На современном этапе таможенное законодательство приобрело все большую значимость, обусловленную развитием глобализации и усилением экономического взаимодействия между странами. В связи с этим, проблема нарушений таможенных правил становится все более актуальной. В особенности, применительно к автомобильному транспорту как наиболее распространенному виду логистической деятельности, эти нарушения приобретают свои особенности. В данной статье раскрываются особенности объекта и объективной стороны нарушений таможенных правил с применением автомобильного транспорта.
Ключевые слова: таможенное регулирование, правонарушения, платежи, транспорт.
At the present stage, customs legislation has become increasingly important due to the development of globalization and increased economic interaction between countries. In this regard, the problem of violations of customs regulations is becoming increasingly important. Particularly in relation to road transport as the most common type of logistics activity, these violations acquire their own peculiarities. This article reveals the peculiarities of the object and objective side of violations of customs rules with the use of road transport.
Keywords: customs regulation, offenses, payments, transport.
Таможенные платежи всегда были тесно связаны с внешнеэкономической деятельностью государства, поскольку задача таможни в целом заключается в контроле за движением транспорта и товаров через таможенную границу, а также в регулировании оформления внешнеторговых сделок и операций.
Так, одним из основных направлений деятельности таможенных органов является контроль за поступлением платежей в федеральный бюджет и, в связи с этим, повышение качества управления их сбором. Но и в этих аспектах есть свои недостатки и слабые места, на которых необходимо заострить внимание. В настоящее время к ним относятся:
- Корректировка таможенной стоимости. В настоящий момент индивидуальные предприниматели (ИП) могут документально не оформлять изменение суммы контракта.
- Неправильное указание кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Данная проблема зачастую возникает в умышленных целях занижения суммы таможенных платежей.
- Нарушение таможенного законодательства. Сюда относят: полное недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
Специфика транспортных преступлений заключается в том, что причиненный ущерб людям, имуществу и хозяйственной деятельности причиняется в основном в результате нарушения правил пользования и эксплуатации всех видов транспортных средств и непосредственно касается оказания транспортных услуг и эксплуатации транспортных средств [2, с. 345].... вещей, ручной клади, животных, грузов или оборудование, установленное на транспортных средствах, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение… [1].
Согласно действующему российскому законодательству, меры, направленные на обеспечение административных процедур, указанных в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, являются процессуальными действиями, совершаемыми уполномоченными лицами в рамках предоставленных им законом полномочий [4, с.35].
Целью обеспечительных мер, перечисленных в административных процедурах, является следующее:
– прекращение административного правонарушения;
– установление личности правонарушителя;
– составление протокола о правонарушении при невозможности сделать это на месте совершения правонарушения;
– обеспечение своевременного и правильного рассмотрение дел об административных правонарушениях;
– исполнение принятого решение по существу.
Следует также отметить, что законодательство о таможенных преступлениях в последний раз пересматривалось в 2009 году. Это лишний раз свидетельствует о том, что они устарели и должны быть пересмотрены в ближайшее время.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в том же 2009 году была проведена экспертиза законности существующих мер обеспечения административных процедур, содержащихся в соответствующем кодексе страны.
На основе анализа рассмотренных мер обеспечения административных процедур предлагаю выделить непосредственные меры обеспечения административных процедур при совершении правонарушений в области дорожного движения, к которым можно отнести: досмотр транспортного средства (п.3 ч.1 ст.27.1; 27.9 КоАП РФ) подразумевает обследование транспортного средства без нарушения его целостности, производится для обнаружения предметов или орудий административного правонарушения. Он проводится лицами, уполномоченными на проведение досмотра и личного досмотра. Досмотр может проводиться как в присутствии водителя, так и без него, но при этом должны присутствовать два понятых или вестись видеозапись. При досмотре транспортного средства должен быть составлен протокол или сделана соответствующая отметка в протоколе [5, с.241].
Производство по делам о транспортных правонарушениях, как и по всем административным правонарушениям, имеет специфическую организационную структуру, характеризующуюся определенными процессуальными действиями, осуществляемыми уполномоченными должностными лицами органов исполнительной и судебной власти.
В последние годы основным направлением совершенствования таможенного администрирования и его механизмов является упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также снижение контрольной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при декларировании товаров для таможенных целей [3, с. 946].
Смещение центра тяжести таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после их доставки, а также повышение эффективности борьбы с незаконными схемами уклонения от уплаты таможенных платежей обусловливают необходимость поиска новых форм и методов контрольной деятельности таможенных органов, и прежде всего усиления такого направления, как таможенный контроль товаров после доставки. В этих условиях важно проанализировать эффективность деятельности таможенных органов по таможенному контролю после выпуска товаров (ТКПВД) за последние годы.
По результатам таможенных проверок таможенные органы взыскивают огромные денежные суммы — от 8 до 12 млрд. рублей, из которых успешно возвращено до 6,4 млрд. рублей, что составляет около 54,5 % от взыскиваемых сумм. Однако дело не ограничивается возвратом денег: уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, и по результатам таможенных проверок возбуждаются как уголовные, так и административные дела. Количество дел об АП, возбужденных за рассматриваемый период, неуклонно растет: 3 497 в 2015 году и 4 645 на конец 2018 года, то есть рост составил 24,7 %. В отношении уголовных дел ситуация несколько иная: в 2015–2016 годах наблюдался небольшой рост с 226 до 304, затем количество возбужденных дел резко сократилось до 203.
Таможенные органы решают свои задачи как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими контролирующими органами, при этом наибольший приоритет в настоящее время имеют совместные проверки с налоговыми органами. Данные показывают, что количество проверок, проведенных совместно с налоговыми органами, с каждым годом увеличивается: 584 в 2015 году, 691 в следующем году и 796 совместных проверок к концу анализируемого периода. Это взаимодействие основано на полноценном обмене необходимыми данными, отточенной системе управления рисками, предметно-ориентированной категоризации участников ВЭД, внедрении сквозного контроля и механизмов прослеживаемости товаров, и, как уже было отмечено ранее, совместных скоординированных проверочных мероприятий — СКМ [6, с.12].
В заключение следует отметить, что нарушения таможенных правил составляют значительную долю среди других правонарушений и требуют особого внимания со стороны законодателя. Учитывая высокую частоту нарушений, необходимо разработать новые законодательные документы, регулирующие таможенные отношения. Повышение эффективности функционирования государственных структур, компетентности и работоспособности сотрудников таможенных органов, добросовестности участников ВЭД, помимо прочего, будет в значительной степени способствовать ускорению развития внешней торговли и безопасности участия в ней.
Литература:
- Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) // СПС КонсультантПлюс.
- Антонова Л. Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. –С. 75–78.
- Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, — 2012. — С. 946.
- Додин Е. В. Основания административной ответственности // Ученые записки. — 2015. — № 18. — С. 68–81.
- Кононов П. И. О некоторых проблемах применения Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам судебной практики) // Актуальные проблемы административной ответственности. — 2015. — С. 28–35.
- Кузнецов А. П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Транспортное право. — 2015. — № 1. — С.20–30.