Актуальные проблемы правового регулирования системы субъектов оперативно-розыскной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 18.08.2023

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Хренов, Н. М. Актуальные проблемы правового регулирования системы субъектов оперативно-розыскной деятельности / Н. М. Хренов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105506/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной научной статье анализируются проблемы правовой регламентации и закрепления системы субъектов, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, субъекты оперативно-розыскной деятельности, система субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Согласно действующему законодательству, оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями различных государственных органов, которые уполномочены на это Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий этих органов, посредством проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий в определенных целях. Этими целями выступают защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств [2, ст. 1] . Оперативно-розыскная деятельность осуществляется субъектами данного вида деятельности. В данной сфере существуют определенные правовые проблемы, связанные с законодательным закреплением конкретных субъектов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В действующем законодательстве прямого определения понятию «субъекты оперативно-розыскной деятельности» не содержится. В федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», исходя из определения самой оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом [2, ст. 1] , можно сделать вывод, что субъекты определены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Фактически указанные органы представляют собой обособленные в организационном плане единицы, в отношении которых на законодательном уровне определены конкретные задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий [5, с. 138].

Также законодателем устанавливается конкретный перечень этих органов [2, ст. 13].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что систему субъектов в данном случае составляют государственные органы, одной из основных функций которых является осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на них законом [6, с. 118]. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих органов [2, ст. 13]:

  1. Органы внутренних дел Российской Федерации;
  2. Органы федеральной службы безопасности;
  3. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны;
  4. Таможенные органы Российской Федерации;
  5. Служба внешней разведки Российской Федерации;
  6. Федеральная служба исполнения наказаний.

Помимо вышеуказанных подразделений, правом на частичное осуществление оперативно-розыскной деятельности наделяется также оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность каждого конкретного органа осуществляется оперативными подразделениями этого органа. Оперативное подразделение — это определенное организационно-штатное звено, которое непосредственно является структурным подразделением того или иного органа, в функциональные обязанности и задачи которого входит осуществление оперативно-розыскной деятельности. Оперативные подразделения могут осуществлять свои полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности как в полном объеме, так и проводить только часть оперативно-розыскных мероприятий [6, с. 118]. Конкретный список таких подразделений устанавливается ведомственными правовыми актами. К примеру, в системе МВД — Перечнем оперативных подразделений, утвержденным Приказом МВД России № 608 [4]; в ФТС — Приказом ФТС России № 715 [3].

Однако в отношении ряда органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности отсутствуют подобные ведомственные правовые акты, которые бы утверждали перечень оперативных подразделений данных органов. К примеру, ФСБ и ФСО такого документа не имеют; ФСИН имеет только проект ведомственного перечня подразделений органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности [7].

Кроме того, одной из проблем правового регулирования системы субъектов оперативно-розыскной деятельности в настоящее время является отсутствие в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентированной предметной подведомственности работы всех вышеуказанных государственных органов. Частично эта подведомственность определяется специальными законами, которые регулируют деятельность того или иного правоохранительного органа или службы (например, к исключительной предметной подведомственности органов ФСБ России относятся дела о шпионаже [1, ст. 10]). Отсутствие четкой систематизации субъектов оперативно-розыскной деятельности по подведомственности связано с тем, что порой разграничить компетенцию между оперативно-розыскными органами сложно. К примеру, организованная преступность или коррупция являются сложными негативными социальными явлениями, и, как показывает практика, большинство преступных формирований, которые попали в поле зрения определенного правоохранительного органа, совершает преступления различного характера. Поэтому отсутствие четкого закрепления подведомственности может иметь и положительные моменты, поскольку дает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность вести широкую, без каких-либо ограничений, борьбу с преступностью, собирать сведения по всем криминальным направлениям в жизни общества и государства.

Однако отсутствие четкой регламентации предметной подведомственности имеет ряд отрицательных моментов. К примеру, при проведении различных оперативно-розыскных мероприятий зачастую имеет место столкновение интересов нескольких оперативно-розыскных органов. В итоге вполне вероятно возникновение конфликтной ситуации между органами — субъектами оперативно-розыскной деятельности. Также при обнаружении действий, имеющих признаки преступления, или действий и событий, создающих угрозу государственной или иной безопасности, нередко прослеживается стремление одного субъекта переложить обязанности по проведению определенных действий на другой орган, вместо того, чтобы оперативно и эффективно решать возникшие задачи.

Таким образом, определенные проблемы в сфере правового регулирования системы субъектов оперативно-розыскной деятельности существуют и требуют принятия мер по их решению.

Литература:

  1. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. — № 15. — Ст. 1269;
  2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. — № 33. — Ст. 3349;
  3. Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности: Приказ ФТС России от 17.04.2012 № 715 (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 N 24058);
  4. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 19.06 2012 г. № 608 (с изм. и доп. от 04.02.2021 г.) // Рос. Газ. — 2012. — 3 августа;
  5. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «юриспруденция» / [И. А. Климов и др.]; под ред. И. А. Климова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 439 с;
  6. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы: учебник и практикум для вузов / Е. С. Лапин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: издательство Юрайт, 2020. — 375 с;
  7. Об определении Перечня оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности: Проект Приказа ФСИН России (по состоянию на 15.04.2020) (подготовлен ФСИН России, ID проекта 01/02/03–20/00100590) // СПС КонсультантПлюс: Сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=57315#GDvXa6TcBNbxyvE01 (Загл. с экрана).
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, орган, Российская Федерация, вид деятельности, подразделение, действующее законодательство, правовое регулирование системы субъектов, правоохранительный орган, система субъектов, субъект.


Ключевые слова

оперативно-розыскная деятельность, субъекты оперативно-розыскной деятельности, система субъектов оперативно-розыскной деятельности

Похожие статьи

Понятие оперативно-розыскной деятельности...

В качестве наиболее важного участника правоотношений, складывающихся при производстве оперативнорозыскной деятельности, видится необходимым рассматривать оперативного сотрудника, которым непосредственно и реализуется оперативно-розыскная деятельность.

Формы и направления деятельности органов внутренних дел по...

Что касается вопросов охраны общественного порядка, а также обеспечения общественной безопасности в работе подразделений МВД РФ, то тут все выражается в конкретной системе, которая формируется с учетом объединения правовых, организационных форм.

Совершенствование контроля за оперативно-розыскной...

Представляется необходимы выделить следующие основополагающие меры, предусмотренные стратегией, направленные на совершенствование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности...

Сотрудники оперативных подразделений ФСИН России в своей служебной деятельности имеют возможность достигать цели, решать общие задачи ОРД, которые определены законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью...

Надзор за органами предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью выделяется в качестве отдельной отрасли надзора в ч.2 ст.1 и. прокуратура, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, органы дознания.

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

Деятельность Прокуратуры РФ регулируется Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2201-I «О прокуратуре Российской Федерации» [2], который закрепляет понятие прокуратуры РФ, как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ...

Оперативно-розыскная деятельность в сети Интернет...

Рассмотрев некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкая правовая регламентация названной сфере.

Охрана общественного порядка и обеспечения общественной...

Оперативно-розыскная деятельность также осуществляется сотрудниками полиции — различными подразделениями, уполномоченными на то Конституцией РФ, другими нормативными правовыми актами [3].

Современная система правоохранительных органов

Какая-то часть ученых понимает под правоохранительным органам орган государства, правовой статус которого связан с осуществлением действий принудительного характера, которые проводятся в строго определённой процессуальной форме.

К вопросу об актуальности совершенствования Федерального...

Кроме того, оперативно-розыскная деятельность отличается от иных функций уголовной юстиции спецификой осуществляемых действий, а именно — «негласно», а также допускает ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Похожие статьи

Понятие оперативно-розыскной деятельности...

В качестве наиболее важного участника правоотношений, складывающихся при производстве оперативнорозыскной деятельности, видится необходимым рассматривать оперативного сотрудника, которым непосредственно и реализуется оперативно-розыскная деятельность.

Формы и направления деятельности органов внутренних дел по...

Что касается вопросов охраны общественного порядка, а также обеспечения общественной безопасности в работе подразделений МВД РФ, то тут все выражается в конкретной системе, которая формируется с учетом объединения правовых, организационных форм.

Совершенствование контроля за оперативно-розыскной...

Представляется необходимы выделить следующие основополагающие меры, предусмотренные стратегией, направленные на совершенствование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности...

Сотрудники оперативных подразделений ФСИН России в своей служебной деятельности имеют возможность достигать цели, решать общие задачи ОРД, которые определены законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью...

Надзор за органами предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью выделяется в качестве отдельной отрасли надзора в ч.2 ст.1 и. прокуратура, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, органы дознания.

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

Деятельность Прокуратуры РФ регулируется Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2201-I «О прокуратуре Российской Федерации» [2], который закрепляет понятие прокуратуры РФ, как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ...

Оперативно-розыскная деятельность в сети Интернет...

Рассмотрев некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкая правовая регламентация названной сфере.

Охрана общественного порядка и обеспечения общественной...

Оперативно-розыскная деятельность также осуществляется сотрудниками полиции — различными подразделениями, уполномоченными на то Конституцией РФ, другими нормативными правовыми актами [3].

Современная система правоохранительных органов

Какая-то часть ученых понимает под правоохранительным органам орган государства, правовой статус которого связан с осуществлением действий принудительного характера, которые проводятся в строго определённой процессуальной форме.

К вопросу об актуальности совершенствования Федерального...

Кроме того, оперативно-розыскная деятельность отличается от иных функций уголовной юстиции спецификой осуществляемых действий, а именно — «негласно», а также допускает ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Задать вопрос