В статье раскрывается субъектный состав договора перевозки, анализируются особенности субъектного состава. Также в статье исследуется действующее состояние правовой базы, раскрываются аспекты Закона о защите прав потребителей, в котором установлены важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей.
The article reveals the subject composition of the contract of carriage, analyzes their signs and features. Also, the article examines the current state of the legal framework, reveals aspects of the Law on Consumer Rights, which establishes the most important guarantees in the legal protection of consumer rights.
Стороны договора перевозки пассажира и багажа — перевозчик (исполнитель) и пассажир (потребитель). Главной отличительной чертой потребительского договора от остальных договоров является субъектный состав, в нем одной из сторон является потребитель.
Перевозчик — владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки. Перевозчик — это юридическое лицо, также им может быть индивидуальный предприниматель.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров по возмездному договору являются «исполнителями» [1]. Нормы Закона о защите прав потребителей не применяются в случаях, когда оказание услуг носит безвозмездный характер.
Исполнителем по возмездному оказанию услуг перевозки пассажиров выступают коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовой формы, а также гражданине, которые осуществляют предпринимательскую деятельность «без образования юридического лица и зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей» [2].
Пассажиры являются потребителями услуг, которые предоставляются им на основании договора перевозки пассажиров и багажа. В качестве потребителя выступает физическое лицо — это является особенностью субъектного состава договора перевозки пассажира.
Потребитель — «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1]. Из данного понятия следует, что потребитель как субъект правоотношения должен обладать совокупностью юридических признаков.
Во-первых, потребитель — это физическое лицо, гражданин. Потребителями транспортных услуг наравне с гражданами Российской Федерации выступают иностранные граждане, а также лица без гражданства. При применении норм о защите прав потребителей публично-правовые образования и юридические лица не могут быть отнесены к потребителям.
Пассажирами могут быть любые граждане вне зависимости от дееспособности. Так, граждане до 14 лет (малолетние) совершают поездки на общественном транспорте, заключая договор перевозки.
Договоры перевозки на небольшие расстояния представляют собой мелкие бытовые сделки и заключается малолетними самостоятельно.
Во-вторых, потребитель — это физическое лицо, которое имеет намерение заказать услугу. Это означает, что некоторые нормы рассматриваемого Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм, закрепленных в Законе о защите прав потребителей, распространяются на преддоговорные отношения.
Согласно Закону о защите прав потребителей потребителем является гражданин, который непосредственно не заказывал услугу, но воспользовался ей, к примеру, к потребителям следует относить и физических лиц, для которых другое лицо (работодатель) приобретает билет и оплачивает его стоимость.
Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что воспользоваться услугой может только гражданин, заключивший договор с исполнителем. К примеру, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае является потребителем.
В-третьих, все услуги предоставляются физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, считается потребителем в случае, если заказываемая услуга приобретается им для личных, семейных, домашних нужд.
Вышеперечисленные критерии отнесения к потребителям рассматриваются в совокупности, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет говорить о стороне договора как о потребителе.
К субъектам потребительских отношений в сфере перевозок относятся органы публичной власти, в компетенцию которых входит решение вопросов касающихся охраны прав потребителей. Органы власти действуют как на федеральном уровне, так и на муниципальном.
На федеральном уровне решение вопросов касающихся охраны прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта [3] (далее — Ространснадзор).
Ространснадзор — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей органы местного самоуправления рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты. Также граждане вправе обращаться в суды за защитой своих прав.
Органы местного самоуправления не обладают надзорными административными полномочиями. Также они не могут привлечь нарушителей к ответственности, приостановить деятельность организации. Органы местного самоуправления, рассматривая жалобы потребителей в рамках своей компетенции, вправе осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам таких проверок органы местного самоуправления вправе принимать решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора, Росстандарта, прокуратуру и т. д.
В качестве субъектов потребительских отношений можно выделить общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы).
Законом о защите прав потребителей установлены важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей. Так, граждане вправе добровольно объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами объединений и на основе законодательства Российской Федерации.
Добровольные объединения потребителей вправе: «участвовать в разработке обязательных требований к услугам, проектов законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, и направлять в органы контроля информацию о фактах нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, а также о качестве предоставляемых услуг; обращаться в органы прокуратуры, в суды с заявлениями для защиты прав потребителей или неопределенного круга лиц» [4].
Российское общественное движение потребителей зародилось в конце 1988 г., когда были учреждены первые общества потребителей в городах Ленинграде и Москве. На сегодняшний день можно назвать четыре наиболее крупных общественных объединения потребителей: Союз потребителей Российской Федерации [5] (СПРФ — более 90 членов); Объединение потребителей России [6] (учреждено в 2009 году, насчитывает около 80 региональных организаций); Конфедерация обществ потребителей [7] (КОНФОП), объединяет общественные организации потребителей в странах СНГ; Общероссийская общественная организация потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» [8] (ФинПотребСоюз). Структурные подразделения, которые не являются организациями, осуществляющими непосредственно перевозки пассажиров, есть субъекты транспортных правоотношений. В качестве таких организации выступают автомобильные, железнодорожный вокзалы, аэропорты, морские и речные порты. Хотя ряд теоретиков и говорят о том, что вокзалы, аэропорты не являются субъектами, а их следует рассматривать как третьих лиц в транспортных обязательствах [9].
В зависимости от взаимодействий с перевозчиками названные субъекты могут выступать агентами, осуществлять техническое обеспечение отдельных стадий процесса перевозки, информационное обслуживание пассажиров.
На практике возникают сложности в отношениях между вокзалами, аэропортами и перевозчиками по вопросам оформления и реализации билетов. Кроме того, субъектов не следует рассматривать как «перепродавцов» услуг перевозки.
К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира — выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора [10] и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина [11]. Таким образом, договор перевозки пассажиров и багажа является публичным. Это дает возможность Правительству Российской Федерации издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. Например, правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров на железнодорожном транспорте, регламентированы Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277.
В силу публичного характера договора перевозки транспортом общего пользования суды не придают правового значения наличию или отсутствию факта оказания услуг какому-либо конкретному потребителю.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, стороны договора перевозки пассажира и багажа — перевозчик (исполнитель) и пассажир (потребитель).
Во-вторых, перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Юридические лица, индивидуальные предприниматели оказывают услуги по перевозки пассажиров по возмездному договору и являются «исполнителями услуг».
В-третьих, в качестве потребителя выступает физическое лицо, что является особенностью субъектного состава договора перевозки пассажира. Потребителями транспортных услуг наравне с гражданами Российской Федерации выступают иностранные граждане, а также лица без гражданства.
В-четвертых, исходя из норм Закона о защите прав потребителей, услуги по перевозке предоставляются физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В-пятых, к субъектам потребительских отношений в сфере перевозок относятся органы публичной власти. На федеральном уровне решение вопросов касающихся охраны прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В-шестых, Закон о защите прав потребителей выделяет общественные объединения потребителей в качестве отдельного субъекта потребительских отношений.
Литература:
- Преамбула Закона о защите прав потребителей.
- Гражданский Кодекс РФ, статья 20
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 22.09.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — N 32. — С.3345.
- Ст. 45 Закона о правах потребителей.
- Союз потребителей РФ. Официальный сайт: http://souz-potrebiteley.ru/.
- Объединение потребителей России. Официальный сайт: http://www.potrebitel-russia.ru/?id=227.
- Конфедерация обществ потребителей. Официальный сайт: http://konfop.ru/.
- Общероссийская общественная организация потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг». Официальный сайт: http://www.finpotrebsouz.ru/o-nas/ob-organizatsii.
- Абакумов, Н. В. Правовой статус пассажира по договору перевозки. / Н. В. Абакумов // Сборник: Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов.– М.: Юридическая литература, 2018. — С. 107–111.
- Гражданский Кодекс РФ, статья 426
- Гражданский Кодекс РФ, статья 789