Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 29.09.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Демидова, Е. М. Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы / Е. М. Демидова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16050/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.

Ключевые слова: общие компетенции, критического мышления, технология критического мышления.

Современный учитель должен иметь высокий уровень личностной и профессиональной готовности к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности. Деятельность педагога — это колоссальный труд, требующий определенной идейности, прочных знаний, теории и практики обучения. Главная задача современного педагога не только научить, но и научить самостоятельно учиться всю жизнь.

Требования к учителю трансформируются в соответствии с меняющимся миром. Введение Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) кардинально изменило современное образование, которое в свою очередь продиктовало новые требования к личности учителя. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышления, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

В Киренском профессионально-педагогическом колледже обучаются студенты по разным педагогическим специальностям, в том числе по специальности Преподавание в начальных классах. Будущий учитель должен соответствовать требованиям ФГОС СПО и соответственно должен овладеть общими компетенциями, такими как осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; осуществление устной и письменной коммуникации с учетом особенностей социального и культурного контекста; проявление гражданско-патриотической позиции, демонстрация осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей; использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

На первом курсе студентами, в рамках общеобразовательных дисциплин, изучается дисциплина «История», которая помогает будущему педагогу не только усвоить материал и получить знания, но и сформировать общие компетенции в будущем. Как показывает практика, эффективно этому способствует применение на уроках истории такой технологии как технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления впервые была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Сита, авторами данной программы являются Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит [1]. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Основополагающим понятием здесь является «критическое мышление» — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического похода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения [2]. По мнению авторов данной технологии, критическое мышление имеет следующие признаки:

− формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

− формирование самостоятельного, ответственного мышления;

− аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

− многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

− индивидуальное мышление (формирует личную культуру работы с информацией);

− социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия — дискуссия).

Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии — трехфазная структура урока: вызов, осмысление, рефлексия [3].

В нашем образовательном учреждении данная технология активно используется на занятиях общеобразовательной дисциплины «История» с 2015 года. Данная технология позволяет заинтересовывать и мотивировать студентов на изучение истории. Помогает разнообразить занятия, сделать их нестандартными на основе использования наглядности: видеофрагменты, презентации, работа с историческим текстом, карты-аппликации, использование доски в виде интерактивной (например, объяснение темы «Древнерусское государство и его устройство» с помощью фигурок), разнообразия использования приемов активизации мыслительной деятельности. Наиболее эффективными являются такие приемы, как кластер, прием Фишбоун, «шесть шляп мышления», «инфо-угадай-ка».

Кластер — это способ организации материала, который заключается в выделении смысловых единиц текста в графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила его составления очень просты: в центре — ведущее понятие, а вокруг крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большой пласт информации, чем мы получаем при обычной работе. Например, возникновение христианства, крещение Руси, монгольские завоевания, гражданская война и т. п.

Прием Фишбоун (Fishbone» — рыбья кость) — в голове скелета обозначается проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние косточки, на которых студенты отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, и нижние косточки, на которых необходимо выписать факты, отражающие суть причины. Используется данный прием в работе, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. Работа может быть индивидуальная или групповая. Например, при выяснении причин возникновения Смутного времени при изучении темы «Смутное время начала XVII в»..

«Шесть шляп мышления» — метод Эдварда де Боно — это шесть способов мышления. «Белая шляпа» — нейтральная; обсуждается подробная и необходимая информация, только факты. «Желтая шляпа» — позитивная; выявляет позитивные моменты. «Черная шляпа» — критическая; выявляет негативные стороны. «Красная шляпа» — эмоциональная; выражает отношение. «Синяя шляпа» — аналитическая; определяет насколько эффективно было мероприятие, либо документ. Например, анализ документов как «Петиция рабочих жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905г». и «Манифест 17 октября 1905г». при изучении темы «Революция 1905г».

«Инфо-угадай-ка» — в центре доски пишется название темы, остальное пространство разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких темах, возможно далее пойдет речь на уроке. Затем по мере предложений учащиеся вписывают наиболее существенные моменты: причины, участники, основные этапы, итоги, последствия. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года», «Движение декабристов» и т. д.

Работая в рамках данной технологии, можно отметить, что работа в паре или малой группе увеличивает интеллектуальный потенциал студентов, значительно расширяет их словарный запас. Совместная работа обучающихся способствует лучшему пониманию и усвоению трудного, информационно насыщенного материала, появляется большая глубина понимания, возникает новая еще более интересная мысль. Обостряется наблюдательность и любознательность, развивается активное слушание.

Результаты использования в педагогической деятельности технологии критическое мышление позволяют сделать выводы о положительной динамике в развитии будущих учителей: повышение уровня наблюдательности, отмечается повышение интереса к истории, студенты с желанием включаются в работу. Многим нравится творческий подход в выполнении ряда заданий — используют цветные карандаши в схемах, делают мини карты в тетрадях в виде аппликации и т. д. У студентов исчезает страх выступлений перед аудиторией. Формируются умение аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других; способность самостоятельно заниматься обучением; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение работать в группе; умение работать с увеличивающимися и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

В ходе использования данной технологии отмечаются и проблемные моменты. Не все студенты могут работать с большими объемами информации, работать в заданном темпе. Студенты не умеют правильно составлять краткие схемы, потому что испытывают (со школы) затруднения в поиске главного смысла в тексте. Многие никогда просто не сталкивались с такими видами работ, что вызывает у них затруднения определённого характера. Добавляется и неправильно понимание стратегий и методов работы, на что уходит большое количество времени для объяснения.

В перспективе планируется продумать индивидуальную работу с учетом выявленных проблем у каждого обучающегося, а также разнообразить использование приемов и методов развития критического мышления у будущих педагогов.

Литература:

  1. Габидулин, Т. К. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа / Т. К.Габидулин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1(155.1) — С.20–22. –URL:https://moluch.ru/archive/155/43970/(дата обращения: 23.09.2020).
  2. Шпак, Л. С. Технология «Развитие критического мышления» / ЛС Шпак. — Текст: электронный//Инфоурок: [сайт].—URL: ttps://infourok.ru/tehnologiya-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-1748061.html (дата обращения: 23.09.2020).
  3. Стукалова, Т. В. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания / Т. В. Стукалова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.09.2020).

Ключевые слова

общие компетенции, технология критического мышления, критического мышления