Профилактика утомления детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билецкая, С. Н. Профилактика утомления детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. Н. Билецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105291/ (дата обращения: 03.05.2024).



В работе изучены особенности деятельности детей. Рассмотрены утомление и переутомление детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даны рекомендации по профилактике утомления детей.

Ключевые слова: утомление, переутомление, особенности деятельности детей, цветовой климат помещений, деятельность.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуются многочисленными изменениями в организме ребёнка, которые касаются всех систем и органов. Их работоспособность обычно резко падает через 25–30 минут, у некоторых — раньше. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности [3, 6].

Прогрессирование утомления и наступление переутомления не только ухудшает психофизиологические показатели, в частности снижает качество усвоения информации, но и может приводить к психосоматическим и нервно-психическим расстройствам. В связи с этим раннее выявление признаков утомления и своевременная коррекция его причин является важным условием сохранения здоровья ребенка [4].

Физиологи обычно выделяют деятельность физическую (мышечную) и умственную (интеллектуальную) [1]. Эти виды деятельности характеризуются общими свойствами: фазностью и тем, что любой вид деятельности приводит к утомлению (табл. 1).

Как видно из таблицы, утомление является нормальным физиологическим процессом, обязательной составляющей любой деятельности. Утомление — это состояние пониженной работоспособности, наступающее под влиянием интенсивной длительной деятельности или однообразной работы, а также в результате нервного напряжения или при волнении. Утомление — процесс фазный, протекающий плавно от одного этапа к другому (табл.2).

Таблица 1

Характеристика фаз деятельности

Фазы деятельности

Характерные особенности

Врабатывание

Время, в течение которого все процессы в организме переходят на новый уровень функциональной активности. Обычно продолжается несколько (2–5) минут.

Устойчивое состояние

Уровень метаболизма и уровни активности вегетативных систем остаются почти неизменными. Потребление воздуха, частота сердечных сокращений, небольшой объем дыхания и кровотока почти не изменяются. Может длиться минуты или даже часы.

Утомление

Начинает появляться дисбаланс в деятельности отдельных вегетативных систем и систем, непосредственно обеспечивающих выполнение работы. Уменьшается экономичность работы, в крови накапливаются вредные метаболиты, нарушается гомеостаз, человек ощущает желание прекратить работу и отдохнуть.

Восстановление

Период снижения активности органов и систем, удаления или обезвреживания вредных метаболитов и восстановления параметров гомеостаза. Длительность зависит от интенсивности, объема и характера выполненной работы. Может составлять от 2–3 мин до нескольких часов.

Следует заметить, что чрезмерные нагрузки, возникающие при выполнении большого объема работ в ограниченные сроки, при болезнях, или несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха утомление переходит в четвертую фазу — переутомление.

Симптомы переутомления отличаются обычно малой четкостью, стертостью и сильной изменчивостью. Для большинства случаев характерны [1]: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; функциональные нервно-психические расстройства; стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма; снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Таблица 2

Характеристика этапов утомления

Фазы

Характеристики

Первая фаза

Возбуждение двигательных и речевых реакций: вскакивание с места, подергивание ногой, посторонние разговоры, неадекватный смех. Изменения кожных покровов: потливость рук и лица, покраснение лица.

Вторая фаза

При мышечной деятельности — несогласованное снижение одних показателей и повышение других. Например, потребление воздуха начинает снижаться, а объемная скорость дыхания — возрастает. При интеллектуальной деятельности — двигательная заторможенность: подпирает руку головой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы.

Третья фаза

Срыв устойчивого состояния. Разбалансировка в работе вегетативных систем быстро нарастает, их эффективность отчетливо падает, и за этим наступает отказ от занятия. При интеллектуальной работе: торможение в творческих отделах коры головного мозга (может легко уснуть, если положит голову на руки); возможно появление различных жалоб на самочувствие (болит голова, живот и т. д.); в тяжелых случаях могут встречаться вегетативные расстройства (бледность, тошнота, рвота, обмороки).

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. А для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме необходим более длительный отдых. В некоторых случаях необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. [1, 4].

Цветовой климат помещений имеет не меньшее значение в профилактики утомления детей. Создание оптимальной цветовой среды оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников. Цвета могут влиять на человека в физиологическом и психологическом уровне [2].

Физиологическое влияние цвета: влияет на общее и зрительное утомление; способствует улучшению или ухудшению освещенности помещений; оказывает положительное или отрицательное воздействие на эмоциональное состояние воспитанников. Также следует уделять внимание психологическому воздействию цвета:

— красный, оранжевый и жёлтый и их оттенки — это «теплые цвета», они создают впечатление тепла и воздействуют возбуждающе;

— зеленые, зелено-голубые и голубые цвета и их оттенки — «холодные» цвета — создают ощущение холода, снижаю напряжение зрения, действуют успокаивающе и тем самым поддерживают высокий уровень работоспособности.

Таким образом, фундаментом любой успешной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста является эмоциональный комфорт ребенка. Дети, в отличие от взрослых живут «на пределе» своих функциональных возможностей. Понимая это, любой взрослый человек должен помнить, что детям отдых требуется гораздо чаще, что способствует более позднему наступлению утомления. Важно планировать деятельность детей таким образом, чтобы умственная нагрузка и физическая чередовались как можно чаще.

Обращаем внимание будущих родителей на опасные последствия большого количества различных кружков и секций, на которые многие «заботливо» отправляют своих детей. Ребенок, как правило, не сопротивляется воле родителей, поначалу ему нравится все новое. Но вместе с тем, он не в состоянии еще адекватно оценить свои возможности и часто сильно утомляется, а на полноценное восстановление не хватает времени. Это может приводить к переутомлению и проявляться у каждого ребенка по-разному, вплоть до ухудшения состояния здоровья и необходимости врачебной помощи.

Немаловажное значение имеет цветовое оформление помещений в зависимости от ориентации окон по сторонам света. Этот фактор не является явным, но имеет большое значение при нахождении в помещении длительное время.

Литература:

  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  2. Голубев В. В. Макарова Л. В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 272с.
  3. Калишев М. Г., Рогова С. И., Жакетаева В. Н. и др. Динамика функционального состояния школьников в процессе учебной деятельности // Медицина и экология. — 2019. — № 4. — С. 24–29.
  4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
  5. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюллетень сибирской медицины. — 2010. — № 1. — С. 148–154.
  6. Осолодкова Е. В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника // Международный научный журнал «Символ науки». — 2017. — № 02–1. — С. 168–169.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, утомление, вид деятельности, особенность деятельности детей, потребление воздуха, профилактика утомления детей, ребенок, система, устойчивое состояние, фаза, цветовой климат помещений, эмоциональное состояние воспитанников.


Ключевые слова

деятельность, утомление, переутомление, особенности деятельности детей, цветовой климат помещений

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

 В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста, изучаются психические и возрастные изменения. Ключевые слова: младший школьный возраст, дети, психологические особенности.

Снижение утомляемости и перегрузки обучающихся начальных...

Минздрав России приводит такие цифры: в 1–4 классах здоровы 10–12 % детей, в 5–9 классах — 10 %, в 10–11 классах— 5 %, при этом 80 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка.

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Причем статическая нагрузка для детей 6—7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе...

Руденко А. А., Алексеева Т. А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» — Новосибирск 2006г.

Исследование условий и факторов эмоционального...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Педагогические условия здоровьесбережения младших...

Для диагностики здоровья детей мы предлагаем использовать следующие методы и методики: 1. Отслеживание посещаемости детей по классному журналу; 2. Анализ карты здоровья, составленной медицинским работником на каждого ребёнка

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной...

‒ дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках); ‒ предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего...

 В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста, изучаются психические и возрастные изменения. Ключевые слова: младший школьный возраст, дети, психологические особенности.

Снижение утомляемости и перегрузки обучающихся начальных...

Минздрав России приводит такие цифры: в 1–4 классах здоровы 10–12 % детей, в 5–9 классах — 10 %, в 10–11 классах— 5 %, при этом 80 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка.

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Причем статическая нагрузка для детей 6—7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе...

Руденко А. А., Алексеева Т. А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» — Новосибирск 2006г.

Исследование условий и факторов эмоционального...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Педагогические условия здоровьесбережения младших...

Для диагностики здоровья детей мы предлагаем использовать следующие методы и методики: 1. Отслеживание посещаемости детей по классному журналу; 2. Анализ карты здоровья, составленной медицинским работником на каждого ребёнка

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной...

‒ дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках); ‒ предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)

Задать вопрос