Политика государственных расходов в области развития транспорта и дорожного хозяйства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 1716 раз

Библиографическое описание:

Гатауллина, А. А. Политика государственных расходов в области развития транспорта и дорожного хозяйства / А. А. Гатауллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5961/ (дата обращения: 04.12.2024).

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и её интеграции в глобальную экономическую систему.

Общеизвестно, что для России с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура — это «дорога в будущее». Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.

Государственные расходы — это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

Содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году [5].

В данной работе будем исследовать классификацию расходов в соответствии с БК РФ: раздел «национальная экономика» подраздел государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство.

Развитие транспорта зависит в большей степени от финансирования, в том числе бюджетного. В настоящее время средства, выделяемые на модернизацию транспортной инфраструктуры недостаточны.

Общеизвестно, что инвестиции в инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных факторов обеспечения экономического роста. Следовательно, важным фактором для оценки состояния транспортной инфраструктуры и определения перспектив дальнейшей ее развития, является анализ государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство, а также сравнительный анализ российского транспортного и дорожного хозяйства с зарубежными странами.

Для анализа государственной активности в определенной области народного хозяйства, используют абсолютные и относительные показатели.

Рис. 1. Динамика расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [4]


На рисунке 1 представлены данные о динамике расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство. Как мы видим, на протяжении всего рассматриваемого периода общий объем расходов на развитие транспортной системы имеет положительную динамику. С 2005 по 2011 гг. общий объем бюджетных инвестиций увеличился почти в 5 раза с 250 млрд. руб. до 1213,3 млрд. руб.

Несмотря на рост государственных расходов в абсолютном выражении, весьма трудно судить о достаточности финансирования. По мнению экспертов, только потребность дорожного хозяйства в финансировании составляет 1 трлн. руб., не говоря уже о развитии всей транспортной инфраструктуры.

Структурная доля государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство показывает, какую часть расходы занимают в общем объеме ВВП.

Рис. 2. Динамика структурной доли расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [8]

Структурная доля расходов на развитие транспортной инфраструктуры и общая государственная доля имеют одинаковую тенденцию. Данные, которые представлены на рис. 2, свидетельствуют о том, что структурная доля расходов на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП увеличивается из года в год, с 2005 по 2008 гг. показатель вырос с 1,16 % до 2,51 % ВВП. Начиная, с 2010 года структурная доля снижается до 2,22 %, данная тенденция связана с последствиями мирового финансово кризиса.

Отметим, что более 50 % финансирования всех расходов за счет средств федерального бюджета.

Структурная доля расходов федерального бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП с 2005 по 2010 гг. неуклонно растет. За рассматриваемый период показатель увеличился почти в 6 раз, с 0,20 % до 1,29 %.


Рис. 3. Динамика структурной доли расходов федерального бюджета Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [8]


Анализируя структурную долю расходов государства на транспорт и дорожное хозяйства нельзя дать объективную оценку активности государства в данной области народного хозяйства. Как правило, структурные показатели дают, предварительное представление о положении дел и не позволяют осуществить фундаментальную оценку интенсивности государственной деятельности в соответствующей функциональной сфере.

Но все же, по мнению автора, оценивая состояние транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации, значение государственных расходов в 2,2 % от общего объема ВВП недостаточно для создания эффективно функционирующей транспортной системы.

Так, согласно «Концепция долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» обеспечение социально-экономического развития Российской Федерации в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся до 4–4,5 % валового внутреннего продукта в 2020 году [2].

Неспособность России модернизировать железнодорожную и автодорожную сеть, внутренние водные пути, портовое хозяйство, аэропорты в значительной степени снижает эффективность национальной экономики. По некоторым расчетам, даже в США прямые и косвенные потери экономики вследствие роста логистических издержек возросли с 8,6 % ВВП в 2003 г. до 10 % в 2008 г. В России они значительно выше. В то же время развивающиеся страны Азии, прежде всего Китай и Индия, вкладывают огромные средства в развитие первоклассной транспортной инфраструктуры.

На рисунке 4 представлены планируемые среднегодовые объемы инвестиций в инфраструктуру в 2010–2020 гг. в разных странах (в том числе и транспортную).

Рис. 4. Планируемые среднегодовые объемы инвестиций в инфраструктуру в 2010–2020 гг. [6]


Как мы видим, планируемые объемы инвестиций инфраструктуру, в том числе транспортную за рубежом громадны: за десять лет страны ЕС собираются выделить более 300 млрд. долл., Китай — около 200 млрд. долл., США и Канада — 180 млрд. долл. Страны бывшего СССР, включая Россию, находятся на уровне стран Среднего Востока (56 млрд. долл.).

Китай старается обогнать весь остальной мир, инвестируя сотни миллиардов долларов в новые дороги, дамбы, скоростные железнодорожные магистрали, портовые сооружения и аэропорты. Государство уже направило большую часть своих стимуляционных 600 млрд. долл. в крупномасштабные инфраструктурные проекты, прежде всего в высокоскоростные железнодорожные магистрали, связывающие крупнейшие города страны. К 2020 г. планируется построить 16 тыс. км совершенно новых скоростных железных дорог, в это будет вложено 300 млрд. долл. Продолжается в Китае и строительство сети скоростных автодорог — еще более разветвленной, чем в США. В быстрорастущих урбанизированных ареалах намечается интенсивное строительство новых линий метрополитена и легкого метро, создание линий скоростного автобуса, связывающих жилые кварталы с промышленными и коммерческими центрами этих ареалов [3].

В России же наблюдается совсем иная ситуация.

Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог — одна из самых острых проблем в сфере транспортной инфраструктуры. Если в Китае быстрыми темпами строятся первоклассные шоссе и суперсовременные автомагистрали и всего за 10 лет обогнал по их общей длине все страны, кроме США, то в нашей стране в 1996 году практически не было автомагистралей. Следовательно, при дороговизне строительства, за несколько лет России не удастся привести состояние автомагистралей к нормативному, не говоря уже о производстве первоклассных шоссе [7].

Рис. 5. Стоимость строительства 1 км автострады в разных странах за 2010 год [6]


На рисунке 5 представлена информация о стоимости строительства 1 км автомагистрали в разных странах. Расчеты, показывают, что стоимость строительства одного километра современной автострады в России значительно выше, чем в развитых странах и составляет 12,9 млн. долл., что в 2,5 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше, чем в Бразилии, и в 4 раза выше, чем в Китае. Это, несмотря на то, что в России дешевле и рабочая сила, и строительные материалы, а построенные дороги многократно дороже. По мнению многих российских и зарубежных экспертов одной из основных причин дороговизны строительства автомобильных дорог является коррупция.

Таким образом, проанализировав государственные расходы на транспорт и дорожное хозяйство, а также проведя сравнительную характеристику состояния транспортной инфраструктуры Российской Федерации и зарубежных стран, будет вполне объективно сказать, что современное состояние транспортного хозяйства страны значительно хуже. Несмотря на колоссальные шаги, сделанные в последние годы в сторону модернизации транспортной системы России, для дальнейшего развития необходимо четко определить перспективы реализации государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства и обозначить источники финансирования.


Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.11.2008 г., № 1662 — р (ред. от 08.08.2009 № 1121 — р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  3. Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура / Щербанин Ю. // Российская Федерация сегодня. — 2012. — № 9.

  4. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Отчетность об исполнения консолидированного бюджета РФ за 2005–2011 гг. — Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации, 2012. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

  5. Информационно-аналитический портал «Finteoria» [Электронный ресурс]: Регулирование государственных расходов. — Официальный сайт информационно — аналитического портала «Finteoria», 2012. — Режим доступа: http://www.finteoria.ru.

  6. Информационный портал «Перспективы» [Электронный ресурс]: Кондратьев В. Инфраструктура как фактор экономического роста. — Официальный сайт информационного портала «Перспективы», 2012. — Режим доступа: http://perspektivy.info.

  7. Информационный портал «Россия и страны мира в цифрах» [Электронный ресурс]: Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Дороги и транспорт. — Официальный сайт информационного портала «Россия и страны мира в цифрах», 2012. — Режим доступа: http://kaivg.narod.ru/transport.

  8. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Отчетность об исполнения консолидированного бюджета РФ за 2005–2011 гг. — Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации, 2012. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru.


Основные термины (генерируются автоматически): дорожное хозяйство, Российская Федерация, Россия, Китай, транспортная инфраструктура, США, общий объем ВВП, расход, структурная доля расходов, транспорт.


Задать вопрос