Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.

Дата публикации: 31.12.2021

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Курьянович, О. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания / О. В. Курьянович. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 15-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6966/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагога абсолютно нового подхода к организации обучения. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [5].

Приоритетным становится личностное развитие учеников, раскрытие их способностей. Обучающийся должен самостоятельно получать знания, а в дальнейшем умело использовать их в повседневной жизни. В связи с этим педагог использует инновационные методы обучения. Одной из таких инноваций является технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией [1, с. 5].

Следовательно, цель данной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства, или мнения об окружающем мире [3].

В технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа (стадии): вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова у обучающихся активизируются уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, возникает мотивация для дальнейшей работы, определяются цели и задачи для изучения новой темы. На данной стадии можно использовать следующие приемы и методы: «понятийное колесо», «корзина идей», «дерево предсказаний», «верные и неверные утверждения», «перепутанные логические цепочки» и др.

Стадия осмысления включает непосредственную работу с новой информацией, постепенное продвижение от старого к новому знанию. Происходит формирование собственной позиции обучающегося. Возможны такие методы и приемы, как: «инсерт» — маркировка с использованием значков: «v», «+», «-», «?» (ставятся справа на полях во время чтения), заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), «фишбоун», чтение с остановками и др.

Третья стадия — рефлексии (размышления). На этом этапе происходит окончательное усвоение нового материала и формирование аргументированных представлений о исследуемом (изучаемом) объекте. Основой рефлексии является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций [2].

Возможные приемы и методы на данной стадии: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ромашка вопросов или ромашка Блума, различные виды дискуссий, синквейн, эссе и др.

Остановлюсь на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые использую в преподавании обществознания в 7 классе.

На стадии вызова часто задействую прием «Понятийное колесо». В центре ребята выделяют ключевое слово — новое понятие урока, вокруг него предлагаю записать слова-ассоциации. При изучении темы «Конституция Российской Федерации» обучающиеся составляют, например, такое «понятийное колесо»:

Удачным для применения на любом этапе урока считаю прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы. Сначала суворовцы выясняют, какие вопросы являются «тонкими», а какие «толстыми». Затем составляют «тонкие» вопросы, т. к. их придумывать легче. Следующее задание: обучающиеся должны самостоятельно составить «толстые» вопросы по материалу параграфа. Так по теме «Человек в обществе: труд и социальная лестница» «тонкие» и «толстые» вопросы могут быть следующими:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1. Что означает понятие «социальная лестница»?

1. Согласны ли вы, что образование влияет на переход к более высокой ступени социальной лестницы?

2. Кого можно назвать мастером?

2. Объясните, что означает выражение «Мастер — золотые руки»?

3. Что такое квалификация?

3. В чем разница между малоквалифицированным и высококвалифицированным трудом?

4. Что понимается под производительностью труда?

4. Предположите, как квалификация работника может влиять на производительность труда?

После выполнения задания суворовцы работают в парах: обмениваются тетрадями, проверяют, правильно ли сформулированы вопросы, задают их друг другу, внимательно выслушивают одноклассника, оценивают ответы. Как вариант — вопросы одноклассников оценивает группа «экспертов»-суворовцев.

Способом графической организации материала является прием «Кластер». Данный прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. В качестве примера представляю составление кластера по теме «Экономика и ее основные участники». Учитель выстраивает работу следующим образом:

  1. Изучение материала параграфа, новых понятий.
  2. Составление кластера по теме.
  3. Конкурс кластеров среди суворовцев.
  4. Присуждение звания «За лучший кластер»

Пример кластера «Экономика и ее основные участники»:

Прием «Синквейн» использую на стадии рефлексии.«Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Это творческое задание позволяет даже слабым обучающимся понять самое важное, а представление выполненных синквейнов перед одноклассниками позволяет им повысить самооценку. Приведу примеры синквейнов, которые составили обучающиеся по темам: «Экономика и ее основные участники», «Производственная деятельность человека», «Домашнее хозяйство», «Бедность и богатство»:

1. Доход

2. Фиксированный, переменный

3. Получать, увеличивать, распределять

4. Нужен для семьи

5. Прибыль

1. Прибыль

2. Огромная, обязательная

3. Приходит, радует, повышается

4. Необходима для работников и государства

5. Доходы

1. Бизнес

2. Постоянный, семейный

3. Помогает, решает, выручает

4. Бюджет — опора семьи

5. Доходы

1. Бизнес

2.Результативный, убыточный

3. Удовлетворяет, улучшает, делает

4. Бизнес проверяет человека

5. Деньги

1. Бюджет

2. Малый, большой

3. Составлять, распределять, тратить

4. Бюджет — это общие деньги

5. Кошелёк

1. Бюджет

2. Постоянный, семейный

3. Помогать, делать, размышлять

4. Бюджет — доход семьи

5. Финансы

1. Бюджет

2. Семейный, спланированный

3. Составляем, планируем, соблюдаем

4. План доходов и расходов

5.Экономика

1. Деньги

2. Нужные, важные

3. Тратят, накапливают, обменивают

4.Деньги — часть нашей жизни

5. Затраты

В заключении хотелось бы отметить, что использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания позволяет обучающимся осмысленно воспринимать информацию, активизировать познавательную деятельность, раскрыть свои творческие способности. Следует не забывать, что в центре учебного процесса стоит ученик с его индивидуальными способностями и интересами. Учитель организует его деятельность, ориентируясь на формирование и развитие критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знанием предмета, с опорой на собственный и чужой опыт [4, с. 14].

Литература:

  1. Заир — Бек С. Е. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Зыкова Т. В., Шерихова И. Е., Храмова Ю. Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe-ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-uchebnom-protsesse/viewer
  3. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология критического мышления. https://znanio.ru/pub/4467
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010.
  5. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

Ключевые слова

критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления
Задать вопрос