Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Фуфаева, О. С. Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность / О. С. Фуфаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105046/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую личность. Раскрывается значимость нейропсихологического подхода в процессе обучения младших школьников, направленного на коррекцию умственных сил посредством нейрогимнастических упражнений. Доказывается эффективность нейрогимнастических упражнений в начальной школе с точки зрения нейропсихологических знаний, полученных отечественными нейропсихологами. Приводятся несколько примеров применения таких упражнений в начальной школе.

Ключевые слова: успешная творческая личность, ребёнок, раннее развитие, нейропсихологические особенности.

Поскольку в последние годы растёт число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых, что, в свою очередь, негативно влияет на учебный процесс, то проблема повышения уровня психологической грамотности учителя начальных классов, в настоящее время чрезвычайно остра и важна.

В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий школы и семьи. Ведь не зря говорят, что никогда никакая семья не даст ребёнку того, что может дать школа, и никакая самая лучшая школа не заменит ему семью. Именно поэтому очень важно знать все особенности развития ребёнка, как родителям, так и учителям начальных классов [2, c. 562].

Нередко приходится слышать от родителей, дети которых испытывают трудности в учении, претензии в адрес учителей, аргументируя тем, что до школы их ребёнок умел и считать, и читать, и писать, и улыбаться начал раньше всех, и даже не ползал, сразу встал и пошёл, а теперь в школу ходить не хочет, многое не понимает, не успевает, делает много ошибок при письме. Что же произошло с ребёнком? Можно ли ему помочь?

Ответ на этот и многие другие вопросы вокруг детского поведения и восприятия нам даёт быстроразвивающая наука — нейропсихология. Нейропсихология — это раздел психологии, изучающий взаимосвязь познания и поведения человека с мозгом и остальной нервной системой, основателем которой стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Романович Лурия. Его заслугой является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Своими исследованиями он доказал теорию нейропластичности мозга. Это свойство мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения. Это означает, что работа мозга в значительной степени зависит от организма в целом с его сенсорными стимулами (зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный, вестибулярный), а также от социальной среды. А, значит, открывает огромные возможности в современном образовании и позволяет решать множество проблем, помогая каждому ребёнку легко «пройти» в этот мир и действовать в нём, как успешная творческая личность. Для этого всем нам необходимо большое осознание интегрирующей роли тела во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости [1, c. 12].

Для начала важно понимать, что каждый человек рождается с полным набором взаимно заменяемых — нервных клеток или нейронов, которые, используя необходимое количество питательных веществ, кислорода, стимулов и свободы движения, соединяются и формируют ещё более сложные схемы — нейронные сети. По сути, это и есть процесс учения и мышления [3, c. 16].

Мозг состоит из двух полушарий (образное, логическое), состоящих из различных отделов, которые взаимодействуют благодаря нейронным сетям. Каждый человек отдаёт предпочтение либо образному, либо логическому восприятию окружающего мира, особенно в стрессовой ситуации. Но чем больше мы используем оба полушария, тем более разумно мы способны функционировать, действовать максимально эффективно в любой области жизнедеятельности [4, c. 17]. А, значит, быть успешной творческой личностью, чего и мечтают добиться от детей, как родители, так и учителя.

Итак, во-первых, мы должны избавиться от предрассудка, что до поступления в школу, ребёнок просто воспринимает мир и, лишь, потом учится.

Во-вторых, надо знать, что умеет делать мозг и, в каком возрасте приблизительно, поскольку каждый человек развивается в соответствии со своим ритмом [3, c. 19].

1) От зачатия до 15 месяцев — формируются основные потребности выживания:

— сенсорное развитие: вестибулярный аппарат, слух, тактильные ощущения, обоняние, вкус, зрение;

— моторное развитие: рефлексы, активизация центральных мышц, мышцы шеи, мышцы рук, мышцы ног, умение переворачиваться, сидеть, ползать, ходить.

2) С 15 месяцев до 4,5 лет — развивается система взаимоотношений (осознание себя по отношению к другим):

— исследование эмоциональной сферы;

— изучение языка и общения;

— воображение;

— овладение грубыми моторными навыками;

— развитие памяти;

— социальное развитие.

3) С 4,5 до 7 лет — совершенствование образного полушария:

— обработка в мозге целостной картины;

— познание;

— развитие образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления.

4) С 7 до 9 лет — совершенствование логического полушария:

— детальная и линейная обработка информации;

— развитие познания;

— совершенствование элементов языка;

— развитие навыков чтения и письма;

— развитие технических навыков по музыке, рисованию, в спорте, танцах, ручной работе, линейном математическом мышлении.

5) В 8 лет — развитие лобной доли:

— развитие тонкой моторики (совершенствование навыков);

— становление внутренней речи (контроль социального поведения);

— развитие координации движения глаз (слежение и фокусирование на двухмерных объектах).

6) С 9 до 12 лет — интенсивное развитие нейронных сетей (комплексная обработка информации всем мозгом).

7) С 12 до 16 лет — гормональный всплеск:

— формирование знаний о себе, своём теле, других, обществе;

— появление значимости жизни благодаря развитию общественного сознания.

8) С 16 до 21 года — совершенствование навыков мышления:

— обработка навыков целостной системой «интеллект-тело»;

— социальное взаимодействие;

— планирование будущего;

— «игра» с новыми идеями и возможностями.

9) С 21 года и далее — совершенствование и развитие лобных долей:

— развитие глобального, системного мышления;

— совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие);

— инсайт (открытие, озарение);

— совершенствование тонких моторных навыков.

Согласно исследованиям нейропсихологов было выявлено, что компетентность взрослого человека зависит, главным образом, от трёх факторов ранней окружающей познавательной среды:

1) богатого сенсорного окружения (как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении);

2) свободы исследовать окружающую среду с небольшими ограничениями;

3) доступности родителей, отвечающих на вопросы, возникающие у ребёнка [3, c. 47].

Данные факторы, заложенные в раннем детстве, являются основой для формирования базовых схем нейронных сетей, которые совершенствуются в процессе восприятия мира, образуя новые связи. Нейронные сети, при обращении к ним вновь и вновь, соединяют весь опыт человека и дают нам ощущение знакомого, понимание природы и собственной уникальной субъективной реальности [3, c. 85].

Итак, одним из условий успешного обучения ребёнка в школе являются базовые схемы нейронных сетей, сформированные в самом раннем детстве под чутким руководством родителей. Это есть первоначальное понимание мира, основанное на чувствах, эмоциях и движениях.

Рассмотрим несколько моментов, на которые родителям следует обратить внимание [3, c. 88].

— Прикосновение к ребёнку сразу после рождения и обязательное манипулирование предметами в младенческом возрасте.

— Постепенное усложнение движений младенца в определённом порядке: двигаясь «от живота» и шевелясь, переворачиваются, садятся, ползают, начинают ходить.

— Здоровое эмоциональное развитие посредством общественного и семейного чувства заботы или защиты важно для развития в дальнейшем таких тонких чувств, как любовь, альтруизм, сопереживание и радость.

— Давать детям проявлять свои эмоции естественно и ответственно, даже такие, как злость и печаль, демонстрируя уважение к их чувствам.

— Осознание важности того, какой пример, взрослые подают детям. Ужасное поведение двухлетних детей есть подражание и повторение ребенком движений и эмоций взрослых в преувеличенном виде.

— В трёхлетнем возрасте научить детей правильно вести себя с людьми, заботиться о других детях, о животных, вещах и окружающем мире.

— Развивать у детей чувство времени и ощущение отсроченного удовлетворения. Например, когда ребёнок просит сладость, сказать ему: «Хорошо, я дам тебе её через пять минут».

— Во время прогулки с трёхлетним ребёнком старайтесь идти позади, если у него есть желание вести взрослого за собой.

— В первые пять лет у ребёнка формируются основные схемы запоминания (90 %), в основе которых должны лежать сенсорное восприятие, эмоции и движения.

— Развивать воображение: читать детям книги с небольшим количеством картинок или без них, поощрять сочинение своих историй с последующим рассказыванием их, что также способствует полноценному развитию мышления.

— С двух до пяти лет поощрять игровую деятельность, как одиночную, так и с межличностным общением без вмешательства и дирижирования взрослых, как в помещении, так и на свежем воздухе.

— Поощрять любую спонтанную творческую деятельность из подручных материалов.

— Детям младше восьми лет не рекомендуется смотреть телевизор, поскольку это в дальнейшем отрицательно влияет на схему его учения и ведёт к неспособности воображать, а, следовательно, и творчески мыслить.

— Огромное значение имеет разговор с ребёнком полными предложениями, что позволяет ребенку слышать и затем подражать полноценным мыслям.

— В пять лет не надо учить ребёнка писать печатные буквы, иначе возникает повышенный стресс, который провоцирует состояние беспомощности.

— Не следует начинать обучать детей чтению до семи лет.

Соблюдение родителями перечисленных рекомендаций в отношении детей повышает эффективность работы мозга, и учение в будущем становится более привлекательным и успешным. А учителю, понимание особенностей раннего развития, даёт более ясный взгляд не только на огромные возможности детей в области обучения, но и на факторы, замедляющие или помогающие развитию этих возможностей. Поэтому учитель начальных классов также должен соблюдать определённые требования для наращивания нейронных связей, всё чаще и чаще обращаясь к базовым нейронным схемам [3, c. 54].

1) Предъявлять требования в соответствии с возрастом.

2) Использовать одобряющие прикосновения. Например, коснуться плеча ребёнка во время чтения, если ребёнок волнуется.

3) Противопоказано частое (2–3 раза в неделю) излишнее использование упрощённых тестов или самостоятельных работ, направленных на выявление механической памяти, что вызывает стресс и состояние постоянной беспомощности.

4) Регулярная смена видов деятельности.

5) Максимально задействовать в процессе обучения сенсорное восприятие, эмоции и движение.

6) Хвалить детей даже за самые незначительные успехи. Успех приводит к вознаграждению, которое вызывает мотивацию к учению.

7) Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.

8) Для формирования всех коммуникативных навыков вести с детьми полноценные, сознательные диалоги, что помогает в развитии способности и веры в свои возможности передавать какую-либо ценную информацию, творческие идеи и личные чувства.

9) Хорошо организованная внешняя речь до 7,5 лет, способствует формированию внутренней речи в возрасте около 8 лет, которая в свою очередь помогает ребёнку контролировать социальное поведение, позволяя обдумать все последствия своего поступка прежде, чем его совершить.

10) Для пробуждения мышления и понимания, задания, требующие тихого и послушного поведения в классе, часто могут быть неподходящими и неэффективными.

11) Огромную роль в воспитании успешной творческой личности играют совместные групповые проекты.

Своевременное соблюдение вышеперечисленных рекомендаций и в семье, и в школе будет успешно влиять на воспитание успешной творческой личности. Но, а если родителями не учитываются даже некоторые нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка от зачатия до школы, то в начальных классах у него возникают трудности, которые из года в год усугубляются под руководством учителя, также не имеющего представления об этом. И тогда в современном обществе продолжится нарастание негативного отношения родителей к учителям и, наоборот.

Учитель, подкованный в области детской нейропсихологии, понимает, что причина проблем в учении кроется в неразвитости отдельных участков мозга ребёнка и их «разбалансировке». А если какой-либо из участков мозга «проседает», то некоторые функции, необходимые ребенку в учебной деятельности, могут «работать» не в полную силу. Но помочь такому ребёнку можно и нужно, согласно теории нейропластичности мозга. И на помощь приходит нейрогимнастика, которая полезна в любом возрасте, но особенно важна для младших школьников, поскольку в этот период происходит самое активное формирование нейронных связей между полушариями головного мозга [1, c. 74].

Нейрогимнастика — это специфические движения, которые активизируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, помогая развитию «оборудования», необходимого для возможности обучения в течение всей жизни [1, c. 66].

Рассмотрим несколько примеров нейрогимнастических упражнений, которые необходимо выполнять систематически и последовательно для подготовки к учению: в начале учебного дня и после перемены.

Упражнение «Точки мозга»:

а) встать удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены;

б) положить одну руку ладошкой на живот;

в) положить другую руку под ключицами слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, в углублениях которых находятся точки мозга, и массировать их одновременно с одной стороны большим, а с другой стороны — средним и указательным пальцами (по 0,5 минуты со сменой рук), сопровождая движения глубоким дыханием;

г) дополнить массирующие движения слежением глазами слева направо и, наоборот, с неподвижной головой [3, c. 102].

Упражнение «Перекрёстные шаги» выполняется в медленном темпе, не наклоняя корпус тела, подтянуть сначала одно колено к противоположному локтю, затем другое, при этом на выдохе произносить протяжный звук «м», ощущая, как работают мышцы живота [3, c. 103].

Упражнение «Крюки Кука»:

а) встать, скрестив ноги, устойчиво опирая ступни о пол;

б) вытянуть руки перед собой параллельно полу, скрестив их так, чтобы ладони встретились друг с другом, и сцепить пальцы в замок;

в) согнув локти, вывернуть кисти со сцепленными пальцами в замок внутрь и прижать их к груди так, чтобы локти оказались направленными вниз;

г) смотреть вверх с закрытыми глазами, опустив подбородок к груди и цокая языком 3 раза, после чего прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и прокрутить мысленно ту ситуацию, которая вызвала стресс, в течение 0,5 минуты;

д) поставить ноги параллельно, разомкнув замок из кистей, опустить руки вниз и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом так, чтобы соединённые большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз;

е) посмотреть с закрытыми глазами в пол, продолжая упирать язык в твёрдое нёбо и думая при этом о хорошем в течение 0,5 минуты [3, c. 106].

Таким образом, учитывая нейропсихологические особенности развития детей, можно добиться успеха в современной системе образования, показателями которого будут любовь к учению, высокая самоценность, гармония тела и интеллекта, способность к самоанализу и общественная сознательность. Всё это ведёт к воспитанию успешной творческой личности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л. С. Цветковой. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М: ЭКСМО, 2003. 1136 с.
  3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. М.: Восхождение, 2000. 140 с.
  4. Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998. 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): успешная творческая личность, ребенок, мозг, развитие, внутренняя речь, начальная школа, раннее развитие, самое раннее детство, сенсорное восприятие, социальное поведение.


Ключевые слова

ребёнок, раннее развитие, успешная творческая личность, нейропсихологические особенности

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Задать вопрос