В основе социальной защиты находится совокупность общественных отношений, которая в тех или иных видах проявляется в различных сферах общественной жизни, так например:
К видам адресной социальной поддержки следует отнести:
Пенсии — получаемые из пенсионного фонда Российской Федерации. Классифицируются на пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца;
Пособия — единовременные, краткосрочные или долгосрочные выплаты за счет государственных средств;
Компенсации — денежные выплаты из муниципальных, региональных или федеральных источников, производимые с целью возмещения затрат;
Льготы — предоставление тех или иных услуг в целях компенсации затрат.
Медицинское обслуживание, включающее в себя оказание скорой медицинской помощи; оказание первичной медицинской помощи; оказание помощи людям, страдающим заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих; оказание помощи людям, страдающим социально значимыми заболеваниями.
Социальная защита в сфере регулирования трудовых отношений и в сфере занятости. Разработка и установка правил и норм охраны труда и здоровья, выплата пособий по временной нетрудоспособности, выплата пособий по безработице.
Предоставление льгот и пособий в жилищно-коммунальном хозяйстве определенным категориям граждан.
Выплаты определенной части студентов стипендий и компенсаций в сфере образования.
Регулирование доходов населения различных социальных групп посредством установления прожиточного минимума человека и семьи, определением и назначением минимального размера оплаты труда, установления налоговых вычетов и компенсаций и так далее.
Требования общества, предъявляемые к качеству жизни, возрастают по мере изменения социально — экономических условий в стране. Меняется характер социальных потребностей, причем уровень требований к повышению качества жизни не всегда совпадает с возможностями Государства.
При этом требования и пожелания граждан в значительной степени зависят от их социального статуса, профессионального и образовательного уровня, региональной принадлежности. Так как сложившийся уровень жизни в разных регионах страны неравнозначен по проживанию в различных природно-климатических, экологических условиях, по уровню потребления тех или иных благ. Поэтому значимость эффективности социальной работы с населением особенно возрастает и определяется качеством ее структуры и управления.
Прогнозирование направления социальной работы, поиск новых решений, выбор технологий управления социальной защиты должны становиться приоритетами в определении стандарта жизни или социального стандарта.
Современное представление о качестве услуг ориентировано на наиболее максимальное потребление, выполнение пожеланий и требований человека в частности и общества в целом [1, с. 14].
Для удовлетворения потребностей общества все социальные услуги должны иметь определенные свойства и качества, а также социальные услуги должны классифицироваться:
общественные услуги для членов общества, в интересах развития общества и формирования человеческого капитала;
услуги, оказываемые отдельным слоям населения в виде социальной защиты и помощи для поддержания нормального уровня их жизни.
В настоящее время мерой качества социальной услуги является показатель удовлетворенности потребителя, который определяется соотношением цены и качества услуги. Социальные стандарты могут применяться Государством в качестве инструментов управления социальным развитием при разработке социально-экономической политики, формировании и реализации социальных программ, распределении финансов, закреплении и обеспечении социальных гарантий населения.
Социальные стандарты, в рамках конкретных направлений, могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер, но в тоже время в законодательном порядке, на уровне Федеральных органов власти должны быть установлены правила их применения.
Качество и стабильность функционирования социальной защиты населения зависит от многих факторов экономического и организационного характера. Во многом уровень социальной защиты зависит от социально-экономической деятельности региона, в котором проживает население, стабильности производств и сохранении промышленного потенциала, собираемости налогов и приумножении потенциала региона. В противном случае регион может перейти в разряд депрессионных и будет зависеть от дотаций из Федерального бюджета, что автоматически ведет к урезанию или сокращению многих социальных программ.
На этот случай предусматривается государственная социальная стандартизация, представляющая собой правовую регламентацию приоритетных социальных норм и обязательств в качестве государственных минимальных социальных стандартов [2, с. 44].
Понятие государственные минимальные социальные стандарты трактуется как минимально необходимый уровень социальных гарантий, установленный законом Российской Федерации или решениями представительных органов власти субъектов регионов РФ, доступ к которым обеспечивается для каждого гражданина.
Государственные минимальные социальные стандарты призваны обеспечить единые на всей территории Российской Федерации требования к качеству, объему и порядку предоставления установленных видов социальных услуг, которые положены гражданам на минимально допустимом уровне на безвозмездной и безвозвратной основе. Все это необходимо в целях реализации социальных гарантий, финансирование которых производится из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Конституция Российской Федерации является гарантом предоставления данных видов услуг.
Государственные минимальные социальные стандарты разработаны и выражены через социальные нормы и нормативы, которые ориентированы на важнейшие потребности человека в материальных благах и бесплатных услугах, гарантирующих соответствующий комфортный уровень их потребления. Государственные минимальные социальные стандарты предназначены для определения и закладывания в бюджеты расходов, необходимого минимума финансовых средств, предназначенного для использования на указанные цели.
Определение государственных минимальных социальных стандартов должно регламентироваться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При определении государственных минимальных социальных стандартов необходимо учитывать положительный опыт международной практики.
Разработка и применение на практике государственных социальных стандартов призвана на реализацию следующих направлений:
Обеспечение социальной стабильности и развития регионов и государства в целом;
Социальная защита населения и удовлетворение важнейших потребностей общества в материальных благах и социальных услугах;
Определение количества и вида гарантируемых социальных услуг и выплат из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
Обеспечение доступности социальных услуг для граждан в зависимости от проживания в природно-климатических и экологических условиях;
Сохранение единого социального пространства страны;
Совершенствование качества управления деятельности организаций и учреждений, призванных осуществлять реализацию государственных минимальных социальных стандартов;
Совершенствование внебюджетных отношений и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.
В настоящее время часто при определении размера социального норматива будущих периодов используют фактор достигнутых показателей, задав средний темп роста показателя на перспективу (метод экстраполяции). При этом тенденции прошлых периодов автоматически закладываются на следующие годы, тем самым, как бы проводя равенство между понятиями социальные нормативы и финансовые нормативы. Но понятие социальные нормативы гораздо шире, так как помимо финансовых средств, включают в себя и другие виды социальных услуг. Поэтому при разработке размера социального норматива на перспективу развития, следует учитывать соблюдение приоритетов социологической, политологической и экономической политики государства, с учетом ранее достигнутых показателей по регионам. За величину текущих социальных нормативов можно брать средний достигнутый уровень социального обеспечения.
Термин социальная стандартизация широко используется в процессе социально-экономического управления. Рассмотрим более подробно, что подразумевает процесс стандартизации применительно к социальным услугам.
В Федеральном законе № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» регламентированы государственные стандарты, стандарты отраслей, предприятий и общественных организаций. Требования обязательны к исполнению субъектами хозяйственной деятельности и органами государственного управления.
В данном законе слабо раскрыты нормы стандартизации на социальную сферу, отсутствуют единые требования к содержанию и порядку применения социальных стандартов. Скорее всего, разработчики закона полагали, что общие принципы стандартизации применимы и к социальной сфере.
Более четкие очертания приобретает перечень видов услуг социальной защиты в Федеральном законе № 195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых услуг, психологических, педагогических, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная стандартизация неразрывно связана с использованием социальных нормативов, традиционно имеющих многоцелевое использование. Социальные нормативы могут выступать в качестве критериев для различных сопоставлений, определения социальных рейтингов территорий и так далее.
Применяемые методические подходы помогают своевременно разработать систему социальной защиты и выравнивать региональные диспропорции в оказании социальных услуг населения.
Литература:
Слезингер Г. Э. Социальная экономика: Учебник. — М. Изд-во Дело и Сервис. 2001.– С. 13–17.
Товб А. С., Ципес Т. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. — М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — С.43–44.