Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вишневская, И. В. Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Вишневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105294/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа реальной образовательной ситуации и собственной практики внеурочной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: гибкие навыки, младшие школьники, внеурочная деятельность, проблемы формирования, графический дизайн, мультимедийная журналистика.

В современном мире, чтобы быть успешным, необходимы особые навыки, которые сейчас называют гибкими/мягкими (soft skills). Формирование модели «4К»: коммуникация, креативное и критическое мышление, командная работа (кооперация) происходит в процессе получения детьми знаний из разных областей науки, комбинирования этих знаний и применения для решения учебных и жизненных задач, в том числе и реализации программ внеурочной.

Развивать навыки можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве значимых направлений ориентирует на овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации; установление социокультурных связей и отношений, обучающихся с окружающей средой; оптимизирующее взаимодействие обучающихся с педагогами и другими значимыми взрослыми. Гибкие навыки в начальной школе являются основой для саморазвития и взросления, способствуют успешной социализации и адаптации младших школьников к динамично меняющимся социальным условиям.

Цель статьи: обозначить способы разрешения проблем формирования гибких навыков в процессе внеурочной деятельности младших школьников.

Вопросы, затрагивающие формирование гибких навыков, широко обсуждаются в литературе. В настоящий момент существует многообразие трактовок «гибкие навыки», используемых разными авторами. Терминологическая неопределенность и теоретическая неразработанность темы создает трудность в изучении процесса формирования гибких навыков, и само по себе является проблемой, требующей аналитического разрешения.

В работе под гибкими навыками понимаем совокупность универсальных неустойчивых качеств личности социально-гуманитарного характера, обеспечивающих интеграцию человека в общество, профессиональную реализацию и самоактуализацию личности.

Гибкие навыки понимаются в контексте по отношению к набору широкого спектра навыков, качеств, поведенческих моделей, личностных характеристик, повышающих эффективность ориентации и интеграции в социуме, межличностного общения, взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Эти навыки унифицированы, универсальны и применимы в различных сферах деятельности, в большинстве жизненных ситуаций, дополняя друг друга и позволяя человеку полнее выявлять, развивать и использовать свой личностный потенциал [2]. Поэтому гибкие навыки называют неспециализированными, нарабатываемыми навыками, имеющими социально-гуманитарный и социально-личностный характер.

Гибкие навыки, как ценностные ориентации и личностные характеристики, неустойчивы, длительно и медленно развиваются в процессе накопления жизненного опыта и проявляются в условиях непредсказуемого контекста. В отличие от ориентаций данные навыки не зависят от знаний и могут быть сформированы путем систематических упражнений. Их формирование происходит в процессе выполнения целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий, открывающих возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

Оптимальной средой для формирования гибких навыков младших школьников является внеурочная деятельность, как проявляемая вне уроков активность ребенка, обусловленная его увлечениями и потребностями, нацеленная на познание и преобразование себя, поэтому легче всего гибкие навыки развивать в начальной школе. Среди способов развития данных навыков — внеучебная и проектная деятельность обучающихся, особые формы проведения занятий.

Собственная практика показала, что при формировании гибких навыков у младших школьников во внеурочной деятельности возникает ряд трудностей, разрешение которых содействует результативности процесса.

Прежде всего, трудность возникает в процессе изучения гибких навыков младших школьников. Стоит отметить, что степень их сформированности сложно демонстрировать и определить однозначно, так как гибкие навыки плохо измеримы, не поддаются количественному измерению, не имеют четких критериев оценки, не поддаются автоматизации и не сертифицируются. Отмечать проявления этих навыков можно посредством наблюдений, выделяя такие критерии, как, например, включенность в деятельность, участие в решении, презентация результатов.

Поэтому в процессе изучения гибких навыков могут возникнуть трудности в выборе диагностических методик, а также в организации специально созданных условий изучения. В большей части исследований представлены результаты изучения гибких навыков студентов, будущих специалистов, полученные посредством наблюдения, анкет и авторских методик. Диагностик, которые соответствовали бы возрастным особенностям младшего школьного возраста и были удобны в применении, недостаточно.

В своей практике для младших школьников использовались такие диагностики, как «Нелепицы» Р. С. Немова, «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», «Чувство новизны» М. И. Рожкова, «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина. Выбор данных методик объяснялся: учетом возраста; доступностью использования в групповом изучении; уровневым структурированием результатов изучения; согласованностью полученных данных. По результатам диагностики гибких навыков для младших школьников были разработаны дифференцированные уровневые задания, которые использовались на занятиях внеурочной деятельности.

Гибкие навыки — приспособленческие и адаптивные, поэтому очевидно, что для их формирования необходимо создавать определенные условия. Как показывают исследования, нацеленность на формирование гибких навыков требует перестройки методов организации образовательного процесса: ориентация на проектирование, моделирование, обсуждение своих решений в микрогруппах, описание одной и той же идеи в разных форматах, решение кейсов (изучение конкретных ситуаций с предложением конкретных путей решения), создание реального продукта, рассказ об идее и о своем продукте другим и пр.

Реализуя программы внеурочной деятельности «Мультимедийная журналистика» и «Графический дизайн», на внеурочных занятиях мы использовали разнообразные приемы «Кластер», «Зигзаг», «Знаю, хочу узнать, узнал» и др., помогающие обобщить сказанное, разнообразить деятельность, лучше понять и усвоить материал. Выполняя задания, ребята работали в парах/микрогруппах, что служило развитию сразу нескольких гибких навыков. В ходе занятий школьники учились самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, сравнивать позицию окружающих, опираясь на собственный опыт, выражать свои взгляды и суждения относительно изучаемых вопросов. Согласимся, что совместная работа представляет возможность каждому младшему школьнику внести свой посильный индивидуальный вклад в результат общей работы [1].

В своем опыте авторы активно использовали рабочие листы — дидактическое средство на печатной основе, обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданной форме. Рабочий лист создает определенную образовательную среду, активизирующую восприятие информации и активную работу с ней посредством включения элементов текста, графики, фото, разных заданий (материал междисциплинарный и геймофицированный). Чтобы успешно заполнить рабочий лист, необходимы: образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа.

Нехватка или отсутствие учебного и дидактического материала, например, презентаций, дифференцированных заданий, раздаточного материала вызывает трудности для многих педагогов. С данной проблемой связаны такие факторы, как неготовность педагогов исследовать, изучать и разрабатывать необходимые дидактические материалы, их загруженность, отсутствие необходимой материально-технической базы и др.

В практике разработали презентации и комплект рабочих листов для занятий по программам внеурочной деятельности «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика». Все рабочие листы с разноуровневыми заданиями разработаны самостоятельно. Каждое задание отработано, уточнено и направлено на формирование гибких навыков. Данные разработки педагоги могут применять в своей деятельности.

Гибкие навыки развивались в ходе общения и совместной деятельности младших школьников в ходе специально спроектированных учебных ситуациях профориентационный конкурс «ПрофМастерята». В гимназии второй год проводится конкурс для детей 9–11 лет общеобразовательных организаций города по двум компетенциям «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика». Аналогом конкурса выступает московский детский чемпионат «Мастерята».

По каждой компетенции в конкурсном задании прописаны необходимые гибкие навыки, которые формируются в ходе реализации программ внеурочной деятельности. На профориентационном конкурсе ребятам были предложены следующие задания:

— по компетенции «Графический дизайн» конкурсантам надо за 30 минут разработать фирменный стиль цветного логотипа на одной из граней куба и 20 минут отводилось на распечатку и сборку изделия. Итогом стало представление изделия в течение 5 минут и ответы на вопросы экспертов;

— по компетенции «Мультимедийная журналистика» конкурсантам предлагалось написать сюжетную историю в течение 30 минут на заданную тему и 20 минут отводилось на подбор мультимедийных материалов. Итогом стало представление работы в течение 5 минут, ответы на вопросы экспертов.

При выполнении заданий конкурсанты работали в парах, проявляя коммуникативность, креативность и критическое мышление.

Отметим, что с учетом младшего школьного возраста значимым фактором формирования гибких навыков является личность учителя и характер его отношения к ученикам. Сам учитель должен представлять собой образец сформированных гибких навыков, то есть это должна быть личность с ярко выраженным позитивными установками к педагогической деятельности и доминированием интереса к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Задача педагога — организовать образовательную («питательную») среду, используя оптимальные средства, задавать положительные примеры и ставить задачи, посильные для ребёнка, постепенно расширять образовательное пространство, выходить за пределы школы.

Решением проблемы некомпетентности педагогов из-за отсутствия представления о содержании гибких навыков могут быть курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, вебинары диссеминации лучших практик. Думаем, можно поощрять педагогов стимулирующими выплатами за творческие и инновационные наработки по данной теме.

Таким образом, формирование гибких навыков младших школьников непростой процесс осуществляется целенаправленно, систематично и непрерывно. Организуя данный процесс, педагоги сталкиваются с такими проблемами, как: диагностика изучения гибких навыков; изменение методов организации образовательного процесса; нехватка/отсутствие учебного и дидактического материала; недостаточная компетентность из-за отсутствия представления о содержании гибких навыков и др.

Для минимизации данных проблем ведущими задачами должны стать: поэтапное изучение гибких навыков, создание команды единомышленников, поддержка педагогов, диссеминация успешного педагогического опыта с целью признания лучших практик. В этом случае можно говорить о создании благоприятных условий для формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Илаева Р. А. Эффективные педагогические практики развития гибких компетенций младших школьников в сотрудничестве: учебно-методическое пособие / Р. А. Илаева, А. Р. Масалимова. — Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2022. — 67 с.
  2. Саидов З. А. Формирование гибких навыков (soft skills) у учащихся начальных классов как актуальная проблема педагогики / З. А. Саидов, С. Н. Жданова, Е. Н. Пигарева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 71. — С. 148–150.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, внеурочная деятельность, школьник, задание, формирование, дидактический материал, критическое мышление, младший школьный возраст, начальная школа, образовательный процесс.


Похожие статьи

Рабочий лист как средство формирования гибких навыков...

Проблема эффективной организации процесса формирования гибких навыков

Формирование гибких навыков в начальной школе является основой для саморазвития и

В процессе реализации программ внеурочной деятельность у младших школьников

Оптимальным средством формирования гибких навыков у младших школьников, при...

Формирование критического мышления младших школьников...

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников.

Приведем некоторые примеры заданий по формированию критического мышления младших

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных...

Формирование учебной деятельности младших школьников

Принятие учебной задачи –один из важнейших компонентов учебной деятельности.

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

Технология развития критического мышления как средство...

Включение в учебный процесс технологии развития критического мышления является

Технология развития критического мышления имеет множество приёмов, для каждой фазы.

На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к.

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое слово.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

Мышление как высшая форма интеллектуальной деятельности определяет решение практических и теоретических задач.

Если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание: Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.

Младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Главное предназначение дидактических игр вести школьников по пути познания, развития.

Практические аспекты развития творческого мышления...

Процесс развития творческого мышления младших школьников связан со стратегической организацией

Задачи и их решения имеют непосредственное отношение к деятельности людей.

Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Младший школьный возраст выявлен как наиболее важный период для развития.

Формирование и развитие познавательных учебных действий...

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Конструирование универсальных учебных действий в начальной...

Основой реализации ООП в школе является представление о формировании

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей

Обучение решению задач в педагогике понимается в связи с теми дидактическими целями

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли...

Похожие статьи

Рабочий лист как средство формирования гибких навыков...

Проблема эффективной организации процесса формирования гибких навыков

Формирование гибких навыков в начальной школе является основой для саморазвития и

В процессе реализации программ внеурочной деятельность у младших школьников

Оптимальным средством формирования гибких навыков у младших школьников, при...

Формирование критического мышления младших школьников...

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников.

Приведем некоторые примеры заданий по формированию критического мышления младших

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных...

Формирование учебной деятельности младших школьников

Принятие учебной задачи –один из важнейших компонентов учебной деятельности.

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

Технология развития критического мышления как средство...

Включение в учебный процесс технологии развития критического мышления является

Технология развития критического мышления имеет множество приёмов, для каждой фазы.

На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к.

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое слово.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

Мышление как высшая форма интеллектуальной деятельности определяет решение практических и теоретических задач.

Если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание: Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.

Младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Главное предназначение дидактических игр вести школьников по пути познания, развития.

Практические аспекты развития творческого мышления...

Процесс развития творческого мышления младших школьников связан со стратегической организацией

Задачи и их решения имеют непосредственное отношение к деятельности людей.

Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Младший школьный возраст выявлен как наиболее важный период для развития.

Формирование и развитие познавательных учебных действий...

В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Конструирование универсальных учебных действий в начальной...

Основой реализации ООП в школе является представление о формировании

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей

Обучение решению задач в педагогике понимается в связи с теми дидактическими целями

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли...

Задать вопрос