Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 28.08.2023

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Абильдинова, Ж. Б. Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе / Ж. Б. Абильдинова, А. Б. Жасузакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105674/ (дата обращения: 04.05.2024).



Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, также предлагаются различные методы, приемы и средства обучения, основанные на принципе системности и творческом подходе к формированию представлений об особенностях стихов русских поэтов XX века, формированию представлений учащихся о современном литературном процессе, развитию представлений учащихся об особенностях русской лирики на основе знакомства с творчеством русских поэтов XX века.

Ключевые слова: литература, поэзия, школа, уроки, Казахстан, 11 класс, обучение, стратегия, этапы, методы, подходы.

Сегодня в системе образования Казахстана происходят существенные изменения, связанные с условиями развития экономики страны, с интеграцией Казахстана в мировое образовательное пространство. Образование находится на новом этапе развития, для которого характерно усиление демократических процессов, возрастание роли гуманизации и гуманитаризации образования. Это в свою очередь предопределило изменение стратегии обучения современных школьников, определяющей образование как целостный, непрерывный социокультурный процесс, как единство социализации и индивидуализации развивающейся личности. Если раньше цели образования были ориентированы только на знание предмета, то в настоящее время к этим целям, логически присоединились цели, ориентированные на приобретение школьниками ключевых компетенций.

Среди цикла гуманитарных учебных предметов в школе литература занимает важное место, так как она прививает духовно-нравственные ценности, развивает эстетическое мышление и кругозор учащихся. В условиях новой структуры и содержания литературного образования его приоритетными целями становятся «формирование у учащихся способности к восприятию и пониманию художественной литературы как искусства слова, развитие читательских интересов, эстетического вкуса и образного мышления, обучение навыкам анализа художественного произведения» [1].

Значимую роль в обучении школьников литературе играет лирика. Приобщение учащихся к поэзии — важный этап формирования мировоззрения и эстетического вкуса юных читателей, приобщения их к мировому искусству, к вдумчивому «взрослому» чтению [2]. Кроме того, поэзия наполняет нравственный мир, развивает когнитивные и языковые способности человека, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях, поэтому является неотъемлемой частью школьного курса литературы. Понимание своеобразия лирики способствует глубокому осмыслению природы человека и окружающей его действительности. Без поэзии литература была бы неполной и не смогла бы выполнить стоящую перед ней задачу — быть средством формирования гармонично развитой личности.

В методической литературе уделяется достаточное внимание исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства. Сюда можно отнести научные труды А. А. Михайлова, В. Ф. Огнева, М. А. Палкина, Г. Н. Поспелова, И. Т. Сильман и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Н. Ф. Бунакова, Н. П. Каноныкина, В. Я. Стоюнина, Т. П. Сальниковой, К. Д. Ушинского, Н. А. Щербаковой и др. Однако в имеющихся исследованиях проблема обучения старшеклассников умению интерпретировать художественный (лирический) текст представляется недостаточно разработанной, поэтому эта проблема требует дальнейшего исследования.

Изучение поэзии в школе начинается в начальном звене и далее продолжается в средних и старших классах. Согласно обновленному содержанию казахстанского образования в школьную учебную программу для 1–4 классов по предмету «Литературное чтение» включено знакомство с произведениями казахской, русской и зарубежной поэзии. Это в первую очередь стихотворения таких поэтов-классиков, как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, О. Уайльд, Р. Киплинг. Знакомятся дети и с поэзией поэтов-современников: А. Мальцев, Г. Сапгир, Н. Сладков, Я. Аким, М. Алимбаев, В. Запуниди, Н. Лушникова, А. Сопыбеков, О. Аубакиров и др.

В Типовую учебную программу для 5–9 классов включено изучение творчества казахских, русских поэтов XIII, XIX и XX века, а также советских поэтов-современников. Сюда вошли баллады, песни, природная, патриотическая и гражданская лирика, обрядовая поэзия, поэзия серебряного века: А. С. Жуковский, А. С. Пушкин, Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, А. Кунанбаев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, В. А. Брюсов, К. Д. Бальмонт, З. Н. Гиппиус, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, «Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Казаков, Г. Бельгер, А. Шмидт, В. Киктенко и др. В программу по русской литературе включены классические произведения зарубежных авторов с целью ознакомления учащихся с лучшими образцами мировой литературы, «вечными образами» Фауста, Гамлета.

Программа 9 класса концептуально и тематически связана с программой 10 класса. Согласно учебной программе, продолжается изучение творчества А. С. Пушкина, здесь для изучения представлено лиро-эпическое произведение «Евгений Онегин». Собственно лирические произведения А. С. Пушкина не рассматриваются, но уделяется внимание значению поэзии поэта для мировой литературы. Далее согласно учебной программе представлены в основном эпические и драматические произведения: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман Л. Н. Толстого «Война и мир», драма Н. А. Островского «Бесприданница».

В 11 классе согласно Типовой учебной программе для изучения представлены как прозаические произведения (Р. Брэдберри «Улыбка», Б. Пастернак «Доктор Живаго», А. Рыбаков «Дети Арбата», В. Кондратьев «Сашка», рассказы М. Горького), так и лирические произведения. Большое внимание уделяется изучению поэзии Серебрянного века, военной поэзии, поэзии бардов и поэзии поэтов-шестидесятников (С. Есенин, А. Ахматова, А. Твардовский, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Е. Евтушенко).

Изучение поэзии в 11-м классе представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на формирование личности старшеклассника. Именно в этом возрасте у учащихся пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постичь самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Особенность работы над лирическими произведениями заключается в том, что приходится решать сложные задачи обучения, развития и воспитания. Автор лирического произведения выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии. Другими словами, художественным содержанием лирического произведения является то, что скрыто от внешнего наблюдения, т. е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом и здесь необходимо проводить поэтапную работу.

В учебнике по «Русской литературе» под ред. С. Д. Абишевой [3] для 11-го класса как раз представлена стратегия обучения, состоящая из нескольких этапов:

  1. Введение в тему. Учащимся дается информация о том, чему они научатся, что нового узнают из раздела.
  2. Предварительная диагностика. Учащимся предоставлен список вопросов, который позволяет диагностировать их знания касательно творчества того или иного поэта. Кроме того, вопросы помогают погрузиться в тему занятия, обратить внимание на ключевые моменты творчества изучаемого поэта. Как правило, перед каждым разделом дается эпиграф к творчеству, и учащиеся анализируют его содержание.
  3. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Вслед за вопросами следуют рубрики «Хронограф», «Биография/автобиография поэта», в которых подробно раскрываются основные вехи жизни и творчества поэта, далее следует переход к воспоминаниям о поэте, известные цитаты о поэте и его творчестве. На данном этапе проводится работа в группах для закрепления пройденного материала.
  4. Знакомство с основными темами, мотивами, образами лирики поэта. На данном этапе учащиеся учатся анализировать стихотворения: находить в нем строки, цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; выявлять средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор. Здесь предусмотрена индивидуальная работа, работа в группах, творческая работа. В помощь учащимся даются рубрики «Терминологическая консультация» и «Это интересно», которые направлены на изучение незнакомых терминов и понятий, а также дают дополнительную информацию по творчеству поэта.
  5. Завершение темы. На данном этапе проводится закрепление темы, учащиеся выполняют исследовательскую работу, им предлагаются темы для проведения проектов. После проведения научно-исследовательской работы предлагаются темы для написания эссе и сочинений по пройденному материалу.

Анализ содержания учебника на предмет изучения лирических произведений показал, что в нем используются методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений, а также методические приемы, активизирующие деятельность учащихся на уроках литературы.

Применяемые в учебнике методы и приемы работы над лирическими произведениями 11-х классах обеспечивают комплексное и системное формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций. Однако, несмотря на то, что учебная программа предлагает богатый лирический материал для изучения, а также комплексные задания, разработанные согласно таксономии Блума, необходимо применение дополнительных методов, технологий и средств обучения. Тем более, что каждый учитель, хотя и придерживается учебной программы, выстраивает свой урок по-разному, наполняя его оригинальным содержанием.

Ученые, методисты (МЛ. Гаспаров, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Л. Я. Гинзбург, Л. Г. Кихней, О. А. Клинг, Л.А Солобаева, Ю. М. Лотман, А. И. Павловский, А. Г. Соколов, В. В. Мусатов, Е.Эткинд и др.) описывают творчество поэтов XX века как выдающееся явление, характеризующееся экспрессивностью образов, своеобразием философских размышлений, ассоциативностью, психологизмом, неповторимыми художественными средствами изображения. Поэзия этого периода литературы ценна тем, что в ней ярко выражены черты переломной исторической эпохи, передана политическая обстановка, отражены дух времени и правдивая история народа.

Эффективность методики изучения русской поэзии XX века в 11-м классе общеобразовательных школ Казахстана обусловлена поиском наиболее продуктивных путей, средств, приемов, усиливающих творческую деятельность учащихся, углубляющих их аналитическую и ассоциативную деятельность. С учетом вышесказанного дополнительно предлагается применять следующие методические приемы и средства обучения:

– использование метода «Эвристической беседы» как метода проблемного обучения помогает повысить мотивацию учеников, включиться в процесс поиска ответов на поставленные вопросы. Используя систематику эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности, учитель должен обладать профессиональным мастерством. Приведем примеры вопросов: Какова главная идея стихотворения? В чем суть? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением? Отвечая на вопросы учителя, учащиеся осуществляют анализ текста произведения: эпизодов, образов героев, языка, композиции и других элементов произведения.

– использование приема «Личных ассоциаций», заключающегося в попытке перевоплощения лирического героя, его внутреннего мира. Так, при изучении творчества С. Есенина и анализе его стихотворения «Я покинул родимый дом» можно дать задание: найти ассоциации к образам лирического героя, родителей, родины, частным образам (луны, звезд, дождя, старого клена). Применяя данный прием, можно подойти к изображению ассоциаций с помощью рисунков, провести параллель с музыкальным произведением. Учащиеся объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать лирического героя.

– использование приема круг «Вена»- сходящиеся друг с другом окружности, в каждой из которых пишется, например характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Настоящий прием применяется для сопоставления лирических произведений, образов, временных отрезков и т. д.

– использование приема «Тайные мысли», суть которого заключается в том, чтобы помочь учащимся выразить свое мнение, «вытащить» наружу скрытые вопросы, которые их волнуют, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. К данному приему целесообразно прибегнуть на этапе анализа идейно-художественного смысла стихотворения, характер лирического героя, когда у учащихся возникают те или иные мысли и идеи, с которыми они согласны, либо не согласны.

– использование приема «Лексическая цепочка», главное в котором — опора на опыт учащихся, правильную и четкую формулировку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «лексической цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке. Данный прием помогает развить логическое мышление и речевые навыки учащихся.

– использование постерной технологии, суть которой заключается в творческом подходе к анализу лирических произведений. Применение данной инновационной технологии поможет учащимся раскрыть свои креативные способности и интерпретировать собственное восприятие произведения в другом формате.

– — применение аудиовизуальных средств обучения (фрагменты экранизаций литературных произведений, слайды, различные виды звучащей речи, учебные фильмы и т. д.), которые, по мнению, психологов, дают отличные результаты в обучении. Они оказывают комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации на органы зрения и слуха, тем самым увеличивая коэффициент раздражителей и воздействуя на долговременную память.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, отметим, что изучение лирических произведений на уроках русской литературы в 11-м классе является важным этапом и необходимым звеном в системе литературного образования современных школьников. Как показало исследование, проблема обучения старшеклассников умению интерпретировать лирический текст, представляется недостаточно разработанной, требует осмысления и применения методики преподавания с учетом традиционных и инновационных методов, приемов и средств обучения.

Литература:

  1. Типовая учебная программа для 5–9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения). — Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. — 35 с.
  2. Якименко Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования: автореф. дис. … доктора. пед. наук.- Москва, 2005. — 40 с.
  3. Абишева С. Д., Асылбекова М. С., Поляк З. Н., Сабирова Д. А. Русская литература. Для учащихся 11 класса естественно-математического направления общеобразовательной школы — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2020. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, использование приема, лирический герой, Пушкин, средство обучения, учащийся, учебная программа, изучение поэзии, изучение творчества, класс, прием, творчество поэта.


Похожие статьи

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

При этом, естественно, необходим процесс осознания читательских умений как специфических, имеющих определенную структуру и закономерности. Первый этап работы изучение восприятия лирического произведения читателями разных возрастных групп.

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на...

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой...

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

В произведениях может быть героический, романтический, сентиментальный, трагический, иронический, драматический и другие виды пафоса. 10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия стихотворения.

Эффективные приёмы изучения биографий писателей...

Создавая её, я изучила биографию Пушкина [5, c. 21–185] и выделила основные этапы его жизни и творчества и постаралась учесть все основные принципы Бьюзена.

Формирование навыка выразительного чтения у младших...

Эффективным средством формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста являются поэтические произведения. Поэтическое произведение — это сочинение писателя, написанное стихами.

Создание мультимедийных проектов как один из путей постижения...

Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная раздробленность души лирического героя, подчеркнуто отрицающего этот мир, что передано при помощи градации (поэт использует глаголы с отрицанием не).

Изучение творчества Эркина Вохидова в общеобразовательных...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творчеством известного поэта Эркина Вохидова в системе среднего специального и профессионального образования, раскрываются методы совершенствования уроков чтения в изучении произведений Эркина Вохидова.

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

Учить анализировать лирическое произведение путем восприятия его через музыкальные, словесные и изобразительные образы. Задачи: Образовательная: Научить ребят видеть живопись и слышать музыку в произведениях А. С. Пушкина.

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике...

Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа. Это необходимо и для будущих поэтов потому, что без культуры восприятия невозможна и культура творчества [c.69].

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Рис. 1. Эпитеты в стихотворении А. С. Пушкина «Няне». В 6 классе при изучении стихотворения «Узник» ученики чаще изображают антитезу, лежащую в основе композиции произведения.

Похожие статьи

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

При этом, естественно, необходим процесс осознания читательских умений как специфических, имеющих определенную структуру и закономерности. Первый этап работы изучение восприятия лирического произведения читателями разных возрастных групп.

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на...

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой...

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

В произведениях может быть героический, романтический, сентиментальный, трагический, иронический, драматический и другие виды пафоса. 10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия стихотворения.

Эффективные приёмы изучения биографий писателей...

Создавая её, я изучила биографию Пушкина [5, c. 21–185] и выделила основные этапы его жизни и творчества и постаралась учесть все основные принципы Бьюзена.

Формирование навыка выразительного чтения у младших...

Эффективным средством формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста являются поэтические произведения. Поэтическое произведение — это сочинение писателя, написанное стихами.

Создание мультимедийных проектов как один из путей постижения...

Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная раздробленность души лирического героя, подчеркнуто отрицающего этот мир, что передано при помощи градации (поэт использует глаголы с отрицанием не).

Изучение творчества Эркина Вохидова в общеобразовательных...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творчеством известного поэта Эркина Вохидова в системе среднего специального и профессионального образования, раскрываются методы совершенствования уроков чтения в изучении произведений Эркина Вохидова.

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

Учить анализировать лирическое произведение путем восприятия его через музыкальные, словесные и изобразительные образы. Задачи: Образовательная: Научить ребят видеть живопись и слышать музыку в произведениях А. С. Пушкина.

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике...

Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа. Это необходимо и для будущих поэтов потому, что без культуры восприятия невозможна и культура творчества [c.69].

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Рис. 1. Эпитеты в стихотворении А. С. Пушкина «Няне». В 6 классе при изучении стихотворения «Узник» ученики чаще изображают антитезу, лежащую в основе композиции произведения.

Задать вопрос