Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 29.07.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Васин, Р. В. Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса / Р. В. Васин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105127/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении.

Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической напряженности невозможна адаптация к освоению двигательных действий и повышающимся нагрузкам, что не позволяет достичь необходимого уровня физической подготовленности. При этом важной характеристикой является работоспособность и ее параметры.

Делается заключение о том, что важной особенностью развития у выпускников радиотехнических вузов ПВО и ПРО двигательно-координационных способностей является формирование устойчивых навыков в коллективных двигательных действиях, в сложных по координации движениях в ограниченном рабочем пространстве. При этом совместная форма организации физкультурной деятельности выводит на более высокий качественный уровень результаты выполняемых практических учебных и учебно-профессиональных задач в сравнении с выполнением упражнений индивидуального характера, а эффективность физических упражнений коллективного характера определяется их содержательной направленностью, которая выступает основанием для установления и поддержания необходимых для решения профессиональных задач внутри коллективных отношений.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, параметры, физическая подготовка, курсант, военное учебное заведение, физическая нагрузка.

Одним из основных факторов системы физической подготовки офицеров войск противовоздушной и противоракетной обороны является необходимость проверять действенность этой военно-педагогической системы, ее соответствие современным требованиям, предъявляемым к профессиональной готовности офицеров-выпускников вузов радиотехнического профиля. При этом необходимость этой проверки обусловливает инициирование, в виде фактора, движущей силы этого процесса, направленной на получение полезного результата. Содержание и параметры приобретаемого образовательного полезного результата, по мнению ряда авторов [5, с. 141], первоначально формируются в рамках и положениях действующей системы.

В таком подходе явно проявляется признак целесообразности организационно-педагогических воздействий, являющийся определяющим для процесса обучения. При этом большое значение уделяется, с одной стороны, поддержке действующей военно-педагогической системы физической подготовки курсантов в вузах радиотехнического профиля, а, с другой стороны, проверке соответствия этой функциональной военно-педагогической системы современным требованиям, в целях успешного выполнения служебно-боевых задач в соответствии с радиотехнической специальностью, а также управлению ее функционированием.

В ряде педагогических исследований отмечается необходимость введения в процесс обучения физической подготовки упражнений, подобранных с учетом специфики физических действий офицеров-выпускников радиотехнических специальностей ПВО и ПРО, обеспечивающих развитие устойчивых навыков в коллективных двигательных действиях, в сложных по координации движениях в ограниченном рабочем пространстве, в том числе на координацию дифференцированных движений рук, обеспечивающих соответствующее развитие адаптационно-приспособительных механизмов, необходимых для выполнения специфических физических профессиональных действий.

Анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований показывает, что основными движениями при выполнении действий-операций, осуществляемых выпускниками радиотехнических специальностей являются:

— действия статического характера в режиме длительного ожидания, требующие концентрации внимания, постоянной готовности к дифференцированному движению рук. Двигательная активность скелетной мускулатуры изменяется незначительно;

— движения взрывного характера при быстром переходе к действиям обнаружения воздушных целей, идентификации их при минимальном пространственном перемещении тела, активными рациональными движениями головы, шеи, плечевого пояса, рук. Сосредоточенная динамическая направленность внимания с физиологическим проявлением в области образования новых условно-рефлекторных связей и успешной выработкой дифференцировки применительно к складывающейся обстановке;

— необходимость быстрого переключения внимания и действий по сопровождению обнаруженных воздушных целей требует точных движений головы, шеи, плечевого пояса, средней и мелкой моторики рук, часто дифференцированной, при ориентации в ограниченном пространстве выполнения боевой задачи [2, с. 31].

При этом, выработка необходимой координации, соответствующих двигательных и технических навыков, по мнению Бердус М. Г. с соавторами [1, с. 223], Васина В. Н. с соавторами [6, с. 193] является основным условием высокой экономичности профессиональных движений. Но значительный коэффициент полезного действия формируется не только за счет рационализации движений, но и в результате тренировок общих и специальных скоростных и силовых качеств, быстрого врабатывания, выносливости в соответствующей военно-профессиональной деятельности.

Локомоция как совокупность согласованных движений обеспечивает человеку необходимые, в том числе профессиональные, действия. Внешне одинаковые движения разных людей (военнослужащих) имеют различную значимость, стоимость, так как по видимым параметрам очень сложно их оценить для организма определенного человека. При достижении значимого становления локомоторной координации оптимизируется количество степеней свободы движений, человек все грамотней использует реактивные силы, что обеспечивает вырабатывание необходимых для курсанта профессиональных движений.

Формирование оптимальных двигательных навыков при выполнении выпускниками радиотехнических специальностей задач боевого дежурства в трудных и экстремальных, для ряда специалистов, условиях военной действительности основываются на знании о механизмах формирования оптимальных, в военно-профессиональных ситуациях, действий, что позволяет обоснованно создавать соответствующие модели научного прогнозирования новообразования действий. Очевидно, что применительно к нашему предмету исследования требуется проанализировать существующие научные знания в области психологии, педагогики, физиологии, анатомии, биомеханики и их отраслей для представления направления систематизации двигательных действий специалиста.

Психологическая устойчивость к возникновению стрессовых ситуаций и воздействию внешних и внутренних раздражителей при выполнении служебно-боевых задач зависит от того, как они выполняются — персонально или в составе группы, так как воздействие членов воинского коллектива способствует нивелированию индивидуальных различий в восприятии стрессора. Часто совместная деятельность в составе боевого расчета, в зависимости от психологической совместимости и особенностей групповой коммуникации, определяет уровень приспособления систем организма военнослужащего в экстремальных профессиональных ситуациях к стрессору, что также отмечают Ильин А. Б. с соавторами [10, с. 48].

Спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической напряженности невозможна адаптация к освоению двигательных действий и повышающимся нагрузкам, что не позволяет достичь необходимого уровня физической готовности. При этом важной характеристикой является работоспособность и ее параметры.

Накопление аффективных следов, соответствующего опыта или развитие комплексов составляет содержание регулирующей функции аффекта. Подкорковые структуры головного мозга, сохраняющие полученные в результате опыта знания о последствиях стрессовых ситуациях, побуждают состояние аффекта, ограничивая полноту мобилизации резервов психики и тесно с ней связанную двигательная активность организма в экстремальных условиях и возможность регуляции поведения человеком. При этом, как показывает анализ работ А. В. Мещерякова [11], и других ученых, значение разнообразных моторных, психофизиологических параметров, обеспечивающих устойчивость к стрессору и поддержание работоспособности организма субъекта деятельности не является абсолютным, так как взаимовлияние в ходе воздействия обусловлено большим набором как внешних так и внутренних, присущих субъекту (применительно к нашему предмету исследования будущему военному специалисту радиотехнической специальности ПВО и ПРО), условий профессиональной деятельности.

В целях обоснования способов специальной физической подготовки курсантов (будущих офицеров) в вузах радиотехнического профиля в процессе нашего исследования определено, что специально направленные физические тренировки могут существенно увеличить у занимающихся биоэнергетический потенциал их двигательной деятельности при выполнении военно-профессиональных задач. Профессионально не направленные физические тренировки не могут нужным образом способствовать обмену энергии и веществ в организме, должному расходованию АТФ [8, с. 99]. Очевидно, что достижение выпускниками соответствующей военно-профессиональной готовности обеспечивается специальной профессионально-направленной физической подготовкой по составляющим ее параметрам [7, с. 36].

В условиях неопределенности военной действительности при выполнении задач боевого дежурства выработанный средствами физической подготовки стойкий двигательный стереотип в ситуации простого выполнения военно-профессиональных функций, с одной стороны, показывает свою важную положительную составляющую, проявляющуюся в четкости и простоте исполнения регламентированных профессиональных действий [3, с. 147].

Выявленное положение указывает на сложность и неоднозначность выработки у курсантов радиотехнических специальностей ПВО и ПРО профессиональных действий, движений. В этой связи необходима вдумчивая выработка у обучающихся развитой способности координировать свои движения, заключающейся в согласовании, соподчинении, организации их в целесообразное единое профессиональное действие и беспрепятственном воспроизводстве организмом новых, в соответствии со сложившейся военной действительностью, двигательных действий.

Проведенное исследование показывает, что такой подход позволяет лучшим образом развивать у курсантов средствами общей и специально направленной физической подготовки способность при необходимости перестраивать координацию своих движений, а также осуществлять перенос, в ходе профессионального функционирования [4, с. 101], сформированных физических навыков и умений на другие области военно-профессиональной деятельности.

Развитие у курсантов радиотехнических специальностей соответствующих координационных способностей становится важным фактором необходимого упорядочения свойств центральной нервной системы, ее пластичности. Развиваемые координационные способности курсанта в значительной степени определяются функциональными возможностями его сенсорных систем, участвующих в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата [9, с. 209], приобретенным служебным и специфическим профессиональным опытом.

Проведенный в исследовании анализ двигательно-координационных способностей выпускников радиотехнических вузов ПВО и ПРО показал, что применение их в процессе обучения в синтезе с частично, в разной степени, совпадающими с ними способностями курсантов, обусловливает:

— соответствующую зависимость развиваемых двигательно-координационных способностей от чувства пространства, времени и мышечного чувства;

— необходимость сопоставления, учета соизмерения и регулирования пространственных, временных и динамических параметров движений, а также внимательное воздействие на процесс их формирования и регулирования соотношений в целом;

— развитие у выпускников способностей поддерживать положение, позу или выполнять необходимые профессиональные движения без излишней напряженности и скованности мышц.

Очевидно, что в проявлении развиваемых двигательно-координационных способностей участвуют определенным образом нервно-мышечные связи, которые предполагают включение тренированной мышечной системы обучающегося.

При рассмотрении концепции мы отмечали, что для формирования необходимых физических качеств и психических свойств личности выпускников требуется развитие профессионально значимых навыков в скоростно-взрывных действиях и необходимой реактивной способности мышц, обеспечивающих успешное практическое исполнение задач боевого дежурства, а также учебно-тренировочных профессиональных задач.

Статическая силовая выносливость у специалистов радиотехнического профиля проявляется в длительном удержании напряжений, необходимых для нахождения в определенном положении, позе, позволяющими успешно выполнять задачи боевого дежурства. Эффект профессиональной двигательной деятельности в целом определяется уровнем комплексного развития силовых способностей, от которых зависит потенциал совершенствования в двигательной деятельности. Дифференциация физической подготовки диктуется специфическими военно-профессиональными задачами, выполняемыми выпускниками радиотехнических вузов ПВО и ПРО.

Важной особенностью развития у выпускников радиотехнических вузов ПВО и ПРО двигательно-координационных способностей, как мы уже отмечали в исследовании, является формирование устойчивых навыков в коллективных двигательных действиях, в сложных по координации движениях в ограниченном рабочем пространстве. При этом положительно развивающиеся внутри коллективные отношения выступают важным условием развития у обучающихся нужных двигательно-координационных способностей. Так, совместная форма организации физкультурной деятельности выводит на более высокий качественный уровень результаты выполняемых практических учебных и учебно-профессиональных задач в сравнении с выполнением упражнений индивидуального характера. Для будущих специалистов радиотехнического профиля это объясняется наличием более разветвленных возможностей в достижении личностно значимых целей при выполнении физических упражнений посредством коллективных усилий.

В процессе осуществления совместной формы организации физкультурной деятельности, особенно при выполнении сложных физических упражнений, у курсантов вырабатывается, важное для их учебно-профессиональной и дальнейшей военно-профессиональной деятельности, физическое качество непосредственной взаимосвязанности, обеспечивающее параметрическую коллективную взаимозависимую деятельность в составе боевых расчетов, а также широкое использование выработанных структур взаимоотношений при перенесении опыта действий в другие области деятельности в ходе профессионального функционирования.

Таким образом у курсантов вырабатываются необходимые компоненты и параметры их поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной групповой деятельности. Необходимо отметить, что при таких условиях, в том числе, наиболее выгодно формируются товарищеские взаимоотношения в воинских коллективах. Определяя качественно-количественные параметры эффективности групповой деятельности, следует исходить из социально-функциональной и будущей профессиональной предназначенности курсантских коллективов.

В соответствии с представленными требованиями эффективность реализации разработанной системы физической подготовки определялась при помощи ряда выявленных нами критериев, развития необходимых физических качеств и свойств личности выпускника. Совокупность критериев составляет следующий ряд:

— критерий сформированности физических качеств у выпускников радиотехнических специальностей ПВО и ПРО;

— критерий личностной удовлетворенности курсанта занятиями физической подготовкой;

— критерий включенности курсанта в физическую практику учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, определение качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса, позволило сделать следующие выводы:

— проведение типологизации двигательных действий при выполнении выпускниками задач боевого дежурства в условиях военной действительности основываются на знании о механизмах формирования оптимальных, в военно-профессиональных ситуациях, действий, что обеспечивает научное прогнозирование новообразования действий;

— важной особенностью развития у выпускников радиотехнических вузов ПВО и ПРО двигательно-координационных способностей является формирование устойчивых навыков в коллективных двигательных действиях, в сложных по координации движениях в ограниченном рабочем пространстве. При этом совместная форма организации физкультурной деятельности выводит на более высокий качественный уровень результаты выполняемых практических учебных и учебно-профессиональных задач в сравнении с выполнением упражнений индивидуального характера.

— в процессе осуществления совместной формы физкультурной деятельности у курсантов вырабатывается важное для их учебно-профессиональной и дальнейшей военно-профессиональной деятельности, физическое качество непосредственной взаимосвязанности, обеспечивающее параметрическую коллективную взаимозависимую деятельность в составе боевых расчетов, а также широкое использование выработанных структур взаимоотношений при перенесении опыта действий в другие области деятельности в процессе профессионального функционирования.

Литература:

  1. Бердус М. Г. Физкультурная рекреация и спорт для всех / М. Г. Бердус, В. В. Чувилин, М. М. Боген, Г. И. Бердус // 6 Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». — Варшава, 2002. — С. 223–224.
  2. Богатырев Р. В. Модель физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р. В. Богатырев, А. В. Борисов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 7 (149). — С. 28–32.
  3. Борисов А. В., Буриков А. В., Елькин Ю. Г. Особенности организации занятий по физической подготовке с военнослужащими противовоздушной обороны и противоракетной обороны в режиме служебного времени Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12–1. С. 144–148.
  4. Борисов А. В., Буриков А. В., Ершов С. А. Результаты эксперимента по совершенствованию физической подготовки военнослужащих Воздушно-космических сил России // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 101.
  5. Буриков А. В., Черанев А. П., Горохов А. В. Образовательная направленность физической подготовки в высших военных учебных заведениях // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 4. С. 139–144.
  6. Васин В. Н., Буриков А. В., Горохов А. В. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовки военнослужащих // Современный ученый. 2020. № 2. С. 191–195.
  7. Дмитриев Г. Г. Факторы, способствующие формированию навыков выживания военнослужащих Воздушно-десантных войск в экстремальных условиях / Г. Г. Дмитриев, В. А. Исламов. — М.: АНО НИЦ, 2014. — С. 35–38.
  8. Елькин Ю. Г., Буриков А. В. Отдельные вопросы физической подготовки военнослужащих // Вестник ЯВВУ ПВО, Ярославль, — 2020, № 1 (8), С. 97–101.
  9. Елькин Ю. Г., Дубровин Д. А. Вопросы организации физической подготовки курсантов с использованием нормированных физических нагрузок / Актуальные вопросы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 1. С. 207–211.
  10. Ильин А. Б. Генотипические факторы, определяющие комплектование малых групп для действий в экстремальных условиях / А. Б. Ильин, А. В. Мещеряков, О. И. Криничная, А. А. Ёлов // Экстремальная деятельность человека. — 2015. — № 2. — С. 47–50.
  11. Мещеряков А. В. Уровень двигательной активности и физическая работоспособность курсантов / А. В. Мещеряков, В. Н. Кодратов, А. Ф. Волков // Научный вестник УВАУ ГА. — 2011- № 3. — С. 75–78.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, действие, боевое дежурство, движение, радиотехнический вуз ПВО, радиотехнический профиль, физкультурная деятельность, ограниченное рабочее пространство, радиотехническая специальность ПВО, совместная форма организации.


Похожие статьи

Проблемы войск ПРО-ПВО ВКС РФ | Статья в журнале...

Техническим решением для уничтожения, нейтрализации или временного вывода из строя наземных средств ПРО-ПВО могут служить самонаводящиеся поражающие элементы (СПЭ) или БпЛА, входящие в состав разделяемой головной части УСП.

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее...

Проблема обнаружения маловысотных СВН для средств войсковой ПВО обусловлена кривизной Земли, наличием углов закрытия, создаваемых рельефом местности, что ограничивает дальность радиолокационного обнаружения СВН летящих на малых и предельно малых высотах.

Значение специальной выносливости в военно-профессиональной...

В статье подчеркивается значение специальной выносливости в военно-профессиональной деятельности будущего специалиста (в области обеспечения связи).

Разработка тренажеров для подготовки специалистов войск связи...

электронная лабораторная работа, комплекс тренажеров, подготовка специалистов войск связи, процесс распространения радиоволн, свободное пространство.

Порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном...

В статье анализируется Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 201, обновляющее порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве.

Построение бортовых комплексов управления беспилотным...

радиотехнических полков в составе соединений ПВО ВКС ВС РФ. Так, масса бортовой вертолетной РЛС «Арбалет» составляет 140 кг, масса РЛС управления.

Организация и планирование боевой подготовки

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки, тему и содержание занятия, выделив в нем главное, определить и четко сформулировать цель занятия, т. е. то, чему необходимо обучить солдат и сержантов.

Технический облик авиационного зенитного ракетного комплекса...

Принцип обоснования облика АЗРК . Задача создания маловысотного РЛП на различных ТВД в интересах войск ПВО ВКС может быть эффективно решена при помощи беспилотного летательного аппарата (БпЛА).

Влияние физической тренировки в процессе служебно-боевой...

Физическая тренировка в процессе служебно-боевой деятельности организуется и проводится с учетом решаемых учебных задач на всех этапах обучения и имеет три основных вида: – попутную физическую тренировку; – физические упражнения в условиях дежурства

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

Власти Грузии объявили действия России подготовкой к военной интервенции.

Рис. 1. Зенитно-ракетный комплекс «Бук-1М» в режиме боевого дежурства.

На аэродромах расположенных вблизи района проведения боевых действий, было обеспеченно боевое дежурство.

Противодействия ПВО противника в районе полета не ожидалось.

Похожие статьи

Проблемы войск ПРО-ПВО ВКС РФ | Статья в журнале...

Техническим решением для уничтожения, нейтрализации или временного вывода из строя наземных средств ПРО-ПВО могут служить самонаводящиеся поражающие элементы (СПЭ) или БпЛА, входящие в состав разделяемой головной части УСП.

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее...

Проблема обнаружения маловысотных СВН для средств войсковой ПВО обусловлена кривизной Земли, наличием углов закрытия, создаваемых рельефом местности, что ограничивает дальность радиолокационного обнаружения СВН летящих на малых и предельно малых высотах.

Значение специальной выносливости в военно-профессиональной...

В статье подчеркивается значение специальной выносливости в военно-профессиональной деятельности будущего специалиста (в области обеспечения связи).

Разработка тренажеров для подготовки специалистов войск связи...

электронная лабораторная работа, комплекс тренажеров, подготовка специалистов войск связи, процесс распространения радиоволн, свободное пространство.

Порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном...

В статье анализируется Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 201, обновляющее порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве.

Построение бортовых комплексов управления беспилотным...

радиотехнических полков в составе соединений ПВО ВКС ВС РФ. Так, масса бортовой вертолетной РЛС «Арбалет» составляет 140 кг, масса РЛС управления.

Организация и планирование боевой подготовки

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки, тему и содержание занятия, выделив в нем главное, определить и четко сформулировать цель занятия, т. е. то, чему необходимо обучить солдат и сержантов.

Технический облик авиационного зенитного ракетного комплекса...

Принцип обоснования облика АЗРК . Задача создания маловысотного РЛП на различных ТВД в интересах войск ПВО ВКС может быть эффективно решена при помощи беспилотного летательного аппарата (БпЛА).

Влияние физической тренировки в процессе служебно-боевой...

Физическая тренировка в процессе служебно-боевой деятельности организуется и проводится с учетом решаемых учебных задач на всех этапах обучения и имеет три основных вида: – попутную физическую тренировку; – физические упражнения в условиях дежурства

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

Власти Грузии объявили действия России подготовкой к военной интервенции.

Рис. 1. Зенитно-ракетный комплекс «Бук-1М» в режиме боевого дежурства.

На аэродромах расположенных вблизи района проведения боевых действий, было обеспеченно боевое дежурство.

Противодействия ПВО противника в районе полета не ожидалось.

Задать вопрос