Пользователи мобильных соц. медиа |
||||
млн. |
% |
млн. |
% |
млн. |
% |
млн. |
% |
|
Мир |
8842 |
115 |
4388 |
57 |
3484 |
45 |
3256 |
42 |
Афганистан |
28,82 |
78 |
9,7 |
26 |
3,8 |
10 |
3,6 |
9,8 |
Китай |
1543 |
109 |
802 |
57 |
1007 |
71 |
1007 |
71 |
Германия |
107,8 |
131 |
79,13 |
96 |
38 |
46 |
30 |
36 |
Индия |
1190 |
87 |
560 |
41 |
310 |
23 |
290 |
21 |
Иран |
123,7 |
150 |
72,94 |
89 |
47 |
57 |
41 |
50 |
Япония |
186,3 |
147 |
118,9 |
94 |
78 |
61 |
78 |
61 |
Казахстан |
25,69 |
139 |
14,14 |
69 |
7,3 |
39 |
3,6 |
19 |
Кыргызстан |
9,38 |
152 |
2,49 |
40 |
1,8 |
29 |
0,96 |
16 |
Монголия |
4,19 |
133 |
2,2 |
70 |
2,2 |
70 |
2,1 |
67 |
Россия |
248,2 |
172 |
109,6 |
76 |
70 |
49 |
57,75 |
40 |
Таджикистан |
9,9 |
108 |
3,01 |
33 |
0,44 |
4,8 |
0,24 |
2,6 |
Туркменистан |
4,48 |
76 |
1,06 |
18 |
0,042 |
0,7 |
0,021 |
0,4 |
ОАЭ |
19,23 |
200 |
9,52 |
99 |
9,52 |
99 |
8,8 |
92 |
Великобритания |
71,67 |
107 |
63,43 |
95 |
45 |
67 |
39 |
58 |
США |
347,4 |
106 |
312,3 |
95 |
230 |
70 |
200 |
61 |
Сирия |
13,61 |
74 |
6,03 |
33 |
6,8 |
37 |
6,49 |
35 |
Узбекистан |
24,84 |
76 |
15,45 |
47 |
2,0 |
6,1 |
1,0 |
3,1 |
Согласно проведённым масштабным исследованиям цифровизации 246 стран мира (по состоянию на январь 2022 года), показатели развития ЦЭ в разных странах имеют разные тенденции (см. табл. 2). Несмотря на разные показатели и пути развития ЦЭ в странах мира, выделяются такие общие черты, как создание благоприятных условий для активного внедрения инноваций и значительный рост объемов инвестиционных вложений в цифровые технологии и инфраструктуру.
Таблица 2
Объем оказанных услуг по основным видам экономической деятельности (в млрд. сумов).
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Услуги связи и информатизации |
3219,3 |
3749,8 |
4541,3 |
5181,5 |
6306,8 |
8196,7 |
9744,1 |
Услуги по ремонту компьютеров и бытовых товаров |
944,1 |
1122,8 |
1388,4 |
1724,5 |
2187,9 |
2329,2 |
2628,0 |
Услуги — всего |
42552,1 |
53650,2 |
65880,4 |
75356,8 |
92536,0 |
118811,0 |
146836,6 |
На сегодняшний день правительство Республики Узбекистан уделяет особое внимание развитию ИКТ и его массовому внедрению во все сферы жизнедеятельности общества. Этому способствует принятая Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан, рассчитанная на 2013–2021 годы. Развитие ИКТ в Узбекистане характеризуется несколькими этапами. Значительно улучшилось большинство индексов республики в рейтинге ООН по электронному правительству. [3]
В конце прошлого года Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев в своём послании Олий Мажлису отметил, что «нам следует разработать национальную концепцию цифровой экономики, предусматривающую обновление всех сфер экономики на базе цифровых технологий, и на этой основе внедрить программу «Цифровой Узбекистан — 2030». Цифровая экономика позволит обеспечить рост валового внутреннего продукта как минимум на 30 процентов и резко снизить коррупцию». [3]
Таблица 3
Динамика квартального изменения активности аудитории в социальных медиа сетях (январь 2019/январь 2020), %
№ |
Социальные сети |
Количество пользователей, млн. чел. |
Квартальные изменения, % |
1 |
Фейсбук |
0,850 |
-13,0 |
2 |
Инстаграм |
1,7 |
+42,0 |
3 |
Твиттер |
0,0376 |
+15,0 |
4 |
Снапчат |
н/д |
н/д |
5 |
Линкэдин |
0,160 |
+6,7 |
В настоящее время сфера услуг в республике является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики Узбекистана и значительно опережает рост материального производства. Доля сферы услуг за 2022 год составила 36 % ВВП, 146 836 млрд. cумов. Объем услуг связи и информатизации за 2022 год составил 9 744,1 млрд. сумов, или 6,6 % всех услуг (см. табл. 4). Телекоммуникационные услуги (услуги проводной и мобильной связи, сети Интернет, услуги спутниковой связи и т. д.) в услугах связи и информатизации заняли большую часть (84,5 %), а оставшиеся 15,5 % относятся к прочим услугам ИКТ. В настоящее время отмечено динамичное расширение сети мобильной связи Узбекистана. Львиной долей услуг мобильной связи пользуются физические лица, доля которых составляет 97,5 %.
Несмотря на то, что в Узбекистане наблюдается развитие и рост показателей услуг связи и информатизации, по некоторым таким показателям ЦЭ, как активность пользователей в социальных СМИ, мобильных социальных медиа, они уступают таким странам, как Афганистан и Сирия, где проходят военные столкновения (см. табл. 2,4). [4]
Также невысоки показатели одного из основных направлений ЦЭ — электронной коммерции, уступающей средним мировым показателям (см. табл. 5).
Проведённый анализ других показателей развития ЦЭ показывает рост показателей (см. табл. 4), тем не менее республика не отмечена в списке стран, активно развивающих цифровую экономику.
Таблица 4
Индикаторы электронной коммерции
№ |
Факторы финансовой доступности |
Узбекистан, % |
Страны мира, % |
1 |
Количество людей, имеющих счета в финансовых институтах |
37 |
69 |
2 |
Количество людей, имеющих кредитные карты |
0,6 |
18 |
3 |
Количество людей, имеющих счета мобильных денег |
р/д |
4,4 |
4 |
Совершают онлайн-покупки и / или оплачивают счета онлайн |
7,1 |
29 |
5 |
Количество женщин, имеющих кредитные карты |
0,6 |
17 |
6 |
Количество мужчин, имеющих кредитные карты |
0,5 |
20 |
7 |
Количество женщин, осуществляющих онлайн-сделки |
4 |
28 |
8 |
Количество мужчин, осуществляющих онлайн-сделки |
10 |
30 |
На начало 2022 года из 323,5 тыс. действующих организаций и предприятий Узбекистана в сфере услуг было задействовано около 213 тыс., что составляет 65,8 %. А к действующим организациям и предприятиям, занимающимся информационной деятельностью и оказывающим услуги связи, относятся 7 400. В целом наблюдается рост количества предприятий и работающих в сфере связи и информатизации из года в год. [5]
Таблица 5
Основные показатели развития ЦЭ в РУз
Показатели |
2014 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество абонентов мобильной связи (млн.) |
19.6 |
20.1 |
20.6 |
21.4 |
22.8 |
Общее количество интернет-пользователей (млн.) |
4.9 |
10.2 |
12.1 |
14.7 |
20 |
Количество базовых станций мобильной связи (шт.) |
14309 |
14921 |
16265 |
18194 |
22178 |
Уровень охвата населения цифровым телевидением (%) |
45 |
54.4 |
68.6 |
95 |
100 |
Пропускная способность международной сети передачи данных (Гбит/с) |
10 |
16.07 |
25.7 |
64.2 |
1 200 |
Общая протяжённость волоконно-оптических линий связи (тыс. км) |
14.4 |
16.4 |
17.9 |
20.3 |
24.5 |
Общее количество ключей ЭЦП (тыс. шт.) |
696.582 |
719.614 |
1 430.1 |
1 720.2 |
2946.938 |
Количество видов услуг на ЕПИГУ (шт.) |
96 |
260 |
265 |
302 |
302 |
Стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров ($) |
312.58 |
259.29 |
157.6 |
91.5 |
10.11 |
Количество видов услуг на my2.gov.uz (шт.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
61 |
Несмотря на рост и развитие сферы информатизации и связи, к основным проблемам внедрения ИКТ на предприятиях относятся медленный процесс внедрения электронных услуг, отсутствие механизмов переноса документов из бумажного в электронный вид, наличие технических и организационных недостатков, разница поколений и социального статуса (не все работники могут в равной степени воспользоваться электронными услугами), консервативность служащих. Для того чтобы изменить ситуацию, предприятиям необходимо иметь в штате сотрудников с соответствующими профессиональными знаниями, заключить соглашения с ведущими поставщиками технологий и использовать самые современные и эффективные программные разработки. [6]
В заключении можно отметить, что передовые технологии вносят значительные корректировки в бизнес-процессы компании, в процессы создания стоимости на всех этапах и становятся конкурентным преимуществом. Анализ мировых практик исследования цифровизации показал, что все развитые государства стремятся использовать цифровые технологии как инструмент достижения Целей устойчивого развития, инвестируя в повышение доступности коммуникаций, развитие цифровых навыков среди населения и повышения качества государственных услуг. Исследование практик цифровизации в Узбекистане определило основные направления, в которых происходит развитие на уровне страны и предпринимательского сектора, в частности были выявлены тренды применения цифровых технологий в бизнес-процессах компаний. Так, было установлено, что приоритетным направлением развития цифровизации в настоящее время является кибербезопасность и защита личных данных (как на глобальном уровне, так и для отдельной компании). Уже сейчас наличие системы кибербезопасности выделяется как важное направление в индексах устойчивого развития. В целом, исследование подтвердило актуальность разработки методики оценки цифровизации как фактора достижения прогресса в области устойчивого развития.
Литература:
- Мирзиёев Ш. М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. — Ташкент: Узбекистон, 2016.
- Указ Президента Республики № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года / Народное слово. № 28.
- Мирзиёев Ш. М. Одобрение народа — высшая оценка нашей деятельности. — Т.: Узбекистан, 2018.
- AI and cognitive computing // IBM Research [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://research.ibm.com/cognitive-computing/.
- Cloud computing for banking // IBM [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www-935.ibm.com/services/multimedia/ Cloud-Computing-for-Banking-Janvier-2013.pdf/.
- Garg A. et al. Analytics in banking: Time to realize the value / A. Garg, D. Grande, M. G. Macias-Lizaso, C. Sporleder, E. Windhagen [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/analytics-in-banking-time-to-realize-the-value/.