Формирование медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.08.2023

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Миронова, О. В. Формирование медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания / О. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105712/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует приемы формирования медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания. Выявлена и обоснована необходимость внедрения медиаобразования в систему общего образования.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, скрайбинг, сторителлинг, современные технологии, методические приемы.

В современном информационном обществе значение информации огромно. Но реалии таковы, что человека окружает постоянный информационный шум, в котором полезность информации может быть низкой. Информационная насыщенность может нанести вред, меняя мировоззрение человека, вводя его в заблуждение. Уровень информационного мошенничества возрос в разы. Взрослые люди часто не всегда справляются с данными проблемами, не говоря уже о детях, у которых не сформировано критическое мышление, навыки работы с информацией.

Формирование навыков работы с информацией у подрастающего поколения очень актуально. Это подтверждается тем, что обновленные федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные образовательные программы конкретизировали универсальные учебные действия [7]. Так в познавательных универсальных учебных действиях появился блок «Работа с информацией», который включает в себя умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность. Федеральный институт педагогических измерений в проекте Государственной итоговой аттестации на 2024 год в кодификаторе также прописывает требования к умениям работать с информацией [3].

В связи с этим одним из трендов современного образования является формирование медиаграмотности обучающихся.

Медиаграмотность или медиакомпетентность — это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать информацию и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям видеть пропаганду, цензуру или однобокость в новостях и общественных программах. Медиаграмотность — результат медиаобразования [5].

Медиаобразование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей средств массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, видео, социальные сети) в сочетании с компьютерной грамотностью. Основными задачами медиаобразования являются подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [6].

Формирование медиакомпетенций на уроках истории и обществознания — насущная потребность времени. История и обществознание как раз те предметы, которые формируют у учащихся не только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого, гражданственность, патриотизм. Приобщение обучающихся к вопросам исторического и обществоведческого образования в современном обществе происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Педагоги должны научить учеников правильно работать с информацией, чтобы они понимали, где правда, а где ложь, определяли закономерности реальной жизни в обществе, соотносили свои знания с жизнью.

Как на уроках истории и обществознания развивать навыки медиакомпетентности? В своей педагогической практике я использую следующие методические приемы.

Скрайбинг — это современная техника презентации, при которой речь выступающего человека сразу же иллюстрируется рисунками [2]. Использование такого направления медиаобразования позволяют быстро и понятно объяснить различный материал, не требует больших затрат, поскольку необходимы лист бумаги, фломастеры, а также средство съемки, которым может выступать телефон, оснащенный камерой. Возможным является и применение технологии скрайбинга либо самим учителем на уроке истории или обществознания, либо в качестве домашнего задания для школьников. Использование такого направления работы, как самостоятельное создание медиа — контента создает условия для развития творческой активности обучающихся, дает возможность повысить интерес школьников к предмету, формирует умение анализировать и выбирать необходимую информацию.

В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Данная технология также формирует умение анализа информации, ее обобщения и сравнения [4].

С помощью таких технологий как составление кластера, инфографики можно научить учеников систематизировать информацию.

Учителю необходимо включать в свои уроки анализ новостей и событий, происходящих в стране, для их правильного понимания и осознания в рамках традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны. Необходимо включать в учебные занятия фрагменты кинофильмов и аудиоматериалов, документальные фотографии, картины художников, карикатуры для их последующего анализа, сравнения. Нельзя забывать о работе с историческими источниками. Важно сравнивать разные мнения, статьи отечественных и зарубежных авторов. Задача учащихся найти главную мысль, критически оценить, сравнить, сделать выводы.

Большую роль в формировании медиаграмотности играет самостоятельное создание медиаконтента учащимися (создание видеоурока, видеофрагмента по теме, аудиозаписи, написание статьи, выпуска новостей).

При всей важности медиаобразования необходимо ориентироваться на развитие личности (формирование эстетического сознания, развитие критического мышления и творческих способностей), учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Также важно включать или предусматривать изучение медиакультуры на других уроках и внеурочной деятельности [1].

Применение медиаобразовательных технологий на уроке в школе имеет ряд особенностей. Во-первых, ввиду того, что большинство из направлений медиаобразования связаны с использованием технических средств обучения и мультимедийных технологий, необходима специальная подготовка педагога. Во-вторых, необходимым условием является обеспечение класса, в котором проходят занятия, техническими устройствами. Несмотря на то, что достаточное количество средств выделяется для оснащения процесса обучения мультимедийной техникой, во многих школах страны наблюдается ситуация, когда в классе отсутствует компьютер. И в-третьих, применение технологий медиаобразования требует более активных взаимодействий между обучающимся и педагогом. Учитель должен объяснять тему урока, контролировать мультимедийные средства и при этом обеспечивать эффективную обратную связь. Разрушается старая схема, когда педагог является источником информации, а школьник воспринимающим устройством [8].

Таким образом, развитие умений работы с информацией должно носить систематический характер. Первичные навыки работы с медиа должны закладываться еще в начальной школе. В старшей возрастной группы необходимо именно развитие критического мышления. Умение отбирать нужную информацию, анализировать ее, использовать при создании собственного медиа — контента помогают социальной адаптации школьников, их профессиональной адаптации. Правильное применение приемов медиаобразования позволяет сформировать критически мыслящую личность, защищенную от информационного манипулирования.

Литература:

  1. Бородич, Н. Г. Медиаобразование как средство формирования компетенций учащихся на уроках истории / Н. Г. Бородич. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/mediaobrazovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-kompetencij-uchashihsya-na-urokah-istorii-6444970.html (дата обращения: 29.08.2023).
  2. Гайдай, Л. А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления / Л. А. Гайдай. — Текст: электронный // Интерактивное образование. Электронная газета: [сайт]. — URL: http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kakinstrument-vizualizacii-myshleniya (дата обращения: 29.08.2023).
  3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. — Текст: электронный // Федеральный институт педагогических измерений: [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 29.08.2023).
  4. Лобанова, Е. Сторителлинг в образовании / Е. Лобанова. — Текст: электронный // SkillboxMedia: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/education/storitelling_v_obrazovanii_prosto_modnaya_fishka_ili_deystvitelno_poleznaya_shtuka/ (дата обращения: 29.08.2023).
  5. Медиаграмотность. — Текст: электронный // Карта слов.ру: [сайт]. — URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/медиаграмотность (дата обращения: 29.08.2023).
  6. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1.
  7. Нормативные документы. — Текст: электронный // Единое содержание общего образования: [сайт]. — URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 29.08.2023).
  8. Разлогов К. Э. Что такое медиаобразование? / К. Э. Разлогов. — Текст: непосредственный // Медиаобразование. — 2005. — № 2. — С. 52–58.
Основные термины (генерируются автоматически): урок истории, информация, критическое мышление, обществознание, умение.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления как средство...

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества. Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у. Третья стадия — «стадия рефлексии».

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Развитие критического мышления у учащихся необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей.

Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

критическое мышление, технология развития, урок истории, знание, группа, обучающийся, пробуждение интереса, стадий вызова, начальный. технология развития критического мышления, урок истории, фаза «вызова».

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается. – повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; – умение критически мыслить.

Приёмы формирования универсальных учебных действий на...

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории... – умение критически мыслить; – умение ответственно относиться к собственному образованию. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы...

Основное внимание уделено изучению методов, позволяющих учащимся более глубоко понимать общественные явления и процессы, а также развивать критическое мышление и умение анализировать информацию из различных источников.

Использование информационных технологий в преподавании...

ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций.

Использование технологии критического мышления в процессе...

 В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями. Ключевые слова: общие компетенции, критического мышления, технология критического мышления.

Использование приемов технологии развития критического...

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Развитие критического мышления у школьников на примере...

В данной статье показан пример развития критического мышления школьников на уроке истории с помощью личности великого князя киевского Владимира Святославича.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления как средство...

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества. Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у. Третья стадия — «стадия рефлексии».

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Развитие критического мышления у учащихся необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей.

Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

критическое мышление, технология развития, урок истории, знание, группа, обучающийся, пробуждение интереса, стадий вызова, начальный. технология развития критического мышления, урок истории, фаза «вызова».

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается. – повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; – умение критически мыслить.

Приёмы формирования универсальных учебных действий на...

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории... – умение критически мыслить; – умение ответственно относиться к собственному образованию. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы...

Основное внимание уделено изучению методов, позволяющих учащимся более глубоко понимать общественные явления и процессы, а также развивать критическое мышление и умение анализировать информацию из различных источников.

Использование информационных технологий в преподавании...

ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций.

Использование технологии критического мышления в процессе...

 В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями. Ключевые слова: общие компетенции, критического мышления, технология критического мышления.

Использование приемов технологии развития критического...

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Развитие критического мышления у школьников на примере...

В данной статье показан пример развития критического мышления школьников на уроке истории с помощью личности великого князя киевского Владимира Святославича.

Задать вопрос