Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается пользователям. Отрасль ИКТ состоит из нескольких сегментов, среди которых выделяют телекоммуникации, производство программного обеспечения, аппаратных средств и IT-услуг. Последние три сегмента принято объединять в IT-рынок. ИКТ сегодня — это неотъемлемая инфраструктура мировой глобальной экономики, не только обеспечивающая наиболее эффективное функционирование мировых рынков, но и выполняющая роль локомотива в развитии мировой экономики. Степень внедрения и использования ИКТ в различных областях жизни общества становится решающим фактором поступательного экономического и социального развития государств. Сейчас информационная революция идет по пути глобальной интеграции всех вычислительных машин во всемирную сеть. Сегодня Интернет вступил во вторую фазу своего развития, превращаясь из неудобоваримого нагромождения информации в реальный деловой инструмент [1]. Электронные транзакции теперь могут осуществляться между виртуальными представительствами организаций по всему миру, электронные денежные потоки могут безопасно проходить между международными банковскими счетами, а сделки совершаться по электронной почте.
Таблица 1
Виды электронного бизнеса
E-business |
современные средства взаимодействия агентов бизнеса между собой, продавца с покупателем, банка с вкладчиком, поставщика со сборщиком и т. д. Это проведение всех бизнес процессов, как внутренних, так и внешних, с помощью электронных средств. |
Виды E-business |
|
В2В (Business-to-business) |
транзакция компании с компанией |
В2С (Business-to-consumer) |
компании с потребителем |
С2С (Consumer-to-consumer) |
потребителя с потребителем |
С2В (Consumer-to-business) |
потребителя с компанией |
G2B (Government-to- business) |
правительственного органа с компаниями |
G2С (Government-to-business) |
правительственного органа с потребителями |
Из приведенных видов трансакций доминируют первые три.
Business-to-business (В2В) — это самый распространенный тип электронной коммерции, позволяющий осуществлять деловые отношения хозяйствующих субъектов посредством электронных сетей практически в любой сфере деятельности — рекламной, кадровой, финансовой, продажи товаров или услуг, маркетинговых исследований, технической поддержки и других.
А новые возможности для малого бизнеса — это новые методы конкуренции на рынке, повышения своей конкурентоспособности, а значит и эффективного распределения ресурсов. Есть еще такое понятие как информатизация.
Информатизации — это глобальный социальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, обеспечивающий интенсификацию экономики, демократизацию и интеллектуализацию общества. В Узбекистане приняли закон «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан». И здесь были рассмотрены разные вопросы, связанные с интеграцией, то есть [2] Установить, что Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций:
‒ осуществляет координацию работ по эффективному функционированию и рациональному использованию сетей и ресурсов операторов, входящих в Систему управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан, обеспечению в случае необходимости их централизованного использования в интересах безопасности страны, в чрезвычайных ситуациях;
‒ выполняет функции национального центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана при взаимодействии с центрами управления сетями телекоммуникаций зарубежных стран. Можно выделить следующие ключевые направления влияния развития информационно-коммуникационных технологий на экономический рост и социальное развитие общества:
- Высокие темпы роста сектора ИКТ. Данный фактор является основополагающим и обуславливает возникновение всех остальных.
- Воздействие ИКТ на эффективность рынков и внутрифирменное управление.
- Повышение качества и рост доступности образование.
- Воздействие ИКТ на социальные институты, обеспечивающие повышение эффективности государственного управления и ускоренное развитие организаций гражданского общества. Развитием Интернета и программ “электронного правительства” расширяются возможности участия населения в формировании гражданского общества, поскольку улучшается доступ к различного рода информации, становится более прозрачной работа государственных служб, сокращается число бюрократических барьеров. Формирование национальной системы информатизации, внедрение и использование во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полное удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, создание благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширение доступа к мировым информационным ресурсам являются одними из приоритетных задачами развития сферы информационно-коммуникационных технологий Узбекистана. Несмотря на то, что поступательное развитие ИКТ становится важнейшим фактором экономического и социального развития современного общества, оно вызывает и ряд социальных проблем, которые со временем проявляются все отчетливее и требуют своего решения. [3] Осознание общественностью в целом и научным сообществом в частности глобальной роли информации в развитии личности и общества приводит к тому, что в научной системе выделяется новое направление исследования ИКТ.
Принято выделять два основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества:
1) Технократический подход сводит общественную информатизацию к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере управления и производства.
2) Второе направление в понимании сущности информатизации общества — социологическое. Они обеспечивают развитие и широкоформатное получение, обмен и применение информации в обществе с целью дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.
На сегодняшний день все большее значение для общества получает информатизация образования. В связи с этим в Узбекистане проводится многие мероприятие такие как «Расширение технических возможностей доступа к Национальной информационно-поисковой системы зарубежных пользователей» [4]. А также в Узбекистане не только в государственном уровне, но и на мировом арене тоже есть возможности участвовать на разных мероприятиях в сфере ИКТ.
Все более глубокое проникновение ИКТ во все сферы жизни общества обусловливает повышение роли правового регулирования отношений в области использования инфо-коммуникаций в целях реализации и защиты прав и свобод личности, интересов общества и государства, а также обеспечения информационной безопасности.
Отмеченные обстоятельства стимулировали разработку и создание автоматизированных средств создания, обработки и передачи информации. Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества. И в Узбекистане с высокими темпами развивается информационные технология, а также интернет услуги. Во многих странах проводится активная и целенаправленная техническая политика развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра приложений, систем услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта политика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике получила название информатизация. В эпоху глобализации и интенсивного развития ИКТ необходима выработка стратегии устойчивого развития всего человечества и отдельных стран.
Расширение применения сети «Интернет». С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы WorldWideWeb (всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. История развития Интернет в Узбекистане была тесно связана на всех этапах его развития с развитием самого государства, в ней отражены все определяющие события, наложившие отпечаток на современный государственный уклад и жизнь граждан. 1999 год. Выходит Постановление № 52 Кабинета Министров Республики Узбекистан. Согласно этому Постановлению доступ к международным сетям передачи данных, включая Интернет, осуществляется только через предприятие по развитию и эксплуатации сети передачи данных «UzPAK» при получении лицензии на наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Созданы технологии, обеспечивающие интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам.
Новые эффективные средства коммуникации позволяют обеспечить гибкую организацию предприятий, делая их более конкурентоспособными. Широкое применение находят такие формы трудовых отношений как работа на дому, по совместительству и подряд. Государство в информационном обществе приобретает новые черты. Опыт развитых стран, вступивших в информационную цивилизацию и достигших больших успехов в экономике и качестве жизни, показывает, что правовое демократическое государство должно строиться по принципу пяти колец. Этот принцип гласит: «Государство может иметь процветающую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта». Причем последние две власти должны пронизывать все остальные. Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных. Информационные технологии в сфере экономики — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления. Последние десятилетия ХХ века характеризовались для развитых стран переходом к новой модели экономического развития от тяжелого экономического роста (“hardgrowth”) к более гибкому росту(“smartgrowth”) на базе ИКТ, электронной техники, ресурсосберегающей технологии и новых систем управления. В новой экономике возрастает роль информационного капитала, включающего в себя технологическую, научно-техническую, социально-экономическую и духовную информацию, используемую для получения дохода. Основу информационного капитала составляют информационные технологии. Информационный фактор модифицирует рыночный механизм экономики: изменяются методы конкуренции, формируются локальные, региональные, национальные и международные рынки информационных и телекоммуникационных товаров и услуг, функционирующие на новых принципах. Телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровень конкурентоспособности продукции и услуг промышленности. Все это, в конечном счете, приводит к снижению затрат, росту производительности фирмы как на уровне фирмы, так и на уровне отдельных сегментов и экономики в целом. Происходит конвергенция «новой» и «старой» экономик. Традиционные компаниями все более активно используют электронные системы связи и управления, внедряют информационные системы, основанных на Software-технологиях. Следует выявлять и классифицировать отличия в последствиях воздействия на экономику индустриальных и информационно-коммуникационных технологий. Стандарты и платформы ИКТ включают в себя расширение применения ИКТ во всем мире стимулирует разработку стандартов и платформ, в том числе Международной организацией по стандартизации (ИСО), разработчиками стандарта Control objectives for Information and Related Technology (COBIT), Библиотекой инфраструктуры информационных технологий (IT Infrastructure Library), международной организацией Data Management International (DAMA), консорциум Organization For the Advancement of Structured Information Standards(OASIS), консорциум World Wide Web Consortium (W3C), группой Object Management Group, участниками проекта Dublin Core Metadata Initiative и группой Capability Maturity Model integrated(CMM/CMMI). Эти стандарты и платформы являются универсальными и охватывает широчайший спектр видов деятельности, и поэтому они применимые во всех областях бизнеса. Эти международные стандарты и платформы обеспечивают комплексные и строгие подходы к преодолению сложностей в применении ИКТ.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и применение в жизни современного общества информационных технологий выявляет необходимость проанализировать сущность и значение информационно-коммуникационных технологий, выявить его содержательные характеристики и структуру. Информатизация общества представляется в виде совокупности взаимосвязанных технических, социальных, экономических, политических и духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкоформатное получение, обмен и применение информации в обществе с целью дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов. Известно, что в последнее десятилетие информационно коммуникационные технологии (ИКТ) ускоренно формируются и развиваются как отдельный значимый сегмент экономики. Анализ показывает, что, несмотря на имеющиеся работы в области разработки моделей по оценке и прогнозированию различных сторон применения ИКТ, системный подход к изучению данной проблемы отсутствует.
Литература:
- http://www.spc.gov.Uz., Типовые законы ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» 2001г., «Об электронной коммерции» 1996г., «О международных кредитовых переводах» 1992г., Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств 1987г.
- Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 7–8, ст. 63; 2013 г., № 45, ст. 584
- Законы Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 01.01.2001г., «Об электронной коммерции» от 01.01.2001г., «Об электронно-цифровой подписи» от 01.01.2001г., «Об информатизации» от 01.01.2001 г., «О почтовой связи» от 01.01.2001г., «О телекоммуникациях» от 01.01.2001г.
- Законы Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 29.04.2004г., «Об электронной коммерции» от 29.04.2004г., «Об электронно-цифровой подписи» от 11.12.2003г., «Об информатизации» от 11.12.2003 г., «О почтовой связи» от 31.08.2000г.