При сегодняшнем уровне индустриального развития, маркетинг позиционирует себя как основная функция управления и формирует не только рыночную политику компании, но и производственную. Конечной целью комплексной системы управления, базирующейся на маркетинговых принципах, выступает разработка мероприятий по реализации поставленных компанией задач в сбытовой, производственной и научно-исследовательской сфере на основании финансовых, кадровых и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Характеризуя маркетинг как управленческую систему и специальный вид деятельности, отметим, что он должен решать следующие задачи:
- Предоставлять полные, достоверные и актуализированные сведения о рынке, на котором действует предприятие или планирует на него выходить, структуре спроса и его изменениях, потребностях и запросах покупателей. Другими словами, необходимы сведения о внешней среде, в которой вынуждена функционировать компания.
- Разработка рыночного продукта и ассортимента, которые максимально соответствуют существующим запросам рынка и имеет больше конкурентных преимуществ, чем аналогичные товары, представленные на рынке (т. е. способы более полно удовлетворять запросы покупателей).
- Оказание нужного влияния на рынок, потенциального покупателя, формирование и корректировку спроса, обеспечение наиболее полного контроля над областью реализации [5, с. 162].
Маркетинг в сфере управления позиционируется как инструмент максимизации обоснованности разрабатываемых хозяйственных вопросов по всем видам политики: кадровой, производственной, финансовой, реализационной. Поэтому маркетингу принадлежит ведущее место в системе управления компанией.
Совершенно очевидно, что сегодня в условиях введенных антироссийских санкций, нестабильности курсов основных валют (кроме национальной, российского рубля) представляется крайне важным для предприятия сформировать такую систему управления собственной деятельностью, которая бы дала возможность максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы на основании запросов покупателей и рыночной среды [1, с. 124].
На основании исследования рынка и выявления потребительских качеств рыночного продукта, которые необходимы конечному потребителю, принципиально важным считаем предоставление данной информации инженерным группам, технологам и производственному сектору компании. Другими словами, речь идет о внедрении принципов маркетинга, благодаря которым он оказывает непосредственное влияние на проектирование и техническую подготовку производственной стадии, реализацию и послепродажный сервис рыночного продукта.
Следовательно, для обеспечения прибыльности деятельности компании в условиях кризисного рынка, необходимо внести кардинальные коррективы в систему управления компанией для того, чтобы деятельность оказалась ориентирована на выявление устойчивой потребности и удовлетворение спроса на основании вывода на рынок продукта с необходимыми потребительскими качествами С этой целью в организационные структуры управления компанией необходимо вводить составляющие, определяющие существующий спрос, организацию оптового сбыта и послепродажного сервиса на основании использования следующей схемы:
Исследование спроса планирование рыночного продукта создание рыночного продукта (разработка концепта товара, технологическая подготовка производственных мощностей, непосредственно производство) реклама (продвижение товара на рынке) реализация послепродажный сервис контроль за степенью удовлетворения рыночного спроса влияние не этап разработки производства с помощью системы маркетинга (обратной связи)
Фактически предложенный механизм системы управления создает актуальные и исключает лишние функции. Таким образом, это обуславливает ликвидацию ненужных составляющих организационных структур и формирование новых, которые и будут соответствовать новым функциям.
Резюмируя тренды развития организационных структур управления компаний в процессе внедрения маркетинга, появляется возможность сделать ряд обоснованных выводов:
1) в современных условиях хозяйствования компаниям следует формировать службы маркетинга, функционал которых включает исследование рынков и установление спроса на конкретный рыночный продукт, потребности покупателей, повышение уровня конкурентоспособности продукта, организацию эффективной рекламной кампании, процесса сбыта и последующего сервисного обслуживания;
2) принципиально важно обеспечить подразделению маркетинга компании прямые и обратные связи со всеми структурными единицами компании и постоянно воздействовать на них. Благодаря этому появится возможность выйти на плановый уровень прибыли, обеспечить соблюдение требований покупателей к качеству и функционалу продукции, выйти на нужные объемы производства, сформировать оптимальный ассортимент и предложить конкурентоспособное послепродажное обслуживание;
3) весь персонал компании должен быть вовлечен в создание и достижение поставленной цели, генеральной стратегии и тактики маркетинга;
4) необходимо суметь донести до персонала, что маркетинг не ограничивается только сбытовой политикой компании, а затрагивает и совершенствует всю управленческую систему. При этом все структурные подразделения в целом и каждый сотрудник, в частности, должны работать на достижение конечной цели компании;
5) формирование управленческой системы на основании принципов маркетинга принципиально важно, даже в условиях антироссийских санкций и государственной политики импортозамещения, поскольку препятствует производству продукции, не соответствующей запросам рынка.
Литература:
- Буян Ю. Г. Роль маркетинга в системе управления / Ю. Г. Буян // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 6–1 (63). — С. 123–126.
- Воронина Л. И. Теоретические примеры применения маркетингового подхода в публичном управлении / Л. И. Воронина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2022. — Т. 12. — № 1. — С.152–159.
- Модебадзе Н. Ю. Роль маркетинга в системе управления / Н. Ю. Модебадзе // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 11. — С. 38–39.
- Коржова Е. Е. Место маркетинга / Е. Е. Коржова // Челябинский гуманитарий. — 2022. — № 7. — С. 49–51.
- Мелешкин И. П. Место маркетинга в системе управления предприятием / И. П. Мелешкин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 161–164.