Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 02.03.2019

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/4018/ (дата обращения: 20.04.2024).



Тип урока: интегрированный

Метод обучения: поисковый с элементами исследования, наглядно-практический, эвристическая беседа.

Оборудование: компьютер, презентация «Времена года в поэзии А. С. Пушкина», музыкальные записи, фрагмент видео из художественного фильма «Метель».

Использованные репродукции: Кипренский О. А. «Портрет А. С. Пушкина»; Е. И. Гейтман «Александр Пушкин»; Ж. Вивьен «Пушкин»; В. А. Тропинин «А. С. Пушкин»; В. А. Серов «Пушкин в парке»; Н. П. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»; А. Пластов «Суд Пугачева (к роману «Капитанская дочка»); А. Н. Бенуа «Фронтиспис к поэме «Медный всадник»; Н. Кузьмин (к роману «Евгений Онегин»); Рисунки А.С Пушкина; В. Поленов «Золотая осень»; И. И. Шишкин «Осенний лес»; Б.Дехтерев Иллюстрация к стихотворению «Зимняя дорога»; И.Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода»; Н.Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском».

Музыкальный ряд, видео: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень»; Г. Свиридов «Весна и осень», «Тройка»; Г. Струве «Ещё дуют холодные ветры», Московский детский хор; романс «Роняет лес багряный свой убор.».., Свиридов Г., Лемешев С.; романс «Зимняя дорога». Свиридов Г.; звуки живой природы; фрагмент видео из художественного фильма «Метель».

Цель урока:

  1. Мотивация обучающихся к изучению творчества А. С. Пушкина.
  2. Обратить внимание учащихся на особенности русского языка: красоту, звучность, лаконичность, простоту.
  3. Учить анализировать лирическое произведение путем восприятия его через музыкальные, словесные и изобразительные образы.

Задачи:

Образовательная: Научить ребят видеть живопись и слышать музыку в произведениях А. С. Пушкина.

Воспитательная: Привить любовь к искусству, научить видеть красоту родной природы, раскрыть прелесть пейзажных зарисовок А. С. Пушкина.

Развивающая: Развивать самостоятельность в мышлении, способствовать формированию художественного вкуса.

Работа с понятиями: иллюстрация, пейзаж, живопись, гризайль, цветовая гамма, музыкальная интонация, ритм, мажорный и минорный лад.

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель 1: (Слайд № 1). Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы от всей души приглашаем вас в нашу литературно-музыкальную гостиную. Располагайтесь поудобнее!

Учитель 2: (Слайд № 2). Ребята, в старину, в такие светлые, уютные гостиные приглашались для выступления знаменитые писатели и поэты, музыканты и артисты, которые щедро делились своим творчеством со слушателями — музыканты исполняли известные арии, романсы. Обратите внимание на ваш экран. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем с вами разговаривать?

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Учитель 1: Действительно, сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. В этом году мы отмечаем 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Поэта давно нет с нами, но дух его сказок, его прекрасной лирики, его гениальной прозы вечен, этот дух живет в каждом русском человеке.

Учитель 2: Если обратиться к истории русской культуры, то творчество Пушкина является ярчайшим примером того, как природа питала вдохновение великого художника слова. Природа во всевозможных проявлениях пронизывает все пушкинское наследие.

Учитель 1: Как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о картинах природы, которые изобразил А. С. Пушкин в своём творчестве.

С раннего детства мы знакомимся с его произведениями и при одном упоминании имени легко можем представить это лицо. (Слайд № 3). Кто помог создать этот дорогой для всех нас образ? Конечно же, художники. Изобразительная Пушкиниана включает в себя: портреты Пушкина (Слайд № 4), картины из его жизни (Слайд № 5), иллюстрации к его произведениям (Слайд № 6).

Учитель 1: Поэт дополнил эту галерею портретов собственными рисунками. (Слайд № 7). Он был превосходный график. Свыше 50 раз Пушкин рисовал своё лицо. (Слайд№ 8).

Учитель 2: Каждый из художников по-своему запечатлел поэта. Портрет работы какого художника вам больше всего запомнился?

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Портрет работы художника Ореста Кипренского. Он представил как бы идеальный образ поэта. «Себя как в зеркале я вижу:" — писал Пушкин об этом портрете, который ему особенно нравился. Сейчас этот портрет находится в Третьяковской галерее.

Учитель 1: Глядя на этот портрет Пушкина, мы видим отражение творческого характера личности поэта. Невольно вспоминаются строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Учитель 2: «Любезен»- значит любим, «Лирой»- значит стихами. А сколько прекрасных, незабываемых строк поэт посвятил природе? Перелистнем же календарь и вспомним эти строки!

Ученики читают демонстрируемые на экране отрывки из стихотворений "19 октября», «Зимнее утро», «Городок:".(Слайды № 9, 10, 11).

Учитель 1: Для Пушкина природа и человек неразрывно связаны между собой. Граница в приёмах изображения человека и природы стирается. Лиризм пушкинских строк, их музыкальность, певучесть вдохновили многих композиторов на написание прекрасной музыки.

Учитель 2: Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Свиридов, более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы.

Учитель 1: А теперь совершим путешествие в пушкинские " времена года». И начнем с любимого учениками времени года, это...?

Ученики: Лето!

(Слайд 12, один ученик читает вслух стихотворение)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,

Ты все душевные способности губя, нас мучишь.

Учитель 2: А может быть он не любил лето за то, что оно такое кратковременное?

Но наше северное лето

Карикатура южных зим

Мелькнёт и нет: известно это

Хоть мы признаться не хотим.

Учитель 1: Мелькнуло лето и исчезло, а на пороге уже осень. (Слайд№ 13). Какие строки вспоминаются?

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса:,

(«Осень»).

Учитель 1: Все верно! Эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина «Золотая осень» воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению. (Слайд№ 14) (звучит «Осенняя песня» П.Чайковского из цикла «Времена года», под музыку которой проводится релаксация).

Релаксация: Давайте позволим себе немного помечтать, погрезить. Займите удобное положение, расслабьтесь. Музыка рисует нам чудесные образы. Перед нами начало осени — красивая и яркая её пора. Обычно осень — время увядания природы, но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение... Очарование огненно-золотистого и багряного цветов завораживает нас. «В багрец и золото одетые леса!"- это пушкинская палитра осени остаётся в памяти навсегда... Интонации музыки и краски осеннего пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своём стихотворении. Когда звучит минорный лад, создаётся чуть-чуть грустное настроение «Унылая пора:", но грусть эта светлая... Прислушайтесь, минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи. А мы, насытившись бодростью образа «золотой осени», снова продолжим нашу беседу.

Учитель2: Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолётна. В народе её называют «бабьим летом». Давайте вспомним, в каких строках Пушкина это отражено? (Слайд№ 15). (чтение под музыкальный фрагмент осени «Весна и осень» соч. Свиридова).

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. («Осень»).

Учитель1: Любимым временем года у Пушкина была осень, о чем он откровенно пишет так: «Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт».

Октябрь уж наступил,

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей:

Учитель 2: В пушкинском описании поздняя осень лишена красок: «нагие ветви», «последние листья». Словно в технике гризайль Пушкин пишет картины поздней осени. Гризайль — одноцветная живопись, для которой характерны серые тона. Обратите внимание на иллюстрацию, сделанную в этой технике.

Учитель 1: А я предлагаю послушать романс в исполнении непревзойденного Сергея Лемешева. (Слайд№ 16).

Учитель 1: Осень переходит в зиму. Забавно, что как бы Пушкин не любил осень, но, как подсчитали пушкинисты, слово осень поэт в своих сочинениях употребил всего 58 раз, лето — 43 раза, слово весна мы у поэта встретим 85 раз, а зима 87раз. Зимний пейзаж лидирует среди всех других картин природы, изображенных поэтом. (Слайд № 17).

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима. (Слайд 18).

В каких ещё строках Пушкин — пейзажист рисует зимнюю картину природы?

Ответы учащихся: «Мороз и солнце; день чудесный.».., «Зима!..Крестьянин торжествуя»

Учитель 1: Давайте послушаем романс Г. Свиридова «Зимняя дорога» В романсе «Зимняя дорога» противопоставляются два образа: реальность и мечта. Давайте прослушаем запись и скажем, как эта цель достигается средствами музыки. (Слайд№ 19)

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Реальность — это сама дорога: мелодия устремлена вперед — «вверх», превышая диапазон октавы, но ритмическая ровность словно сковывает ее, а фигурации фортепьянной партии придают оттенок тревоги, а также живописуют стремительное движение саней. Контрастный средний раздел — где поэт предлагает забыться у камина — движение останавливается, но мы понимаем, что это только мечта, настоящего успокоения не происходит, и снова продолжается стремительный бег саней:

Учитель 1: Находясь в Михайловском, Пушкин пишет известное стихотворение «Буря мглою небо кроет». (Слайд№ 20). Навестить поэта приехал его лицейский товарищ И.Пущин. Эту трогательную встречу запечатлел на своём полотне «Пущин у Пушкина в Михайловском» Н. Н. Ге. На картине изображён сосланный в деревню Пушкин, читающий Пущину «Буря мглою небо кроет». Картина бури в Пушкинском звучании остаётся эталоном в отечественной литературе.

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний, долгий мрак ночей.

Как вы думаете, какой вид искусства удачнее всего справился бы с иллюстрированием этих строк? (Ученики выдвигают версии) Кино считается динамическим видом искусства, объединяющим звук и изображение, а самое главное — передающим движение. Посмотрим фрагмент из к/ф «Метель». (Слайд 21).

Учитель 2: Отшумели метели. А за окном уже другое время года. ВЕСНА. (Слайд.№ 22).(в исполнении Подмосковного детского хора исполняется романс Г.Струве на стихи Пушкина»Ещё дуют холодные ветры»).

Учитель 1: Весну Пушкин называет «утром года». Давайте вспомним, в каких строках поэта мы встречаемся с картиной «утра года».(Ученики читают подготовленные стихотворения)

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Учитель 2: Созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И.Левитана «Весна. Большая вода». Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье, о русских полях, о грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности.

Учитель 1: «Суровая» русская природа находит в Пушкине несравненного пейзажиста. Художественное совершенство и жизнеутверждающий характер лирики Пушкина вдохновляли художников на написание прекрасных полотен, а композиторов на создание чарующей музыки. В самом ритме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубину души. Это что-то и есть музыка. Все вы знаете, что художник красками, а композитор звуками могут нарисовать похожие картины.

Учитель 1: Ребята, сегодня мы с вами увидели живопись и услышали музыку, читая произведения Пушкина. Что больше всего вам понравилось, запомнилось?

Чем насыщена пейзажная лирика поэта? (движением, динамикой, гармонией, тончайшей палитрой красок).

Учитель 2: Какие музыкальные интонации сопровождали наше путешествие?(тихие, напевные, грустные, плачущие, стонущие, тревожные).

Закончите предложения (по цепочке):

— На этом занятии я узнал(а)…

— Сегодня я научился…

— Мне было сложно…

— Я понял(а), что…

— Я планирую…

Учитель 1: Каждый человек находит в поэзии Пушкине что-то своё, близкое и понятное только ему одному. По вашим глазам было видно, как вы сумели проникнуться волшебными строками гениального поэта.

Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству А. С. Пушкина, отметить задушевное прочтение поэтических строк, в которых отражена наша русская природа.

Учитель 2: И пожелать вам творческих успехов!

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, учитель, Слайд, осень, поэт, предполагаемый ответ детей, романс, строка, Ученик, Чайковский.

Похожие статьи

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы.

Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости.

Ученики делятся впечатлениями о стихотворении и отвечают на вопросы учителя.

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении? - Сравни осенний день, о котором

Данный комплекс заданий построен таким образом, чтобы через ответы на вопросы дети

Подводя итог рассмотрению особенностей изучения темы осени в поэзии и прозе для детей на...

Образ П. И. Чайковского в воспоминаниях его учеников

ОбразП.И.Чайковского ввоспоминаниях его учеников. Бабенко Оксана Васильевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Учитель предлагает вспомнить всем знакомые стихи Есенина (учащиеся называют стихи — читают

Учитель (У) — Композитор Свиридов написал «Поэму памяти Сергея Есенина», где

Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. говорится: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в...

Влияние синтеза искусств на формирование художественного...

Развивать у детей видение художественно-речевого (поэтического образа) автора (поэта). Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду

Развитие творческого воображения, способности отражения художественного образа осени в рисунке на основе синтеза искусств.

П. И. Чайковский в воспоминаниях друзей | Статья в журнале...

Маслов вспоминает, что Чайковский был любимцем товарищей и начальства.

П. И. Чайковский всегда много читал и обсуждения различных писателей, поэтов и композиторов давали ему и Кашкину

В русской литературе, «кроме Гоголя и Пушкина, Чайковский был...

Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть...

В современном педагогическом сообществе филологов, учителей русского языка и литературы развивается острая дискуссия о том, какое место в литературном образовании школьников должна занимать классическая и современная литература.

Что мы знаем о П. И. Чайковском?

Дети из музыкальной школы в большинстве анкет указали, что «Детский альбом» Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику.

Ответ на вопрос о том, в каком городе похоронен П. И. Чайковский, вызвал у учащихся школ наибольшее затруднение.

Похожие статьи

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы.

Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости.

Ученики делятся впечатлениями о стихотворении и отвечают на вопросы учителя.

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении? - Сравни осенний день, о котором

Данный комплекс заданий построен таким образом, чтобы через ответы на вопросы дети

Подводя итог рассмотрению особенностей изучения темы осени в поэзии и прозе для детей на...

Образ П. И. Чайковского в воспоминаниях его учеников

ОбразП.И.Чайковского ввоспоминаниях его учеников. Бабенко Оксана Васильевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Учитель предлагает вспомнить всем знакомые стихи Есенина (учащиеся называют стихи — читают

Учитель (У) — Композитор Свиридов написал «Поэму памяти Сергея Есенина», где

Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. говорится: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в...

Влияние синтеза искусств на формирование художественного...

Развивать у детей видение художественно-речевого (поэтического образа) автора (поэта). Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду

Развитие творческого воображения, способности отражения художественного образа осени в рисунке на основе синтеза искусств.

П. И. Чайковский в воспоминаниях друзей | Статья в журнале...

Маслов вспоминает, что Чайковский был любимцем товарищей и начальства.

П. И. Чайковский всегда много читал и обсуждения различных писателей, поэтов и композиторов давали ему и Кашкину

В русской литературе, «кроме Гоголя и Пушкина, Чайковский был...

Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть...

В современном педагогическом сообществе филологов, учителей русского языка и литературы развивается острая дискуссия о том, какое место в литературном образовании школьников должна занимать классическая и современная литература.

Что мы знаем о П. И. Чайковском?

Дети из музыкальной школы в большинстве анкет указали, что «Детский альбом» Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику.

Ответ на вопрос о том, в каком городе похоронен П. И. Чайковский, вызвал у учащихся школ наибольшее затруднение.

Задать вопрос