Рабочий лист как средство формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вишневская, И. В. Рабочий лист как средство формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Вишневская, И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 57-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8448/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлена авторская разработка рабочего листа как средства формирования гибких навыков у младших школьников. Приводятся результаты апробации рабочих листов на занятиях во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: гибкие навыки, младшие школьники, внеурочная деятельность, программа внеурочной деятельности, мультимедийная журналистика, графический дизайн, рабочий лист.

В современных условиях гибкие навыки — важный компонент метапредметных образовательных результатов. Проблема эффективной организации процесса формирования гибких навыков обучающихся в младшем школьном возрасте весьма очевидна. На сегодняшний день доступен огромный выбор способов подачи учебной информации и многообразного контента.

Формирование гибких навыков в начальной школе является основой для саморазвития и взросления, способствует успешной социализации и адаптации к динамично меняющимся социальным условиям. Гибкие навыки формируются в процессе получения детьми знаний из разных областей науки, комбинирования этих знаний и применения для решения учебных и жизненных задач.

Актуальность статьи обусловлена возможностями применения рабочих листов во внеурочной деятельности по программам «Мультимедийная журналистика» и «Графический дизайн». В процессе реализации программ внеурочной деятельность у младших школьников формируются гибкие навыки «4К»: коммуникация, креативное и критическое мышление, командная работа (кооперация).

Цель статьи: представить возможности применения рабочих листов для формирования гибких навыков младших школьников при реализации программ внеурочной деятельности «Мультимедийная журналистика», «Графический дизайн».

По мнению исследователей, современным школьникам для более эффективного усвоения материала необходима визуальная информация. Педагоги используют различные технологии, сервисы и инструменты в работе с обучающимися: веб-квест, кроссворд, блог, мультфильм, тест и т. д. При визуализации учебной информации решается ряд педагогических задач: распознавание образов, обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность, обеспечивается интенсификация обучения, повышается визуальная грамотность и визуальная культура [1].

Оптимальным средством формирования гибких навыков у младших школьников, при изучении программ «Мультимедийная журналистика», «Графический дизайн», как показал наш опыт, является рабочий лист. Рабочий лист — дидактическое средство на печатной основе, обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданной форме.

Рабочий лист мы рассматриваем как:

— модель занятия и средство управления учением;

— метод организации самостоятельной работы обучающихся;

— форму организации учебно-познавательной деятельности;

— методический ресурс, направленный на формирование умений работать с информацией и переводить теоретические знания в практическую плоскость;

— инструмент организации и оценивания процесса и результатов обучения: оформленные рабочие листы фиксируют и наглядно демонстрируют приобретенный учеником образовательный опыт [2];

— возможность систематичной углубленной проработки темы.

Авторы создавали и использовали рабочие листы разных видов.

Обучающий рабочий лист. Информация представлена как в готовом виде, так и предполагает самостоятельную работу по воспроизведению и переработке новой информации.

Тренировочный рабочий лист. Усвоение новых знаний и овладение способами действий посредством разнообразных заданий обучающего, диагностирующего и контрольного характера. Содержание и формы заданий разнообразны с учетом уровней познания (от знания к оценке, по Б. Блуму).

Рефлексивный рабочий лист. Информация и задания ориентируют на закрепление/обобщение учебного материала, в ходе выполнения которых, учащиеся учатся фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднений и находить способы их разрешения.

Комбинированный рабочий лист.

Методический потенциал использования рабочего листа в качестве обучающего материала внеурочного занятия обусловлен некоторыми его особенностями.

Рабочий лист содержит визуально оформленную и содержательно отобранную информацию. Используемые изображения улучшают структурированность текста и облегчают восприятие.

Компактность, индивидуальность, гибкость и мобильность рабочих листов. Использование упрощенного и конкретного содержательного контента обеспечивает целостность восприятия материала. Результаты работы разных учеников всегда отличаются между собой. Рабочие листы можно дополнять или сокращать с учетом способностей обучающихся, можно быстро добавить новую информацию, вставить новые задания, изображения и видеоматериалы, обновить ссылки, изменить материал.

В рабочих листах используются вопросы разных типов. Вопросы закрытого типа требуют от ученика верной формулировки, проверяют память ребенка, но не мотивируют к собственным выводам. В вопросах открытого типа результат работы учеников будет всегда разным, так как различные формулировки и варианты ответов демонстрируют уровень мышления и подготовки.

Применение рабочего листа не предполагает только самостоятельную работу обучающихся. На занятиях применяли парное/групповое обсуждение проблемных вопросов, рассуждение и внесение данных в рабочий лист, работу с дополнительной информацией, решались конкретные задачи и др.

Рабочий лист создает определенную среду, активизирующую восприятие информации и активную работу с ней посредством включения элементов текста, графики, фото, разных заданий (материал междисциплинарный и геймофицированный). Чтобы успешно заполнить рабочий лист, необходимы: образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа.

При разработке рабочих листов использовали задания, выстроенные от простого к сложному с учетом уровней познания (от знания к оценке, по Б. Блуму).

Первый этап: определение темы, теоретическая часть и определение какого-либо понятия. На этапе узнавания была организация репродуктивного действия, ученик демонстрировал базовые знания, умения, навыки. Например, тема «Текст». Детям вводилось понятие: «Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой» и предлагалось подчеркнуть ключевые слова: «предложения или абзацы, связанные в целое темой и основной мыслью».

Второй этап: знание. Задания этого уровня применялись на этапе постановки учебной задачи, актуализации знаний, а также открытии новых знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную информацию и выполнить задание. Задания для ученика: закрась, подчеркни, соедини, допиши, найди, обозначь и др. Тема «Что вы знаете о журналистике?». Задание: соотнеси профессию с соответствующей картинкой. Даны картинки, указывающие на определённую профессию и название профессий (редактор, видеорепортер, корреспондент, фотограф, обозреватель, комментатор).

Третий этап: понимание. Задания этого уровня использованы на этапе открытия новых знаний. Понимание темы происходило через задания: опиши, сравни, расставь, расшифруй, обведи, обоснуй свой выбор, заполни таблицу. Например, тема «Сторителлинг». Задание: расставь в нужном порядке структуру сторителлинга (развязка, интересная кульминация, поучительная мораль, препятствие + развитие сюжета, вовлекающая завязка).

Четвертый этап: применение полученных знаний. Задания этого уровня использовались на этапе открытия новых знаний. Происходило применение полученных знаний в теории и на практике, без заранее заданных норм действий и правил. Возможно использование заданий на этапе применение полученных знаний по образцу (с использованием алгоритма, правила). Задание для ученика: составь схему, придумай, изобрази, исправь, проиллюстрируй, измени. Например, тема «Фирменный стиль». Задание: создай свой фирменный стиль баннера для телефона.

Пятый этап: применение полученных знаний в новых условиях. На данном этапе происходило творческое применение знаний по изученной теме. Задания такого типа как, анализ, синтез, оценка полученных знаний (раздели, проверь, выдели главное, озаглавь, составь, придумай и пр.). Например, тема «Текст», задание: прочитай текст, озаглавь его и выдели основную мысль.

Итак, использование разноуровневых заданий в рабочих листах, являясь одним из эффективных средств реализации уровневой дифференциации, способствует формированию гибких навыков у младших школьников на разных этапах занятий.

В практической деятельности автором использован алгоритм создания рабочего листа.

  1. Определение темы занятия.
  2. Подбор учебного материал (определения, схемы, задания и пр.) с учетом возрастных особенностей школьников.
  3. Разработка разных видов заданий.
  4. Формулировка вопросов.
  5. Расчет времени выполнения.
  6. Моделирование рабочих листов (структура, композиция, стиль подачи, используемые графические и мультимедийные элементы, пр.).
  7. Выбор конструктора (PowerPoint, My Worksheet Maker и др.).
  8. Эстетическое оформление материала (шрифт, строчки, читаемость и визуальное восприятие).
  9. Рабочий лист привлекает внимание учащихся к деталям и решает конкретные задачи занятия. Ниже представлен один из разработанных и используемых рабочих листов.

Большим преимуществом созданных рабочих листов является целостное восприятие с мультимедийного носителя (компьютер, телефон, планшет).

По результатам диагностики, проведенной на констатирующем этапе исследования, мы выявили, что у большинства третьеклассников навыки кооперации, коммуникации и критического мышления сформированы на низком уровне. Навык креативности сформирован на среднем уровне. Ребят с высоким уровнем развития компетенций — меньше половины. Согласно наблюдениям за учащимися во время внеурочных занятий мы можем наблюдать динамику изменений.

Таким образом, оптимальным средством формирования гибких навыков у младших школьников на внеурочных занятиях является рабочий лист. Его использование позволяет не только оперативно подать эксклюзивный материал, но и «упаковать» его так, чтобы улучшить восприятие, запоминание и понимание информации. Применение рабочих листов помогает младшим школьникам находить оптимальный вариант, формулировать программу своих действий, раскладывая информацию на небольшие понятные блоки. Это помогает понять суть, проявить интерес и освоить ценности. Обучающиеся на занятии становятся исследователями, а педагог — координатором и наблюдателем.

Рабочий лист, являясь эффективным инструментом, помогает педагогу решать актуальные задачи в рамках системно-деятельностного подхода, помогает обучающимся понять, что учеба может быть увлекательна.

Литература:

  1. Дудникова, И. Е. Мультимедийный лонгрид в образовательной деятельности / И. Е. Дудникова // Информационные технологии в образовании. — 2021. — № 4. — С.98–102.
  2. Миренкова, Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной позновательной деятельности в естественно-научном образовании / Е. В. Миренкова // Ценности и смыслы. — 2021. — № 1. — С.115–130.
Задать вопрос