Цель: знакомство детей с буквой Ё
Образовательные задачи:
– познакомить с буквой ё;
– формировать навыки чтения слогов и слов с новой буквой Ё;
– совершенствовать навыки конструирования;
Развивающие задачи: развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух; зрительную память, внимание и мышление;
Воспитательные задачи: формировать взаимопонимание и доброжелательность, воспитывать у детей правильную осанку.
Словарная работа: слово, слог, буква.
Оборудование: презентация «Буква Ё».
Раздаточный материал: прописи, счетные палочки Кюизенера, два круга для точек буквы Ё.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Вводная часть (2 мин.)
Организационный момент:
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко — дружок, (руки вверх, «фонарики» )
Здравствуй, носик — пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» ( «чмокаем» )
Зубками «пощёлкали» ( «щёлкаем» )
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся)
- Основная часть (24 мин.)
— Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной буквой, а познакомить с ней наш гость. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку:
К нам в сад заходит гость лесной-
Неразговорчивый, смешной
Пыхтит чудак, как паровоз
И морщит черный круглый нос
— Привет, колючий мой сосед!
— Фыр- фыр!- Ворчанье мне в ответ
— Куда ты яблочки везешь?
Но молча в лес потопал…Ёж
— А теперь угадаем букву, которую загадал ёж?
Ее надо построить. Возьмите из контейнера по одной длинной палочке и положите ее перед собой вертикально.
—А сейчас возьмите по одной короткой палочке и приложите ее к длинной палочке справа сверху, расположив горизонтально.
—Возьмите еще по одной короткой палочке и приложите ее длинной палочке справа посередине, расположив горизонтально.
—Возьмите еще по одной короткой палочке и приложите ее к длинной палочке справа внизу. Расположив горизонтально.
—Возьмите 2 кружка и положите их над верхней короткой палочкой.
— Какая буква получилась? Правильно, Ёжик вас хочет познакомить с буквой Ё. Посмотрите на неё. На что похожа буква Ё? Чем похожа?
—Давайте ее изобразим.
— Посмотрите, как я пишу букву Ё. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом начиная с верхней, три коротких слева направо. И наконец ставлю две точки.
Пальчиковая гимнастика «Ежики»
Ежик маленький замерз (сложить пальчики в кулачки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело — (выпрямить пальцы)
Ежик развернулся!
Пропишите букву Ё в тетради.
— Вот вам задание от ежика. Игра «Договори окончание»
—ружь…, копь…, мыть…, бель…, зверь…, жиль…
А сейчас прочитайте слоги: ём, ён,ёт, ёл,ёг,ёк.
Динамическая пауза:
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек. (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать-Хлоп-хлоп-хлоп.
Не умел он топать-Топ-топ-топ.
Не умел он прыгать- прыг-прыг-прыг.
Только носом двигать-Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли.
Научили хлопать-Хлоп-хлоп-хлоп
Научили топать- топ-топ-топ.
Научили прыгать-Прыг-прыг-прыг.
Научили бегать (бегают на месте)
—Придумайте слова с буквой Ё (спросить каждого про позицию буквы в слове). Теперь смотрим на экран и читаем слова
Работа по подгруппам — найдите слова с буквой Ё и составьте ромашку. А мы посмотрим, чья подгруппа быстрей справиться с заданием.
—Придумайте предложение со словом Ежик. Сколько в нем слов?
—Давайте поиграем в игру «Кто у кого?»
—У кошки…, у коровы…, у лошади…, у лисы…, у козы…, у утки….
Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)
—Какие слова с буквой Ё вы услышали?
- Заключительная часть (4 мин.)
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
—Ёжик предлагает вам закончить следующие предложения:
— Мне понравилось?
—Но было трудно?
—Ежик на прощание придумал последнюю загадку.
Чем заканчивается…Все?
Догадались? (буквой Е)
Литература:
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020–368с.
- Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжинской. — Минск: Нар. Асвета, 1992–112с.
- Варенцова Н. С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 —№ 4.
- Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими докольниками. Сост. Л. Е. Кыласова. — Волгоград: «Учитель» , 2007–135 с.
- Зарин А., Кудрина С. Подготовка ребенка к школе. — СПб.: Каро, 2004–64 с.
- Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) / авт.-сост. Н. М. Сертакова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017–192 с.