Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 2210 раз

Библиографическое описание:

Амангельды, Н. Т. Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество» / Н. Т. Амангельды, А. К. Тилепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105446/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти, отношение человека к собственной жизни, боль утраты близкого человека.

Ключевые слова: вечные темы, жизнь и смерть, рождественский рассказ.

Тема Рождества широко раскрыта в русской и зарубежной литературе. Это время праздника, переосмысления, надежды на светлое будущее. Иным предстает рождественская атмосфера в рассказе В. В. Набокова «Рождество». Оно мрачное, унылое, мертвое. Главный герой не будет его отмечать, не хочет ставить елку в соответствии с традициями. Он погружен в собственное горе и желание умереть: «Завтра Рождество, — скороговоркой пронеслось у него в голове. — А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же…» [1].

Тема смерти в рождественских рассказах не нова, но раньше она не была нарочной, герои не стремились к ней. Суицидные настроения не характерны для праздничной атмосферы, наполненной верой в чудеса.

Действие в рассказе ведется от лица Слепцова, читатель видит мир его глазами, чувствует то, что и он. И темы раскрыты через ощущения и переживания главного героя. Слепцов взаимодействует с миром через ощущения, через свою боль утраты.

В рождественский сочельник герой открывает тему жизни и смерти. Главный герой переживает смерть сына и не может смириться с утратой. Это еще одна вечная тема, раскрытая писателем в небольшом рассказе. Но писатель не делает акцент на раскрытии разных тем, они присутствуют незримо. Основная мысль рассказа раскрывается во всем рассказе одновременно, в намеках и разных поэтических приемах.

Проанализируем раскрытые вечные темы по порядку. Одной из неявных тем в рассказе является тема взаимоотношений человека с Богом. В произведении мы видим отказ от Бога, от религии как утешения. Рождество — церковный праздник, церковь осуждает самоубийц. Но главному герою это не важно, он не думает о прощении Господа, не ищет у него утешения или поддержки. В первой части автор показывает нам героя с треснувшей верой, разбитым сердцем, который не находит себе места: «Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда», «хозяин сидел, словно в приемной у доктора», Мы видим человека, которому неуютно в собственном доме, он не чувствует себя в безопасности и умиротворенным, он переживает. Трещину в душе автор показывает через метафору с воском «белая чешуйка треснула». Треснул не воск, а что-то внутри Слепцова, его вера и душевные силы.

Единственный раз, когда писатель упоминает о религии, «слепо сиял церковный крест». Это часть пейзажа, которую герой не может разглядеть. Здесь стоит обратить внимание на фамилию главного героя — Слепцов. Автор намекает о его плохом зрении. Но речь идет не о близорукости, дальнозоркости или другом дефекте. Герой плохо видит мир вокруг себя из-за слез и горя, которые застилают его глаза. Он «ослеп» от горя после смерти сына, перестал видеть проявление Господа в окружающем мире [2].

С другой стороны, разбирая вещи сына и читая его дневник, отец узнает много нового о его жизни. Читатель видит, что отец был «слеп» к собственному ребенку, мало интересовался его жизнью и увлечением. Предстоит найти ответ на непростой вопрос: Слепцов всегда был слеп или ослеп от горя? И используя однокоренные слова в соседних предложениях, игрой слов Набоков подводит читателя к размышлениям на эту тему.

О Боге Набоков упоминает в самом конце рассказа «до предела, положенного Богом» — так говорится о размахе крыльев бабочки. Можно рассматривать эту фразу и как создании новой жизни Господом, намеком на то, что надо идти дальше, несмотря на горе и продолжать жить.

И такое авторское решение не типично для русской литературы, ведь герои в рождественских произведениях всегда обращаются к богу за утешением, они полны надежды и верят в чудо. Слепцов уже ни во что не верит, он не вспоминает о Боге, горюя о сыне, решая умереть.

Рождество — символ Бога, этот праздник важен для христиан. Он несет и радость от рождения сына Божьего, одновременно напоминая и о предстоящих страданиях. Символом Рождества выступает ель, принесенная Иваном. Это традиция, которую надо соблюдать. Но Слепцов просит унести ее. Еще один пример ухода от веры.

Таким образом, вечная тема религии раскрывается в произведении не во взаимоотношениях, а в отказе от веры и Бога, поиске утешения в смерти.

Другой важной темой является самоубийство. Герой твердо решил покончить с собой.

Подталкивает его к этой мысли дневник сына, который он читает и узнает много нового, о чем тот ему не рассказывал. Ничего не говорится о способе ухода из жизни, решение как будто само собой появилось в его голове, так, будто это естественный ход вещей. Но автор пытается через окружающий мир показать, что жизнь не закончилась и герой не должен идти до конца. Он останавливает его на краю пропасти, не дает перейти через мост. Мост в литературе является символом перехода из одного мира в другой, их одного состояния в другое. Набоков не отпускает героя на ту сторону моста, Слепцов сворачивает с тропы и смотрит на церковный крест. Это попытка возродить в герое веру в господа, в жизнь.

Мы ничего не знаем о том, как умер мальчик, сколько ему было лет. Читатель видит только боль горюющего отца: «он просидел около часу у могильной ограды», «вернулся домой с чувством легкого разочарования», «горбясь, всхлипывая всем корпусом» [1].

И именно воспоминания, чтение дневника окончательно ломают его и подталкивают к самоубийству. Отец читает о тех событиях в жизни сына, о которых ему не рассказывал. «Я ведь никогда не узнаю» — говорит Слепцов, читая о влюбленности мальчика. Автор максимально точно описал стадии переживания горя Слепцовым: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание. Сам дом сопереживает герою: мы слышим тишину дома, который без сына превратился в могилу, видим глазами героя белые саваны мебели, слышим, как рыдает дверь и ее петли, трещит паркетный пол.

И здесь мы видим еще одну вечную тему — противостояние жизни и смерти. Автор не просто так поднимает важную проблему о борьбе жизни и смерти. Он показывает нам как ведет себя, а главное, что чувствует отец, у которого умер сын. В такой ситуации можно говорить не только о физической смерти, он и смерти моральной, которая настигает близких покойного. Слепцов мертв морально и душевно. Он удивляется, что еще жив: «Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы». Внутри он умер вместе с сыном и не понимает почему его тело еще живо и реагирует на внешний мир. Для него это диссонанс телесного и внутреннего состояния [3].

Смерть мальчика показывает, что смерть всегда побеждает жизнь. Потерять ребенка — трагедия для родителей, это трудно пережить. Родители не должны хоронить своих детей. И именно это воплощает самый сильный человеческий страх — страх перед смертью. И здесь мы видим одну из важнейших микротем — страх перед смертью. Автор дает однозначный ответ на этот вопрос — главный герой не боится смерти, он ждет ее.

Смерть предстает в произведении в двух ипостасях: смерть-страх и смерть-избавительница. В обоих случаях она побеждает жизнь. Но смерть мальчика несет горе, а смерть отца должна избавить его от горя, поэтому он не боится ее. Через весь сюжет проходит идея смерти как избавительницы, но автор не дает однозначный ответ о будущем героя. Смерть уже победила — умер ребенок. Герой мертв морально и душевно, у него нет сил жить дальше. Мертв и тихий дом, и зимняя природа вокруг поместья.

Но неожиданно возрождается новая жизнь: из кокона вылупляется бабочка. От испуга и неожиданности главный герой называет бабочку «оно»: «оно ожидало, развивалось, стало крылатым незаметно». Он не понимает, как мертвая куколка могла ожить и превратиться в бабочку.

Случайно ли использование местоимение «оно» и формы глаголов в среднем роде? Это рождественский рассказ, а в Рождество происходит чудо. Бабочка является символом рождественского чуда, символом рождения новой жизни.

Автор использует ряд однородных сказуемых, обстоятельств, деепричастий, чтобы показать, как стремительно разворачивались действия. Мы видим быстрое и стремительное превращение куколки, рождение новой жизни. Видим победу жизни над смертью [4].

И не случайно была выбрана именно бабочка: умерший мальчик увлекался бабочками, коллекционировал их. И сам Набоков любил бабочек. Можно сказать, что бабочка символизирует душу умершего мальчика, его возрождение. Автор сравнивает рождение бабочки с счастьем. Это победа жизни над смертью. Но долго ли проживет бабочка, появившаяся на свет зимой в неподходящих для жизни условиях? И как скоро смерть вновь победит жизнь? Ответ на этот вопрос читателю неизвестен.

Открытый конец рассказа не дает однозначный ответ: мы не знаем воплотил ли Слепцов свою идею о суициде или отказался от нее и решил жить дальше. Мы не знаем, что будет дальше с главным героем и бабочкой.

Тема Рождества также стоит назвать вечной темой, которая раскрыта в этом рассказе. Она проходит сквозной нитью через весь сюжет и занимает центральное место в рассказе, но не раскрывается явно. Ее можно заметить в символах и деталях: елка, Сочельник, ощущение праздника, рождественские традиции.

Именно рождественская атмосфера выступает катализатором действия в рассказе: в праздник герой принимает важное решение покончить с собой.

В раскрытии вечных тем важную роль играют детали рассказа. Например, описание мебели: низкий плюшевый стул, голый письменный стол, нежилой флигель, «абажур подробный клетке», треснувшая капля воска. Все это показывает внутреннее состояние героя.

Малозначительные, на первый взгляд читателя, также показывают степень горя Слепцова. Усы, которые недавно сбрил Иван, куст, похожий на фонтан, и т. д. Эти детали не просто элементы пейзажа или обстановки, они своей незначительностью показывают, что герой фокусирует внимание только на том, что выбивается из привычного образа жизни. Если бы слуга не сбрил усы, Слепцов бы не обратил на него внимания, мог не заметить принесенную ель. Ивана можно рассматривать как образ, несущий надежду, он пытается вдохнуть жизнь в дом и следовать традиции наряжать елку, создавать атмосферу праздника. Но Слепцов прогоняет его, прогоняет надежду и веру в лице Ивана, он хочет сосредоточиться на своем переживании о смерти сына. Таким образом, образ слуги помогает раскрыть тему противостояния жизни и смерти.

Цветовая гамма произведения также важна для понимания темы рассказа. Рассказ разделен на 4 части. В первой части мы видим «живые цвета»: белый снег, синий вечер, огонь, седой ежик. Во второй части цвета яркие, веселые или холодные: райские отраженья цветных стёкол веранды, цвет корицы, зеленоватая синева, белый и черный, зеленые лапы ели, окаймленные серебром. Предметы вокруг становятся осязаемыми, автор передает их фактуру.

В третьей части рассказа мы видим те же цвета, что и в первой половине произведения, но они становятся «мертвыми»: белый чехол на мебели сравнивают с саваном, темная ночь, желтый. Цветные бабочки из коллекции сына противостоят тусклому и невзрачному миру вокруг. Их яркие цвета подталкивают героя к мысли, что ему больше нет смысла жить. Красивые и яркие бабочки мертвы, вокруг белое царство пустоты.

В последней четвертой части мы видим, как герой старается убрать цвет из своей жизни, готовится к угасанию. Он просит слугу убрать зеленую ель. Постепенно все погружается в темноту, как и сам герой. Но тут рождается бабочка. Но не цветная, как мы привыкли видеть, а черная как предрождественская ночь, как пустота в душе героя. Автор хочет сказать, что жизнь не всегда бывает яркой и красочной, она может быть темной и безрадостной. Так он раскрывает тему противостояния жизни и смерти, так видит разрешение конфликта: жизнь победила [5].

Выводы. Рассказ «Рождество» не просто рождественский рассказ о простом человеке, который готовится встретить один из главных праздников. В произведении раскрываются такие вечные темы как противостояние жизни и смерти, вера в Бога и сила этой веры, суицидные желания человека, боль потери близкого человека и как дальше жить с этой болью.

Набоков мастерски через детали, художественное пространство, пейзаж раскрывает тему противостояния жизни и смерти. Он проводит героя через тернии в виде воспоминаний, собственных переживаний из-за смерти сына, позволяет мысли о смерти проникнуть в его сознание. А затем показывает главному герою и читателю, что жизнь сильнее смерти через рождение бабочки зимой. Это должно вселить надежду в Слепцова, показать ему, что жизнь не остановилась и он должен жить дальше. Жизнь пусть и ненадолго, но победила смерть.

Тема отношения героя с Богом раскрывается через детали. Герой не вспоминает о Боге на протяжении всего рассказа, но Господь незримо присутствует в его жизни и подает знаки, которые Слепцов не видит.

Говорящая фамилия главного героя показывает читателю как важно видеть красоту жизни, интересоваться жизнью близких людей каждый день, чтобы не жалеть об упущенных возможностях.

Таким образом, в рассказе раскрываются вечные экзистенциональные темы жизни и смерти, страха перед смертью. Открытый финал говорит о том, что однозначного ответа на заданные в произведении вопросы нет.

Литература:

  1. Владимир Набоков. Рождество. URL: http://www.lib.ru/NABOKOW/rozhdestvo.txt. (дата обращения: 08.08.2023).
  2. Ковалев Б. В., Пугач В.КЕ, ИМЯ собственное в рассказах В. В. Набокова (на примерах рассказов «Подлец» и «Рождество»)// Вестник Костромского государственного университета. — 2020. Т. 26. — № 2. — С. 171–178.
  3. Десятов В. В. Крылья счастья: рассказ В. Набокова «Рождество» как полемический манифест// Филологические науки. — 2019. — № 4. — С. 73–76.
  4. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М., 2000.
  5. Кузнецов И. В. Мистерия Сирина: Анализ новелл Владимира Набокова: материалы для занятий. Новосибирск, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, смерть, жизнь, противостояние жизни, герой, автор, Бог, однозначный ответ, Слепец, смерть сына.


Ключевые слова

вечные темы, жизнь и смерть, рождественский рассказ

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

Задать вопрос