Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 21.08.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Бусин, А. Н. Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности / А. Н. Бусин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105246/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальнейшей работы в данной области. Освещены ключевые изменения законодательного регулирования контроль-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности.

Ключевые слова: примышленная безопасность, контрольно-надзорная деятельность, опасные производственные объекты, экспертиза.

Развитие промышленного потенциала Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности страны, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, представлено как одно из значимых условий укрепления суверенной государственности России [2]. Несмотря на то, что промышленная безопасность в качестве самостоятельной сферы защищенности жизненно важных характеристик и законных интересов государства или отдельных его территорий в указанной Стратегии не выделена, промышленные объекты и риски аварий на них, без сомнения, представляют угрозу безопасности государства, общества и личности. Обеспечение промышленной безопасности во многом обусловлено соблюдением хозяйствующими субъектами положений и требований действующего законодательства.

Стремясь к оптимизации условий, способствующих развитию промышленности, государство и его уполномоченные органы обеспечивают реализацию контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности, которая, в свою очередь, также опирается на определенную нормативную базу, чрезвычайно широкую и разрозненную. По данным исследований, изучающих специфику реализации механизма «регуляторной гильотины», в России в настоящее время функционирует 46 контрольно-надзорных ведомств, которыми только на федеральном уровне проводятся около 220 видов проверок; число норм обязательных требований к коммерческим организациям, проверяемых в рамках контрольно-надзорной деятельности, превышает 2 миллиона, в том числе свыше 9 тысяч из них приняты были в период существования СССР [7, 8]. Причина столь расширенной нормативной базы обусловлена не только многообразием функций контрольно-надзорных органов и видов осуществляемой ими деятельности, но и тем обстоятельством, что вплоть до 2019 года в разработке нормативной базы в сфере промышленной безопасности основное внимание уделялось принятию законов. Подзаконные нормативные акты (приказы, инструкции, отраслевые и межотраслевые правила и проч.), принятые во времена СССР, должным образом с развитием соответствующих отношений не модернизировались, не пересматривались на предмет соответствия требованиям времени, в лучшем случае, действие их просто продлевалось.

В рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [4] специально созданными рабочими группами был выявлен ряд причин, по которым большое количество подзаконных актов содержат устаревшие нормы. В их числе несоответствие данных норм современным технологиям и технологическим процессам, реализуемым на обновленных промышленно-производственных предприятиях, присутствие избыточных и дублирующих норм и положений в отраслевых и межотраслевых инструкциях и правилах, отсутствие возможности применения устаревших отраслевых и межотраслевых норм и правил в целях контроля за законностью коммерческой деятельности в ряде отраслей современной экономики [9].

Отмеченная ситуация создает целый ряд сложностей регламентации и нормативного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности. По этой причине регламентация контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности требует реформирования, начало которому положено в рамках административной реформы, предусматривающей необходимость отмены устаревших законодательных и подзаконных актов.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», паспорт которой утвержден 21 декабря 2016 г. Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам № 12 [3]. Содержанием данной программы предусмотрено существенное снижение административной нагрузки на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность при повышении показателей производственной безопасности и снижении уровня материального ущерба, в числе прочего — за счет систематизации и актуализации обязательных требований к ряду видов бизнеса по всем видам контроля и надзора.

Системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности, призванное минимизировать административное давление на субъекты экономической деятельности, в настоящее время осуществляется с опорой на положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [1]. С его принятием, а также вследствие преобразования ряда отраслевых документов правовой режим контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности претерпел ряд изменений, в частности, касающихся лицензирования в области экспертизы промышленной безопасности (правила лицензирования измены с 01 марта 2022 года), порядка федерального государственного горного надзора [6], внедрения нового порядка регистрации опасных производственных объектов и практики электронного документооборота и дистанционного надзора на опасных производственных объектах. С 01 июля 2021 года введен в действие институт обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов [5], включая решения Роскомнадзора, ФНС, МЧС, Ростуризма, Росздравнадзора, Минпромторга и др.

Правовой основной деятельности в области дистанционного контроля на опасных производственных объектах является постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2415. Внедрение системы дистанционного контроля промышленной безопасности на данном этапе осуществляется на добровольных началах на основе письменного заявления и согласия соответствующих организаций и предпринимательских структур. В рамках такого типа контроля осуществляется полный перевод обязательной документации организации из бумажного в электронный вид. Организация подключается к единой системе дистанционного контроля промышленной безопасности, взаимодействие с которой осуществляется через личный кабинет, а анализ документов осуществляется в автоматическом режиме, в случае наличия ошибок в документации, организация уведомляет системой также автоматически. Ожидается, что такая организация контрольных процессов позволит повысить уровень самоконтроля на производственных объектах и обеспечит своевременное устранение имеющихся нарушений. Обоснованным с позиций промышленной безопасности следует считать то обстоятельство, что на первых этапах система дистанционного контроля не внедряется на опасных производственных объектах.

Приказом Ростехнадзора от 24 мая 2021 г. № 187 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. № 140, и в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. № 141» в рамках нового порядка регистрации опасных производственных объектов сокращен срок проведения такой регистрации при подаче заявления через Единый портал государственных услуг при соблюдении условия совпадения адреса объекта с адресом заявителя и для ряда особенностей таких производств (при отсутствии иных признаков опасности кроме использования стационарных грузоподъёмных механизмов, при использовании передвижных котлов и т. д.). Сокращение срока регистрации таких объектов при соблюдении условий предусмотрено с 20 до 5 рабочих дней.

В части лицензирования в сфере экспертизы промышленной безопасности правовую регламентацию получили выездные проверки, документарные проверки, были регламентированы и нормативно закреплены профилактические мероприятия, такие как информирование субъектов промышленной безопасности органами контроля и надзора по ряду вопросов, обобщение правоприменительной практики, консультирование, профилактические визиты.

Масштабная систематизация нормативной базы контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности в настоящее время еще продолжается. Такие преобразования влекут заметные позитивные последствия, в частности сокращение излишнего количества контрольно-надзорных проверок, упрощение отдельных процедур, перевод ряда процедур в дистанционный формат. Вместе с тем, необходимой является реализация еще целого ряда организационно-правовых и управленческих усилий в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» в вопросах контрольно-ревизионной деятельности в сфере промышленной безопасности.

Для того, чтобы результаты проводимой административной реформы в части нормативной регламентации контрольно-надзорной деятельности оказались эффективными, необходима не просто отмена устаревших законодательных и подзаконных актов и не машинальное их обновление, а приведение контролирующих функций уполномоченных органов в соответствие с актуальными требованиями, сокращение контролирующих функций без потери их результативности. С учетом постепенного развития системы межведомственного электронного взаимодействия, накопления информации в соответствующих базах данных, контрольно-надзорные органы в сфере промышленной безопасности ряд своих полномочий могут выполнять в рамках мониторинга. Такой подход позволит в значительной степени сократить объем отчетности, составляемой субъектами промышленной деятельности, снизить временные и человеческие затраты. Однако, соответствующие полномочия контрольно-надзорных органов также должны быть модернизированы и зафиксированы в нормативной базе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 24 сентября 2022 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5006.
  2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный документ] // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 01.07.2023).
  3. Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам № 12 от 21 декабря 2016 г. «Об утверждении Паспорта приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [Электронный документ] // Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/655/25930/ (дата обращения: 01.07.2023).
  4. Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 29 мая 2023 г. N 853) // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 6. — Ст. 965.
  5. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 663 (ред. от 30 июня 2021 г.) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» (ред. от 26 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 19. — Ст. 3220.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1074 «О федеральном государственном горном надзоре» [Электронный документ] // Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/135464/ (дата обращения: 01.07.2023).
  7. Мартынов А. В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2019. — № 5. — C. 143–165.
  8. Овчинникова В. А., Власова Е. Л. О некоторых вопросах «регуляторной гильотины» в Российской Федерации // Мировая наука. — 2021. — № 5 (50). 102–109.
  9. Подколзина Е. А. Реформирование контрольно-надзорной деятельности Российской Федерации как правовое решение проблемы избыточности и морального устаревания нормативно-правовой базы // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 2. — С. 723–727.
Основные термины (генерируются автоматически): промышленная безопасность, контрольно-надзорная деятельность, Российская Федерация, дистанционный контроль, нормативная база, сфера, Федеральная служба, атомный надзор, Административный регламент, государственная услуга.


Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального...

 Контроль за исполнением законодательства в сфере образования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ...

Проблемы государственного контроля и надзора в современной...

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулись контрольно-надзорные органы в современой Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорных функций.

О реформе контрольно-надзорной деятельности в области...

В статье анализируются изменения, связанные с проведением административной реформы контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Система надзорных органов в области энергетической...

функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора [6]. Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок.

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора)...

Настоящая статья посвящена анализу основных положений Федерального закона № 248-ФЗ и описанию проблем при реализации государственного контроля (надзора) в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Какие лицензии выдает Ростехнадзор - список и описание

промышленная безопасность, лицензирование деятельности, атомный надзор, лицензия, промышленное назначение, промышленный масштаб.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Соотношение понятий государственного контроля...

надзор, государственный контроль, административный контроль, государственное управление, контроль, контрольно-надзорная деятельность, надведомственный контроль.

Об особенностях проведения контрольных (надзорных)...

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ [3] (далее — Федеральный закон N 248-ФЗ).

Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального...

 Контроль за исполнением законодательства в сфере образования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ...

Проблемы государственного контроля и надзора в современной...

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулись контрольно-надзорные органы в современой Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорных функций.

О реформе контрольно-надзорной деятельности в области...

В статье анализируются изменения, связанные с проведением административной реформы контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Система надзорных органов в области энергетической...

функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора [6]. Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок.

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора)...

Настоящая статья посвящена анализу основных положений Федерального закона № 248-ФЗ и описанию проблем при реализации государственного контроля (надзора) в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Какие лицензии выдает Ростехнадзор - список и описание

промышленная безопасность, лицензирование деятельности, атомный надзор, лицензия, промышленное назначение, промышленный масштаб.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Соотношение понятий государственного контроля...

надзор, государственный контроль, административный контроль, государственное управление, контроль, контрольно-надзорная деятельность, надведомственный контроль.

Об особенностях проведения контрольных (надзорных)...

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ [3] (далее — Федеральный закон N 248-ФЗ).

Задать вопрос