Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоманюк, О. Ю. Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки» / О. Ю. Гоманюк, О. В. Ларина, М. П. Труляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104981/ (дата обращения: 02.05.2024).



Мотивируйте своих обучающихся и получите

от них желаемый результат.

А. Окулова

Мотивационный компонент — это обязательная составляющая практически любой деятельности личности, в том числе учебной, обуславливающей профессиональное становление студентов. Очень часто, выбирая профессию, молодежь не может сделать осознанный выбор, в педагогику приходит случайно. Будущий педагог может успешно овладевать профессиональными умениями, проявлять способности к теории, но в то же время, индифферентно относится к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня.

Практика наставничества способствует развитию мотивации будущих специалистов, удержанию в профессии. Это своеобразная поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также профессионального становления.

Вот уже на протяжении многих лет наше дошкольное учреждение МДОУ д/с № 63 г. Волжского Волгоградской области является базой практики для студентов социально-педагогического отделения МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права», в том числе в форме дуального обучения. Разработаны нормативно-правовые акты, соглашения о партнерстве с ВИЭПП, договоры о дуальном обучении, положение о наставничестве, дневники и отчеты по практике, планы работы совместной деятельности наставника и наставляемого, планы профессионального саморазвития. Руководитель ДОУ, старший воспитатель входят в состав государственных аттестационных комиссий, участвуют в образовательной деятельности колледжа ВИЭПП, проведении семинаров, предметно-цикловых комиссий педагогических и естественнонаучных дисциплин, деловых встреч со студентами.

Вуз, колледж дает знания, но профессионально значимые качества формируются именно на практике в ДОУ. Оказавшись в детском саду и ощутив себя в новой роли «воспитателя», окунувшись в атмосферу работы с детьми, игры, занятий, конкурсы, творчество, профессиональное общение, проекты — будущий педагог познает профессию, овладевает мастерством и осознает себя в ней, проявляет интерес и желание.

Имея огромный опыт работы со студентами, мы понимаем важность мотивационного компонента в профессиональном становлении будущих педагогов. Мы заинтересованы в постоянном целенаправленном общении, поддержке, позитивном отношении, очень хочется «зажечь», «увлечь», «вызвать интерес» к нашей профессии, чтобы привлечь молодежь в дошкольные учреждения.

Цель практики: формирование внутренней мотивации будущих педагогов, оказание помощи в профессиональном становлении, способствование осознанному «вхождению» в профессию.

Ресурсы образовательной организации способствуют достижению данной цели.

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\1 сторона\сторона 1.jpg

Организационно-управленческие. Немало важным мотивационным компонентом является имидж учреждения, конкурентоспособность, успешность, результативность. Трансляция позитивного опыта, успешных практик всегда привлекает внимание, вызывает желание присоединится, стать членом команды. Наше учреждение занимает заметные позиции в городе, имеет хорошие отзывы родителей, является победителем Всероссийских конкурсов: «Детский сад года 2020», «Лидеры Отрасли.РФ» 2021 год, открытого публичного конкурса организаций «Лучшие практики управления ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 2021 год , федеральной инновационной площадкой по программе «Вдохновение», участником регионального проекта «Финансовая грамотность», победителем Фонда Президентских грантов с проектами «Доступный спорт», «Сталинград — невыдуманная история», руководитель и педагоги учреждения являются победителями и призерами Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 3 педагога удостоены гранта Губернатора Волгоградской области, 1 — звания заслуженный учитель Волгоградской области.

Принимая студентов на практику, мы всегда проводим экскурсию, знакомим с традициями и историей дошкольного учреждения, рассказываем о достижениях и успехах, делимся планами, вызывая интерес к профессии.

Очень важно на этом этапе показать важность и нужность профессии воспитателя, разнообразие задач, решаемых педагогом, обозначить направления работы, познакомить с результатами деятельности, достижениями воспитанников.

На методических объединениях и педсоветах, в группах студенты знакомятся с проектной, исследовательской деятельностью и другими педагогическими технологиями, успешными педагогическими практиками. При организации практики, вовлечении обучающихся в воспитательно-образовательный процесс, используем индивидуальный подход (дифференцированные задания, стимулирующая помощь), всегда стараемся учитывать способности, интересы и инициативу практикантов, поддерживать начинания, хвалить. В то же время важна и функция контроля (системность, целенаправленность, результативность). Всегда объясняем, анализируем, помогаем провести самоанализ, обсуждаем пути решения. Только сотрудничество, диалог и доверие! Практика показала, чем больше доверяешь молодежи, вовлекая во все мероприятия ДОУ, предоставляя самостоятельность, поручая и делегируя, тем больше погружение и ответственность, крепче добытые на практике знания и умения. Самостоятельный опыт придает уверенности в своих силах, ощущение собственной значимости. Так, на практике студенты проживают полноценную жизнь дошкольного учреждения: включаются в праздники, проекты, непрерывную образовательную деятельность, играют роли на утренниках, проводят конкурсы, викторины, вместе с детьми выходят на экскурсии, участвуют в «Ладной неделе». Несколько лет подряд наши студенты оказывают помощь в проведении городских мероприятий, проходящих на базе МДОУ д/с № 63 таких как: «Фестиваль ГТО», «Шашечный турнир», «Давайте сказками дружить». В 2022 году 2 проекта воспитанников детского сада под руководством студентов 4 курса стали победителями Всероссийского конкурса «Инженерный марафон 2022».

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\3 сторона\8.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\3 сторона\3.jpg

Ежегодно, начиная со 2 курса обучающиеся, проходя практическую подготовку в нашем учреждении, получают практический опыт по разным направлениям дошкольного образования: организация различных видов деятельности и общения детей, организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, взаимодействие с родителями, методическая работа, реализация физкультурно-оздоровительного направления. В ходе практики студенты знакомятся с воспитанниками разного возраста, с практиками работы воспитателей, специалистов: музыкантов, инструктора по ФИЗО, руководителя ИЗО деятельности, логопеда, педагога-психолога.

Кадровые ресурсы

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\18c9f9e2-23e0-4558-a27f-fe3bac053018.JPG

Поддерживая интерес и уважение к профессии, формируя мотивацию к профессиональной деятельности у обучающихся, необходимо отметить значимость кадрового ресурса. В нашем дошкольном учреждении — активный мотивированный творческий профессиональный коллектив с развитым психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, способностью к рефлексии, потребностью в самообразовании, обладающий инновационным потенциалом. Личностные качества педагогов-наставников, методическая грамотность, умение увлечь, заинтересовать, позитивный настрой, высокая результативность, успешные практики, владение современными педагогическими технологиями — все это незаменимые слагаемые успешного наставничества. Педагоги-наставники применяют в работе со студентами различные формы работы:

— мастер-классы

— открытые занятия

— практикумы

— беседы

— проектная деятельность

— делятся практическим материалом, разработками НОД, досугов, родительских собраний

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\IMG_8039.JPG

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\2 сторона\5.jpg

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\2 сторона\6.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\e9b0c340-15e8-4cff-9862-a26ce021cfe1.JPG

В детском саду создана методическая электронная база. Для удобного использования электронного ресурса студентам предлагается ссылка на Яндекс.Диск.

Социальное партнерство. Еще одним ресурсом для формирования мотивации будущих специалистов являются партнерские отношения в ВИЭПП. Многие годы мы работаем в тандеме с этой образовательной организацией. Нас объединяет связь с наукой, преемственность, грантовая политика, наши педагоги активно принимают участие в межмуниципальных семинарах, научных конференциях, методических мероприятиях, проходящих на базе МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права». Такое взаимодействие, тесное сотрудничество вызывает у студентов доверие, способствует возникновению желания оказаться в команде профессионалов ДОУ.

В последние годы хорошо зарекомендовала себя форма дуального обучения. В нашем дошкольном учреждении 3 педагога осваивают данную форму. Получая образование в институте, осваивают практику на рабочем месте. Для работодателя дуальное обучение удобно, надежно. Мы отмечаем у педагогов, осваивающих дуальное обучение, выраженный интерес к профессии воспитателя, они активно принимают участие в конкурсном движении, инновационной деятельности, в работе методических объединений, проявляют творческий подход к работе, испытывают потребность в непрерывном образовании, формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности.

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\3.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\2.jpg

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\1.jpg C:\Users\Olga\Downloads\0af56b64-b772-4968-a606-2c8399eb2a25.JPG

Информационные, материально-технические ресурсы

В ходе практической подготовки студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями:

— Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление ней устойчивого интереса;

— Умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, совершенствование умений планировать, проводить занятия, режимные моменты и выполнять самоанализ;

— Умение общаться с детьми, мотивировать, признавая их достоинство, понимая и принимая их, опираясь на знание возрастных закономерностей, индивидуальных психологических особенностей;

— Овладение информационно-коммуникационными, передовыми педагогическими технологиями, участие в исследовательской и проектной деятельности;

— Умение работать в коллективе, команде для реализации поставленной цели, слушать и слышать других людей; взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами;

— Видеть одаренность, креативность воспитанника и способствовать их развитию.

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики

Студенты-выпускники (80 %) проявляют интерес к профессии, выражают желание получить высшее педагогическое образование, повысился приток молодых специалистов в дошкольные учреждения города Волжского.

Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов является актуальной проблемой всей системы профессионального образования, находящейся на этапе реформирования и перестройки в связи с существующей потребностью повышения качества подготовки будущих специалистов.

24 марта 2023 года наше дошкольное учреждение представило опыт работы по наставничеству в рамках ХVI областного форума «Образование — 2023». Масштабное мероприятие, проходившее в Год педагога и наставника, объединило на площадке Волгоград Арены представителей более 200 образовательных организаций региона. Форум дал возможность рассказать о наставничестве, продуктивно пообщаться, вдохновившись свежими идеями и инновациями, представленными коллегами региона на мероприятии.

C:\Users\Olga\Downloads\6c19d57b-87e3-4417-84fa-b81a627afc33.JPG C:\Users\Olga\Downloads\f9d66b59-d56f-4763-b137-4ce65b0941df (1).JPG

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, дуальное обучение, детский сад, мотивационный компонент, студент, Волгоградская область, дошкольное образование, практик, профессия, Всероссийский конкурс.


Похожие статьи

Особенности применения технологий дистанционного обучения...

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения...

Формирование готовности студентов педагогического колледжа...

В колледже разработаны учебные планы по специальности 050144 «Дошкольное образование» и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практики.

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции).

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана...

Новые аспекты в формировании модели выпускника...

Приведенные в качестве примера составляющие «модели» выпускника по специальности «Дошкольное образование» могут быть дополнены в соответствии со спецификой содержания образования в дошкольной образовательной организации.

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский...

Библиографическое описание: Быкова, О. Н. Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области / О. Н. Быкова, Т. С. Лаптенок.

Мотивационная готовность как компонент психологической...

Психологическая готовность к обучению в школе в исследованиях М. И. Лисиной представляется как сложное образование, ключевым компонентом которого является коммуникативная готовность к школьному обучению.

Дополнительное образование в детском саду | Статья в журнале...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная. Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50...

Основные направления инновационного развития дошкольного...

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию...

Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд...

Основная цель — предоставить ребёнку возможность получить образование на дому. Это, в первую очередь относится к детям, которые в силу состояния здоровья не посещают детский сад, или находятся дома по причине отпуска родителей, по случаю приезда бабушки.

Похожие статьи

Особенности применения технологий дистанционного обучения...

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения...

Формирование готовности студентов педагогического колледжа...

В колледже разработаны учебные планы по специальности 050144 «Дошкольное образование» и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практики.

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции).

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана...

Новые аспекты в формировании модели выпускника...

Приведенные в качестве примера составляющие «модели» выпускника по специальности «Дошкольное образование» могут быть дополнены в соответствии со спецификой содержания образования в дошкольной образовательной организации.

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский...

Библиографическое описание: Быкова, О. Н. Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области / О. Н. Быкова, Т. С. Лаптенок.

Мотивационная готовность как компонент психологической...

Психологическая готовность к обучению в школе в исследованиях М. И. Лисиной представляется как сложное образование, ключевым компонентом которого является коммуникативная готовность к школьному обучению.

Дополнительное образование в детском саду | Статья в журнале...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная. Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50...

Основные направления инновационного развития дошкольного...

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию...

Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд...

Основная цель — предоставить ребёнку возможность получить образование на дому. Это, в первую очередь относится к детям, которые в силу состояния здоровья не посещают детский сад, или находятся дома по причине отпуска родителей, по случаю приезда бабушки.

Задать вопрос