Психологические особенности женщин с нарциссическими чертами личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 13.08.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Борзунова, А. А. Психологические особенности женщин с нарциссическими чертами личности / А. А. Борзунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105408/ (дата обращения: 08.05.2024).



Проблема нарциссизма является крайне востребованной темой для изучения в современной жизни. С. Хотчкис пишет об этом явлении, как о болезни «Эта болезнь называется нарциссизмом, и она скрывается за многими социальными болезнями, поразившими Америку ХХI века». Культивируемое в обществе чувство превосходства, конкуренция, индивидуализм и стремление к личностному росту является одобряемыми и необходимыми качествами для современного человека [3, С. 8]. Феномен нарциссизма в общедоступном понимании означает обожание человеком самого себя, эгоизм, равнодушие к окружающим и не способность строить отношения. В психоанализе понятие появилось рано и несло чаще всего негативный смысл [5, С. 11].

Ключевые слова: нарциссизм, нарциссические черты, личность, психологические особенности.

В нашем исследовании рассматривались психологические особенности у женщин, имеющих нарциссические черты личности. В выборку вошли (n=21) женщины в возрастных границах от 28–46 лет. В качестве диагностического инструментария для выявления нарциссических черт использовался опросник «Нарциссические черты личности» (Шамшикова О. А., Клепикова Н. М 2010) [4], включающей 9 шкал: грандиозное чувство самозначимости; поглощенность фантазиями; вера в собственную уникальность; потребность в постоянном внимании и восхищении; ожидание особого отношения; эксплуативность в межличностных отношениях; отсутствие эмпатии; сверхзанятость чувством зависти; дерзкое, заносчивое поведение. Согласно результатам были подсчитаны средние значения по шкалам во всей выборке, выше среднего были значения по следующим шкалам:

– потребность в постоянном внимании и восхищении — 39;

– ожидание особого отношения — 37,71;

– манипуляции в межличностных отношениях — 35,76;

– отсутствие эмпатии — 30,9.

Для выявления психологических особенностей были выбраны следующие методики: «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина Е. П. включающая 11 шкал: позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, напористость, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. Третья методика для исследования была «Индивидуально-типологический опросник» Собчик Л. Н. в состав которой вошли 8 шкал: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

Для статистической обработки данных был проведен корреляционный анализ с применением r-Пирсона (SPSS, Statistics 23), с целью сокращения числа переменных был использован факторный анализ, с помощью которого было выведено 9 факторов, отобраны значения, величина которых была> 0,5.:

1-му фактору было дано название «Враждебность к людям, уход от них» в него вошли следующие переменные: отсутствие эмпатии (0,90), мстительность (0,8), интроверсия (0,7), негативная агрессивность (0,65), манипуляции в межличностных отношениях (0,58).

2-му фактору присвоено название «Эмоционально реактивный субъект» содержит в себе переменные конфликтность (0,92), подозрительность (0,81), спонтанность (0,73), обидчивость (0,67).

3-му фактору дано название «Способность добиваться своего»свходящими в его состав бескомпромиссность (-0,87) — т. е., наоборот готовность идти на компромисс, неуступчивость (0,72), положительная агрессивность (0,64).

4-му фактору присвоено название «Ригидно-агрессивная личность» с входящими в состав переменными: поглощенность фантазиями (-0,82), — т. е. наоборот, тревожность (-0,80), т. е. ее отсутствие, нетерпимость к мнению других (0,77).

5-му фактору дано название «Личность с стремлением к признанию» в него вошли переменные: сверхзанятость чувством зависти (0,88), ожидание особого отношения (0,76), экстраверсия (-0,70), т. е. интроверсия.

6-му фактору присвоено название «Застревающий грандиозный тип» с входящими в состав факторами: дерзкое заносчивое поведение (0,91), грандиозное чувство самозначимости (0,72), ригидность (0,55)

7-му фактору дано название «Эмоционально неустойчивый тип», с переменными: вспыльчивость (0,76), сензитивность (0,71), ригидность (-0,55) — т. е. наоборот лабильность, агрессивность (-0,50), т. е. наоборот тревожность.

8-му фактору присвоено наименование «Активное настойчивое самоутверждение», положительная агрессия (0,58), вера в собственную уникальность (0,89), напористость (0,78).

9-му фактору дано наименование «Зависимая от внимания личность» с входящими в состав факторами: лабильность (0,83), потребность в постоянном внимании (0,80).

Полученные данные вносят вклад в понимание психологических особенностей у женщин с нарциссическими чертами личности.

Результаты эмпирического исследования показали, что в представленной выборке женщин с нарциссическими чертами личности обладают рядом психологических особенностей, которые могут существенно влиять на их само представление, отношения с окружающими и поведенческие паттерны. Выделенные факторы указывают на наличие у субъектов повышенной эмоциональной неустойчивости, агрессивности, ригидности, стремлению к достижению и самоутверждению, а также выявлена высокая зависимость от внимания и похвалы окружающих.

Литература:

  1. Волобуев В. В., Рядинская Е. Н. Связь гендерной идентичности и нарциссизма // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, No 3. С. 6–17.
  2. Соколова, Е. Т. Психология нарциссизма: уч. пособие / Е. Т. Соколова, Е. П. Чечельницкая. — М.: Психология, 2001.
  3. Хотчкис С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма / — М.: Независимая фирма.Класс., 2011. — 248 С.
  4. Шамшикова О.А, Клепикова Н. М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114–128.
  5. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности. — НФ Класс, 2007. — С. 296
Основные термины (генерируются автоматически): особое отношение, отсутствие эмпатии, черта личности, SPSS, внимание, грандиозное чувство самозначимости, негативная агрессивность, отношение, поглощенность фантазиями, сверхзанятость чувством, собственная уникальность, шкала.


Похожие статьи

Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии

Ведя себя агрессивно по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своих жертв. В зависимости от степени эмпатии агрессора, уровень агрессии в последующих актах может быть снижен.

Множественный линейный регрессионный анализ способности...

Цель исследования: выявить наиболее характерные взаимосвязи способности к эмпатии с общей коммуникативной толерантностью, ригидностью и удовлетворённостью браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом регрессионного анализа.

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

Признаки негативной коммуникативной установки: 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Значимость феномена эмпатии в современном обществе

Форма эмпатии, направленная на себя — это сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в тех ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение или собственную фрустрацию.

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

В статье поднимается проблема влияния эмпатии личности на формирование склонности к затрудненному общению. Приводятся результаты эмпирического исследования роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ.

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете...

У 20 % опрошенных выявлен низкий уровень. Такие результаты говорят о том, что студенты этой группы не всегда могут сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. У 15 % студентов выявлен высокий уровень эмпатии.

Взаимосвязь общей враждебности, мстительности и обидчивости...

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Исследование уровня развития эмпатии младших школьников...

Х. Л. Рош и Е. С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. Они полагают, что эмпатия — это сочетание теплоты, внимания и воздействия.

Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции...

На втором месте идет эгоцентрическая направленность (21,62 %). В центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности.

Похожие статьи

Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии

Ведя себя агрессивно по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своих жертв. В зависимости от степени эмпатии агрессора, уровень агрессии в последующих актах может быть снижен.

Множественный линейный регрессионный анализ способности...

Цель исследования: выявить наиболее характерные взаимосвязи способности к эмпатии с общей коммуникативной толерантностью, ригидностью и удовлетворённостью браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом регрессионного анализа.

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

Признаки негативной коммуникативной установки: 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Значимость феномена эмпатии в современном обществе

Форма эмпатии, направленная на себя — это сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в тех ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение или собственную фрустрацию.

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

В статье поднимается проблема влияния эмпатии личности на формирование склонности к затрудненному общению. Приводятся результаты эмпирического исследования роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ.

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете...

У 20 % опрошенных выявлен низкий уровень. Такие результаты говорят о том, что студенты этой группы не всегда могут сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. У 15 % студентов выявлен высокий уровень эмпатии.

Взаимосвязь общей враждебности, мстительности и обидчивости...

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Исследование уровня развития эмпатии младших школьников...

Х. Л. Рош и Е. С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. Они полагают, что эмпатия — это сочетание теплоты, внимания и воздействия.

Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции...

На втором месте идет эгоцентрическая направленность (21,62 %). В центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности.

Задать вопрос