Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 4379 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, М. Г. Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина / М. Г. Белоусова, Т. Н. Пожидаева, С. В. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2405/ (дата обращения: 19.04.2024).



Изучая дисциплину «Литературное чтение», я увидела, что невозможно правильно понять литературное произведение, не познакомившись с биографией его автора. Однако писателей и поэтов множество. Я узнала, что огромное количество школьников задаётся вопросом: как легко запомнить все события жизни писателей и не путать их? Этот вопрос и определяет актуальность нашего проекта.

Существует традиционный, привычный способ работы с информацией — линейный текст. Он является основой обмена информацией. И школьный учебник состоит из текста. Однако школьники (за редким исключением) очень часто испытывают трудности в работе с линейным текстом: при большой учебной нагрузке биографию писателя или главу из учебника очень трудно запомнить. А запомнив, через долгое время трудно не спутать с другой информацией. Наверняка есть альтернативные, более эффективные способы запомнить информацию.

Я обнаружила, что одним из наиболее эффективных способов работы с информацией в наше время признан майндкартинг, т. е. составление схематичных карт памяти. Одним из создателей этого приёма считается английский психолог Тони Бьюзен. Интересно, что же эффективнее сегодня: традиционный линейный текст или недавно придуманная майндкарта? Этот вопрос и раскрывает проблему нашего проекта.

После более глубокого знакомства с принципами майндкартинга у меня появилась гипотеза: методика образно-графического изложения информации идеально подходит для эффективного запоминания биографий писателей и гораздо эффективнее безликого линейного текста .

Для проверки гипотезы необходимо объект проекта (биографию писателя) реализовать в предмете (майндкарта биографии писателя). Т. е. решить ряд задач:

  1. создать майндкарту биографии писателя;
  2. провести эксперимент — проверить, как майндкарта выполнит свои функции на практике;
  3. сравнить эффективность майндкарты и традиционного линейного текста;
  4. сделать вывод.

Целью нашего проекта является проверка обозначенной гипотезы.

Для достижения цели в нашем проекте мы применяли:

  1. Элементы биографического метода (исследует прямые связи между литературными текстами и биографиями писателей).
  2. Элементы структурного метода (помогает выявить элементы структуры текста, закономерности связи этих элементов, воссоздать общую модель).
  3. Элементы сравнительного метода (имеет общенаучное значение, является основой человеческого мышления — человек познаёт новое, сравнивая с уже известным).
  4. Элементы метода эксперимента (позволяет опытным путём проверить истинность научной гипотезы; лежит в основе научного знания).

Научная новизна заключается в следующем. С времён Аристотеля человек ищет самые эффективные способы запоминания информации. Но в разные периоды истории у человека разные задачи, разные условия жизни и требования общества, разные объёмы и уровни сложности информации. Потому на разных исторических этапах эффективными становились разные приёмы работы с информацией. В нашем проекте мы пытаемся выявить максимально эффективный способ запоминания и использования информации в наши дни, в современных условиях и требованиях к школьнику.

Выводы нашего проекта помогут школьникам быстрее и надёжнее определиться с методикой запоминания биографий писателей (и не только биографий!), что реально повысит эффективность их обучения — поможет сэкономить время и силы на сам процесс запоминания материала и гарантирует, что через долгое время школьник будет хорошо помнить выученный материал и не будет путать его с другой информацией. Более того, по результатам эксперимента я планирую создание серии майндкарт биографий писателей для того, чтобы облегчить процесс их запоминания моим одноклассникам. В этом состоит практическое применение результатов нашего проекта.

Нужна ли биография на уроке сегодня?

Сегодня мы живём в период поиска. Взрослые ищут новые нормы, которые помогут быть уверенным в сегодняшнем и завтрашнем дне. Дети ищут своё место в жизни. Сначала в игре, позже — осознанно. И найти своё место в мире, не зная, каким мир должен быть, сложно. В наши дни взрослые люди постоянно спорят о том, какой должна быть медицина, экономика, политика, искусство, образование.

Министры, учителя, родители и ученики берут любой элемент, составляющий школьный урок, и рассуждают — нужен ли этот элемент в современной школе? Полезен или уже вреден он? Если его менять, то как? Если убрать, то чем заменить? Те же вопросы задаются и о таком элементе дисциплины «Литературное чтение», как биография.

Биографии изучались на уроках с момента возникновения школ в Древней Греции. Но мне кажется, что ещё древние люди, живущие в пещерах или шалашах, обмотанные шкурами зверей, рассказывали своим детям о том, как именно их прапрадед первым из всех смог завалить на охоте огромного хищника. И тем самым объясняли детям, почему сегодня они на охоте действуют так же. Прежде всего изучение биографии человека, сделавшего что-то важное и значимое, это передача опыта из поколения в поколение. Залог развития, эволюции. И культурной идентификации. Потому как в соседнем племени хищников принято добывать совсем другим способом! Но мы — потомки своих предков, потому будем следовать их опыту, усовершенствуя его.

Биография на уроке Литературного чтения — это не только передача опыта (жизненного, творческого). Биография писателя или поэта помогает ученику посмотреть на мир глазами автора. Современным детям, больше привыкшим общаться с гаджетами, часто бывает крайне трудно понять замысел художественного произведения. Это влечёт за собой полную потерю интереса к произведению, к литературе как к предмету, к чтению вообще. Найти своё место, своё призвание в жизни с такой позицией будет просто невозможно. Вот почему так важно привить любовь ученикам к литературному произведению именно через ПОНИМАНИЕ. Ю. М. Лотман писал: «Для того, чтобы ученик полюбил произведение, оно должно перестать быть безликой книгой на полке и тем более «заданием». Читатель должен почувствовать стоящую за книгой личность автора, его судьбу, его радости и страдания, цели и надежды, время» [4, с. 4]. Конечно, Лотман сказал это очень давно. Но мне кажется, что это актуально и сегодня. Как наш алфавит, в современном нам виде созданный в 1918 году, актуален по сей день.

У нас, детей второго десятилетия XXI века, уже нет врождённого чувства, что произведения Толстого, Гоголя — свои, родные. Мы не чувствуем, что было создано раньше — «Сказка о царе Салтане» Пушкина или «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Для нас каждое произведение воспринимается отдельным, самостоятельным, не зависимым ни от истории, ни от личности автора — словно в вакууме. Взрослым приходится объяснять нам всё это. Показывать наглядно. И это очень сложно! Вот тут на выручку приходит недооценённая, часто забытая биография писателя. Для нас сегодня это прежде всего связь с историей. История — тот ключ, который помогает восстановить хронологию событий, хронологию появления в истории литературы каждого писателя, а значит, мы начинаем понимать, что Гоголь учился у Пушкина, а Булгаков — у Гоголя… Сегодня как никогда важно видеть за биографией писателя не «парадный, условный его портрет, а живую личность, способную вызвать непосредственный читательский отклик» [4, с. 4]. В наше время не понимают абсолютный авторитет. В прошлом (я знаю по рассказам родителей и бабушки) было принято идеализировать писателей, представлять их правильными людьми, которые не делали ошибок ни в жизни, ни в творчестве. Мне кажется, чтобы современный ученик захотел посмотреть на мир глазами писателя XVIII, XIX, XX веков и прислушаться к их мудрым словам, нужно показать их как реальных людей. С уважением к личной жизни, непременно, но и не превращать их в идолов, которые, не зная нас, учат нас жить.

Я понимаю, что я, скорее всего, далеко не одна и далеко не первая, кто предлагает такой подход к изучению литературы. Но мне бы хотелось сделать это предложение взрослым ещё раз, чтобы этот принцип стал обязательным для всех школ нашей страны. И я понимаю, что это, наверное, очень сложно для взрослых.

Чтобы стало легче работать с таким сложным предметом, как литература, и учителям, и ученикам, имеет смысл попробовать другие методики работы с текстом. Например, майндкартинг.

Почему майндкарта?

Идея майндкартинга, можно сказать, не имеет одного автора: примерно в одно время многие люди пытались найти способ излагать и запоминать информацию, отличный от привычного. Наиболее известным специалистом в области майндкартинга принято считать Тони Бьюзена, английского психолога [1,2,3]. Он половину жизни изучал физиологию человеческой памяти, и на основе полученных знаний создал свою теорию майндкартинга. Не менее известны работы его ученика, Хорста Мюллера [6] (имеет сертификат тренера по майндкартингу, выданный Центром Тони Бьюзена (Пул, Великобритания)).

Исследования Бьюзена привели к его к нескольким простым выводам, которые он воплотил в принципах организации майндкарты.

Прежде всего наш мозг «мыслит» образами, проще говоря картинками и схемами. Какое-либо сообщение, законченную мысль, мозг лучше воспринимает в виде системы, которую можно наблюдать разом, одновременно, а не разделённую на части, например, изложенную на нескольких страницах. Когда человек переворачивает страницу, он видит следующую, но не может видеть предыдущую, поэтому целостность восприятия уже нарушается, нейронные связи формируются с трудом, и процесс запоминания не такой эффективный как хотелось бы. Когда человек впервые видит какое-либо изображение, его внимание прежде всего концентрируется в центре картинки, а потом кругами расходится в стороны. Если человек смотрит на схему, мозг лучше запоминает отношение частей этой схемы в том случае, если эти соотношения показаны не прямыми с углами, а плавными линиями с изгибами, похожими на ветви дерева. Человеку природой дана возможность цветового зрения. И язык цвета значительно повышает эффективность запоминания материала. Как уже отмечалось, для нашего мозга образ важнее слова. И именно поэтому Бьюзен активно советует в любом возможном месте майндкарты, на каждой ветви, размещать цветную картинку, изображающую ключевую деталь каждой мысли.

Скажем, необходимо определить какой-то термин. Мы помещаем его в центр майндкарты, снабжаем яркой картинкой, отображающей его сущность. От него будут отходить ветви первого порядка — самые распространённые определения (снабжаются портретами их авторов). От каждого определения отходят ветви третьего порядка — кратко: в чём отличие этого определения от других и тоже, по возможности, с картинками.

Учитывая эти главные выводы, Бьюзен предложил, чтобы майндкарта выглядела примерно так [1]:

C:\Users\User7Prof32\Desktop\ЛИЦЕЙ № 2\4. 3 класс 2020-21\Конкурсы 3 класс\10. Биография в Майнде АСП Хочу все знать\Книги Тони Бьюзена\Могущество духовного интеллекта\Карта глава 7.jpg

Если обратить внимание на описание свойств информации, которую мозг с лёгкостью «запоминает», мы увидим, что практически ни одним из этих свойств не обладает традиционный линейный текст.

Почему же линейный текст имеет массовое применение, а майндкартинг, несмотря на то, что первые свои статьи на эту тему Бьюзен начал публиковать ещё в 70-х годах ХХ века, до сих пор имеет армию противников?

Эта проблема меня заинтересовала. Тем более, что я нахожусь в поиске аффективного средства запоминания материала. Самое время для эксперимента.

  1. Майндкарта биографии А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — мой любимый поэт и писатель. Поэтому именно его биография легла в основу моей экспериментальной майндкарты. Создавая её, я изучила биографию Пушкина [5, c. 21–185] и выделила основные этапы его жизни и творчества и постаралась учесть все основные принципы Бьюзена. Итак, майндкарта — информация, распределённая иерархически, с использованием картинок-образов. В центре помещается ключевая информация — в нашем случае это Портрет Пушкина, даты и места его рождения и смерти (ключевая информация первого порядка). От центральной информации отходят ветви основных идей. В нашем случае — это основные периоды жизни и творчества Пушкина (ветви второго порядка). От названия каждого периода отходят ветви третьего порядка, раскрывающие суть каждого периода — главные события жизни и творчества.

Для того, чтобы визуально отличать один период от другого, каждый имеет свой цвет. Так сложилось, что основных периодов в жизни Пушкина 7, как и цветов в радуге. И каждый период у нас имеет цвет радуги: с помощью языка цвета будет намного легче запомнить, количество и содержание периодов жизни поэта!

По теории Бьюзена, майндкарта должна содержать не только текст в виде схемы, но и картинки. Они играют ключевую роль, ведь наш мозг мыслит образами. И в нашей майндкарте присутствуют портреты значимых для Пушкина людей, мест и т. д. Получилось следующее:

C:\Users\User7Prof32\Desktop\ЛИЦЕЙ № 2\4. 3 класс 2020-21\Конкурсы 3 класс\10. Биография в Майнде АСП Хочу все знать\Фото к майнду\IMG_20210223_143423.jpg

Майндкарта готова. Решая задачи нашего проекта, теперь следовало приступить к её апробации.

Эксперимент: майнд vs линейный текст

Мы провели эксперимент в двух классах одной из общеобразовательных школ г. Волгограда (уровень успеваемости классов примерно равен).

В 3 «Б» мы дали ученикам ознакомиться с биографией А. С. Пушкина в виде линейного текста и провели тестирование на знание фактов биографии поэта. После этого дали ознакомиться с той же информацией, но уже в виде майндкарты. Повторный тест на знание (факты те же, вопросы сформулированы иначе) класс показал гораздо более высокий уровень усвоения материала.

Для чистоты эксперимента в 3 «В» мы дали ознакомиться с биографией А. С. Пушкина, но сразу в виде майндкарты. Результаты теста на знание биографии были практически так же высоки, как и результаты второго теста в 3 «Б».

C:\Users\User7Prof32\Desktop\ЛИЦЕЙ № 2\4. 3 класс 2020-21\Конкурсы 3 класс\10. Биография в Майнде АСП Хочу все знать\Фото к майнду\IMG_20210223_154858.jpg

Эксперимент показал: усвоение материала биографий писателей, изложенного в виде майндкарты (по принципам Тони Бьюзена) намного эффективнее, чем работа с линейным текстом. Это объясняется тем, что методика составления майндкарт в гораздо большей степени учитывает свойства мозга, в частности, механизмы запоминания и воспроизведения информации.

Справедливости ради необходимо заметить, что результаты усвоения материалов биографии по одной только майндкарте на 0,2 ниже, чем после линейного текста+майндкарты. С одной стороны, 0,2 — мелочь. С другой — необходимо признать, что линейный текст сам по себе не особенно эффективен. Как и образное содержание майндкарты через очень долгое время может оказаться сложным ребусом.

Таким образом, результаты эксперимента дают нам возможность сделать следующий вывод. Майндкарта и линейный текст как способы запоминания биографии писателя эффективнее всего работают вместе: майндкарта как основной способ выражения и запоминания биографии, а линейный текст, дублирующий содержание майндкарты, существует «на всякий случай», как вспомогательные материалы. Опытные пользователи майндкартинга утверждают, что прибегали к помощи линейных текстов только в начале работ с майндкартами. Примерно через год необходимость в линейной подстраховке уже исчезла.

На разных этапах существования человека эффективными становились разные способы запоминания информации. Но в любые времена таких способов всегда было несколько — ведь одни люди легче запоминают визуальную информацию, другие — на слух, третьим нужны какие-нибудь свои хитрости. Это индивидуально. Однако все люди обладают прежде всего фотографической памятью — это гены наших далёких предков, ещё не имеющих письменности.

Сегодня, как и всегда, тоже имеется широкий выбор разных методик запоминания информации. Но опыт показывает, что в наши дни наиболее эффективным из всех является майндкартинг, по необходимости подкреплённый линейным текстом (в начале применения).

Наш проект призван опытным путём проверить общую статистику, которая часто слишком общая, на конкретном опыте конкретных учеников. И тезис о большей эффективности майндкарты перед линейным текстом подтвердился.

Майндкарта биографии А. С. Пушкина, «солнца русской поэзии», — только начало большого проекта для меня и моих одноклассников. Я планирую создать целую серию таких майндкарт биографий писателей и поэтов. На данный момент в разработке находится майндкарта биографии М. Ю. Лермонтова.

Очевидно, что с помощью майндкарт можно излагать не только биографический, но и любой другой учебный материал. Занятия с майндкартами позволят значительно повысить эффективность учебного процесса. Не только для детей, но и для взрослых. Всем больших успехов!

Литература:

  1. Бьюзен, Т. Могущество духовного интеллекта [Текст] / Тони Бьюзен. — Минск: Попурри, 2004.
  2. Бьюзен, Т. Думайте эффективно [Текст] / Тони Бьюзен. — Минск: Попурри, 2009.
  3. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления [Текст] / Тони Бьюзен. — МИФ, 2018.
  4. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя [Текст] / Юрий Лотман. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Лотман, Ю. М. Пушкин. [Текст] / Юрий Лотман. — СПб.: Искусство-СПб, 1999. Глава «Биография».
  6. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Хорст Мюллер // (дата обращения: 10.03.2021). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.klex.ru/2jb
  7. Научные методы литературоведческого исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ifreestore.net/3858/ (дата обращения 15.01.2021).


Задать вопрос