Библиографическое описание:

Борохович Л. Ю. Новые аспекты в формировании модели выпускника специальности «дошкольное образование» как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 494-497.

Человек не образован, если его деятельность, практика не способствует постоянному стремлению строительства структуры собственной личности.

О. Смирнов

 

В каком педагоге нуждается современный детский сад? Какими компетенциями он должен обладать, чтобы развивать новое партнерское взаимоотношение с детьми дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования? Размышление над этими вопросами помогло нам определить новую модель выпускника специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Модернизация системы образования определяет приоритетным направление не только в качественной подготовке специалистов, работающих с детьми, но и изменение ментальных характеристик будущих педагогов. Также необходимо создать условия обучающимся для самоопределения в рамках выбранной профессии.

На втором Всероссийском съезде работников дошкольного образования, прошедшего 21–23 октября 2014 года в г. Сочи было отмечено, что главная компетенция современного педагога в системе образования — это готовность к непрерывному обучению. На сегодняшний день педагогика является наукой, технологией и искусством в равных долях. Главная задача среднего профессионального образования — обеспечение личностного развития будущих педагогов и развития гуманистического характера взаимодействия обучающихся с детьми. Личностные качества будущих воспитателей складываются из интеграции общих и профессиональных компетенций. Нельзя недооценивать и спрос родителей дошкольников на качество образовательных услуг и личность педагогов, работающих в современных дошкольных образовательных организациях. По приведенной статистике можно проследить социальный запрос родителей детей дошкольного возраста на наличие следующих качеств педагогов:

любовь к детям — 75 %

индивидуальный подход к ребенку — 51,9 %

владение инновационными образовательными методиками — 38,1 %

высшая квалификационная категория педагогов — 45 %

большой опыт работы — 68,5 %

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о программе положительной социализации ребенка дошкольного возраста и о ценности детей и взрослого, а не их оценивании. Будущий педагог — это специалист с новым подходом к ребенку и своей профессиональной деятельности, а не просто знаток педагогики и психологии.

Каким же тогда должен быть выпускник педагогического колледжа в свете современных требований образовательных стандартов? Как может выглядеть модель выпускника педагогического колледжа, приступающего к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в современном детском саду?

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности среднего профессионального образовательного учреждения, дошкольной образовательной организации и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности обучающегося по специальности 44.02.01 «дошкольное образование», которыми должен обладать выпускник социально-педагогического колледжа. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного образования, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику дошкольной образовательной организации, своеобразие современного педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов педагогического колледжа, работников ДОО и родителей о желаемых результатах.

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника. Главное, что их объединяет, — это исключительно творческий коллективный результат совместной деятельности педагогического коллектива колледжа и дошкольной образовательной организации, согласованный с родителями обучающихся. Основу этой модели может составить система отношений личности обучающегося к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и Мир.

Структура личности обучающегося детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием этих видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности:

-        познавательного;

-        нравственного;

-        физического;

-        художественного;

-        коммуникативного.

Данный подход в целом не противоречит вступившему в силу «Профессиональному стандарту педагога».

Приведенные в качестве примера составляющие «модели» выпускника по специальности «Дошкольное образование» могут быть дополнены в соответствии со спецификой содержания образования в дошкольной образовательной организации. В этом случае необходима иерархия качеств выпускника в зависимости от особенностей современного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1

 

Наполнение структурных компонентов «модели» выпускника конкретным содержанием обуславливается взглядами членов педагогического коллектива на процесс развития личности обучающегося и его результаты, спецификой воспитательно-образовательного процесса в данном учреждении, особенностями окружающей социокультурной среды. Важную роль в этом процессе играет развитие творческого потенциала обучающегося по специальности «Дошкольное образование». Творчество — это свобода, это нестереотипное видение мира, это шаг в незнаемое и отступление от нормы. Различные виды творческих работ, таких как: «Детский сад моей мечты», «Развивающие идеи этнопедагогики», «Современный педагог — кто он?», «Актуальность семейных приоритетов», «Идеи педагогов-гуманистов в современной системе дошкольного образования» помогают обучающимся по-новому посмотреть на проблемы в дошкольном образовании. Будущие педагоги могут выработать личностное отношение к этим вопросам и найти собственные решения. Именно в творческом подходе возможно открыть для себя, как для педагога, многообразие мировидения.

Для того, чтобы развивался творческий подход к вопросам дошкольной педагогики и психологии, мы используем такие виды лекционных занятий, как: конференция, деловая игра, круглый стол, семинар-практикум. На подобного рода занятиях всегда присутствуют в качестве гостей представители педагогической общественности города. Это воспитатели, педагоги, методисты дошкольных образовательных организаций. У студентов появляется возможность непосредственного общения с педагогами-практиками, обмена опыта, обсуждения возможностей применения современных образовательных технологий в детском саду. Такое общение неоценимо и позволяет определять новые цели образования и профессионального развития.

В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника образовательного учреждения рекомендуем учитывать следующие аспекты:

1.         Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.

2.         В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности обучающегося.

3.         Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.

4.         Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности обучающегося.

 

Литература:

 

1.                                Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. –Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО 1997. — 136с.

2.                                Педагогические технологии: Учебное пособие/Авт.сост. Т. П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. -128с.

3.                                Синергетика образования. Материалы очно-заочной международной научно-практической конференции «Современное научно-методическое обеспечение развития образовательных систем» г. Армавир, № 1/2014.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического коллектива, модель выпускника, «модели» выпускника, образовательного учреждения, дошкольного образования, выпускника специальности, модели выпускника, педагогического колледжа, модель выпускника педагогического, Модель выпускника, членов педагогического коллектива, выпускника специальности «дошкольное, модель выпускника специальности, дошкольного возраста, воспитательно-образовательного процесса, «модели» выпускника образовательного, «модели» выпускника конкретным, иерархия качеств выпускника, образовательной организации, к разработке модели выпускника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос