Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.09.2023

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Скалдина, А. С. Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания / А. С. Скалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105768/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение», описывается влияние интернет-площадок на эмоциональную вовлечённость читателя. В ходе исследования выявлен фактор цикличности книгоиздания, заключающийся в том, что электронные книги представляют собой синтез двух логик: volumen и codex, характерных для античного читателя порознь, однако теперь образующих симбиоз для современного.

Ключевые слова: электронные книги, культура, свитки, литература, книга-кодекс, VUCA-мир, BANI-мир, чтение, письменная культура, социальное чтение.

Потребность в более мобильном и доступном получении информации привела нас к появлению электронных книг в 1971 году. Работа А. Н. Баланова описывает этот процесс так: студент Иллинойского университета Майкл Стерн Харт, получив доступ к одному из компьютеров, решил попытаться перевести ключевые мировые издания в цифровой формат. Эксперимент удался и, благодаря огромному аппарату ЭВМ Xerox Sigma V, «Декларация независимости США» стала первым в истории оцифрованным документом [1, с. 52]. Данная инициатива положила начало проекту «Гутенберг», смысл которого заключался в создании электронной библиотеки и постепенном расширении её возможностей. Она функционирует до сих пор, насчитывая более 60 000 книг по состоянию на 2021 год.

Во время холодной войны, в 70-е годы прошлого столетия, среди американских военных в ходе учений стал распространяться акроним VUCA: volatility, uncertainty, complexity and ambiguity (изменчивость, неопределённость, сложность, неоднозначность). Его появление О. А. Скрынская и А. А. Шперх объясняют тем, что применяемые ранее стратегии не показывали никакой эффективности, а возникающие ситуации и действия — стали в корне отличаться. Таким образом, используемая ранее концепция мироустройства SPOD: steady, predictable, ordinary, definite (устойчивый, предсказуемый, простой, определённый) потеряла свою актуальность [5, с. 52]. Постепенно из военной сферы, теория VUCA-мира переместилась в бизнес-среду и стала использоваться, как ключевая антикризисная стратегия предпринимательства. Закрывая потребности, заложенные во всех четырёх угрозах, компании были способны отслеживать запрос покупателя и внедрять на рынок соответствующие товары. К наиболее известным примерам успешного применения метода можно отнести Coca-Cola [8] и Apple [9]. Одним из таких удачных продуктов, отвечающим запросам времени, стала и электронная книга.

Однако, после пандемии коронавируса в 2020 году, футуролог Ж. Кассио высказал мысль о том, что теперь и концепция VUCA больше не способна описать происходящие в мире изменения. Взамен он предложил структуру BANI: brittle, anxious, non-linear, incomprehensible (хрупкий, беспокойный, нелинейный, непостижимый). Выбор ключевых позиций он обосновал тем, что теперь на первый план выходят не умение понимать и строить прогнозы и планы, которые будут сбываться, а способность быстро чувствовать происходящее и адаптироваться к нему [7].

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с платформой «Литрес» опубликовали результаты масштабного всероссийского опроса, где указывается, что 15 % россиян за 2022–2023 гг. стали потреблять больше электронных книг, а 36 % из этой выборки аргументировали: литература успокаивает, позволяет отвлечься от суеты, проблем и тревожных новостей [3].

Рассматривая результаты в контексте описанных выше концепций всё становится закономерным: «хрупкое» и «беспокойное» уменьшается посредством досугового чтения материала на отвлечённую от мировой событийной повестки художественную тему, а описанные в сюжете герои и ситуации — повышают адаптивность, удовлетворяя запрос на «нелинейность» и «непостижимость». Также стоит отметить фактор жизни в условиях неопределённости, что побуждает население предпочитать именно электронную литературу, ознакомиться с которой можно оперативно и более выгодно в финансовом плане. Таким образом, мы имеем дело с возрождением концепции свитка, когда на первый план выходит скорое, поверхностное чтение материала («прокручивание»), однако из-за его огромного количества, читателю также необходимы элементы навигации, способные мгновенно «перенести» из одной части текста в другую, как в книге-кодексе.

В этом ключе французский историограф Р. Шартье отмечает сходство между античным и современным читателем. Различные революционные культурные события, которые в прошлом были разделены во времени, теперь совмещают в себе логику ключевых этапов эволюции письменной культуры одновременно: мы читаем свиток, как правило, вертикально развёртывающийся, однако обладающий при этом ориентирами, свойственными книге-кодексу (пагинацией, указателями, содержанием). В цифровом мире складывают не материальные объекты — листы, из которых состоят тетради кодекса, — а сами тексты, которые в процессе чтения требуется «развернуть» и «прокрутить», что является подобием взаимодействия со свитком [6, с. 235].

В исследовании Т. Б. Марковой излагается, что изменился и мотив чтения: ранее основными причинами были повышение культурного кода и обогащение знаниями, сейчас речь идёт о более практическом чтении, связанном с поиском и быстрым усвоением информации [Маркова, с. 7].

Автор утверждает, что помимо перечисленных выше, есть ещё несколько пунктов, влияющих на характер чтения. В первую очередь состояние книжной среды, т. е. тиражи и вариативность издаваемой литературы, а также снижение доступности — повышение стоимости печатной продукции и отсутствие необходимого издания в местных магазинах и библиотеках. В таком случае читатель может прибегнуть к онлайн-покупке бумажной версии, однако доставка довольно затяжной процесс, увеличивающий время ожидания книги, соответственно, снижающий актуальность прочтения в нужный момент времени.

Развитие мира в таком ускоренном темпе больше не позволяет формировать к чтению отношение как к высококультурному процессу, требующему особых условий и расположения духа. Из элитарного времяпрепровождения оно превращается в обыденное, а иногда и вынужденное потребление информации, чтобы иметь возможность оставаться осведомлённым в контексте мировой повестки. Т. Л. Воробьёва называет это гипертрофией чтения из-за постоянного контакта с носителями информации: гаджетами, компьютерами, рекламными щитами и т. д. [2, с. 126].

Следствием подобной тенденции становится недостаток эмпатийной вовлечённости и эмоционального восприятия прочитанного. В качестве замещения цифровая культура предлагает новую модель читательского поведения. Б. Стейн в 2014 году начинает размышлять над тем, что по мере интеграции социальных сетей в жизнь каждого индивида, электронная книга превращается в место встречи, поле для совместного чтения и обсуждения на цифровых площадках. Так он становится одним из первых теоретиков социального чтения и включает в данное понятие 4 типа: обсуждение с друзьями и знакомыми в реальной жизни, которое больше выполняет роль «социального клея», нежели «интеллектуальной коммуникации»; онлайн-обсуждение в социальных сетях или на специализированных читательских сайтах; дискуссия на занятиях в рамках учебного процесса, либо в книжных клубах, что подразумевает более глубокий анализ прочитанного; онлайн-комментирование текста «на полях» с помощью специальных сервисов [10].

Проводя параллель с тем, что история книгопроизводства циклична можно заметить ещё одну деталь. Подобные коммуникативные практики, включающие коллективную беседу, были популярны в образовании XX века и реализовывались с помощью совместного чтения вслух, а также распространения неформальных читательских сообществ. Однако сейчас, в связи с перепроизводством книг, найти собеседника для обсуждения прочитанного затруднительно и интернет-площадки выступают для этого наиболее подходящим инструментом.

Таким образом можно сделать вывод, что определённые принципы взаимодействия с литературой действительно имеют цикличный характер и возвращают свою актуальность в схожие по концепции мироустройства временные промежутки, однако невозможно отрицать главенствующую роль интернет-технологий в трансформации и модернизации их применения.

Литература:

  1. Баланов, А. Н. Цифровизация в области литературы. способы издания книги: новые возможности для автора и читателя / А. Н. Баланов. — Текст: непосредственный // International journal of professional science. — 2022. — № 9 (2022). — С. 51–55.
  2. Воробьёва, Т. Л. Трансформация модели чтения в цифровой культуре / Т. Л. Воробьёва. — Текст: непосредственный // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2021. — С. 126–138.
  3. Каждый четвертый житель России хочет читать больше электронных книг. — Текст: электронный // НАФИ Аналитический центр: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-chetvertyy-zhitel-rossii-khochet-chitat-bolshe-elektronnykh-knig/ (дата обращения: 31.08.2023).
  4. Маркова, Т. Б. Чтение как составная образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст / Т. Б. Маркова. — Текст: непосредственный // Библиосфера. — 2013. — № 4. — С. 7–15.
  5. Скрынская, О. А. Развитие мягких навыков в условиях VUCA-мира / О. А. Скрынская, А. А. Шперх. — Текст: непосредственный // Наука и школа. — 2022. — № 2. — С. 51–57.
  6. Шартье, Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье. — Москва: Новое издательство, 2006. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  7. Cascio, J. Facing the Age of Chaos / J. Cascio. — Текст: электронный // Medium: [сайт]. — URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 31.08.2023).
  8. JFR, Artvises Thriving with Brand & Branding under VUCA through VUCA (part 1) / Artvises JFR. — Текст: электронный // Medium.com: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.08.2023).
  9. Romain, Dillet Apple Drops 6.4 % Due To Volatility And Uncertainty: The iPad Mini Is Out, Now What? / Dillet Romain. — Текст: электронный // TechCrunch+: [сайт]. — URL: https://techcrunch.com/2012/12/05/apple-volatility-uncertainty-complexity-ambiguity/?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly9za2lsbGJveC5ydS8&guce_referrer_sig=AQAAANbray0hwB_4QS31Vf0PjXjj8sQXvWZ7VENAQwQEfL7lkAyyVhFjst1PUC-SF7q8o6cnma-B44qMD4lE8xkicaoq165KUFe1c6iVzOhXhANpTLSetc7N_Mo4w6lgNhwZlc1ggzZKyUEQmoG4eutyl8XW4Q4lF7WoAnl76-P25jQ- (дата обращения: 10.08.2023).
  10. Stein, B. Social Reading: An Opportunity / B. Stein. — Текст: электронный // if:book A Project of The Institute for the Future of the Book: [сайт]. — URL: https://futureofthebook.org/blog/2014/11/18/social-reading-an-opportunity/#comment-5438 (дата обращения: 16.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): VUCA, письменная культура, BANI, SPOD, книга, концепция мироустройства, совместное чтение, социальное чтение, электронная книга.


Ключевые слова

культура, литература, чтение, электронные книги, свитки, книга-кодекс, VUCA-мир, BANI-мир, письменная культура, социальное чтение

Похожие статьи

Электронные ресурсы — современный инструмент...

Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения и прочие компетентности.

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

«Вызвать интерес детей к чтению в семье можно с помощью одновременного чтения взрослым и ребенком одной и той же книги, например, чтения через кинематограф, а также выбора адекватной возрастным потребностям ребенка литературы» [7, с.16].

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Новое поколение выбирает чтение | Статья в журнале...

Проблема детского чтения (и «нечтения») не менее важна, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, ОГЭ, выпускного сочинения или билетов по литературе, потому что без книги, без детской литературы невозможно становление настоящего читателя.

Библиотека — это не только книги… | Статья в журнале...

Исходя из всего вышесказанного, библиотека в будущем это место активного творчества подрастающего поколения. Это мобильная библиотека, в которой дружно существует бумажный и электронный вариант книги.

Анализ концепций изучения города представителями Чикагской...

В статье рассматриваются концепции исследования города представителями Чикагской школы социологии: концепция экологического подхода Р. Парка и концепция описания города как образа жизни Л. Вирта.

Библиотека перед глобальными вызовами современности...

В мире набирают популярность электронные устройства для чтения книг. Все эти изменения могут привести к снижению спроса на книгопечатную продукцию и услуги специалиста по поиску информации, если ее можно найти с помощью простого программного обеспечения.

Глобальный подход к чтению аутентичных письменных текстов...

Так, литературное чтение не является более доминирующим аспектом в обучении пониманию письменной речи.

К основным принципам текстового подхода к методике обучения чтению на французском языке, следует отнести, согласно Ж.-П. Кук и И. Брюка, следующие

Похожие статьи

Электронные ресурсы — современный инструмент...

Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения и прочие компетентности.

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

«Вызвать интерес детей к чтению в семье можно с помощью одновременного чтения взрослым и ребенком одной и той же книги, например, чтения через кинематограф, а также выбора адекватной возрастным потребностям ребенка литературы» [7, с.16].

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Новое поколение выбирает чтение | Статья в журнале...

Проблема детского чтения (и «нечтения») не менее важна, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, ОГЭ, выпускного сочинения или билетов по литературе, потому что без книги, без детской литературы невозможно становление настоящего читателя.

Библиотека — это не только книги… | Статья в журнале...

Исходя из всего вышесказанного, библиотека в будущем это место активного творчества подрастающего поколения. Это мобильная библиотека, в которой дружно существует бумажный и электронный вариант книги.

Анализ концепций изучения города представителями Чикагской...

В статье рассматриваются концепции исследования города представителями Чикагской школы социологии: концепция экологического подхода Р. Парка и концепция описания города как образа жизни Л. Вирта.

Библиотека перед глобальными вызовами современности...

В мире набирают популярность электронные устройства для чтения книг. Все эти изменения могут привести к снижению спроса на книгопечатную продукцию и услуги специалиста по поиску информации, если ее можно найти с помощью простого программного обеспечения.

Глобальный подход к чтению аутентичных письменных текстов...

Так, литературное чтение не является более доминирующим аспектом в обучении пониманию письменной речи.

К основным принципам текстового подхода к методике обучения чтению на французском языке, следует отнести, согласно Ж.-П. Кук и И. Брюка, следующие

Задать вопрос