Автор статьи исследует эпоху Культурной революции в Китае и ее воздействие на общество и культуру страны, а также анализирует идеологические противоречия в руководстве Коммунистической партии Китая и усиление авторитаризма во время председательства Мао Цзэдуна. В статье рассматриваются главные особенности Культурной революции, включая массовые движения и кампании, которые стали частью политического мероприятия. Особое внимание уделяется идеологическому влиянию Мао Цзэдуна на общество, вызывая широкую мобилизацию молодежи и подавление интеллектуальных исследований. Кроме того, автор исследует социальные, экономические и культурные изменения, вызванные этим периодом. Долгосрочные последствия, такие как потери в области образования и науки, разрушение культурного наследия и повреждение социальных структур.
Ключевые слова: Китай, культурная революция, особенности, Мао Цзэдун, репрессии
The author explores the era of the Cultural Revolution in China and its impact on China's society and culture, and analyses the ideological contradictions within the leadership of the Chinese Communist Party and the rise of authoritarianism during Mao Zedong's presidency. The article examines the main features of the Cultural Revolution, including the mass movements and campaigns that became part of the political event. Particular attention is paid to Mao Zedong's ideological influence on society, causing widespread youth mobilisation and suppression of intellectual research. In addition, the author explores the social, economic and cultural changes caused by this period. Long-term consequences such as losses in education and science, destruction of cultural heritage and damage to social structures.
Keywords: China, cultural revolution, features, Mao Zedong, repression
Культурная революция сильно потрясла страну в силу крайне радикальных мер правительства, а также из-за того, что действия проводились преимущественно в городах, а также ударила по интеллектуальной и политической элите. Кроме того, такие действия практически сразу подверглись осуждению и критике, сказано в книге о коммунизме Куртуа [6, с. 480].
С самого начала действия Мао были довольно противоречивыми. С одной стороны он выступал за разрушение старого строя, а с другой, старался сохранить власть, контроль и влияние. И когда это противоречие стало причиной жестокой борьбы двух сторон, он призвал армию решить эту проблему и восстановить порядок.
Говоря об особенностях данных событий, можно сказать, что никогда прежде не встречалась такая жестокость и такая точная направленность действий. Всего за год было уничтожено огромное количество памятников культуры и репрессировано множество человек. Что примечательно, кампания не имела цели ликвидации какого-то слоя населения как это происходило в 50-х годах. Такие расправы являлись, как правило, результатом так называемых «срывов» и не были продиктованы общей стратегией. По сути, даже приказы, разрешающие кровопролитие, были реакцией на создавшийся хаос. Помимо этого, революция ранее не опиралась только на молодежь.
Важную роль сыграла знаменитая маленькая красная книжечка, цитатник Мао. Он представляет собой сборник цитат, лозунгов, речей Мао Цзэдуна. Этот цитатник составил Линь Бяо в середине 60-х годов ХХ в. Каждый революционер, во время культурной революции, должен был иметь при себе этот цитатник, многие приветствовали друг друга цитатами из этой книги. Хунвейбины часто избивали «неверных» этими книжечками и поэтому их обложки были сделаны из пластика, чтобы не испачкать обложку следами крови.
Некоторые историки считают, что революция имела религиозные веяния, а культ Мао был похож на поклонение божеству. Именно такая «богоподобность» позволила ему занять руководящую должность в партии.
На деле действия хунвейбинов можно расценивать как акт масштабных репрессий под прикрытием мятежа. Еще одной отличительной чертой культурной революции является факт противостояния нижнего и верхнего слоев населения, где низ имел хорошую организацию, квалифицированность и поддержку авторитетного правительства [4]. Более того, хунвейбины обладали собственными тюрьмами, полицией, сами вершили суд и сами же были свидетелями.
Помимо того, что Мао стремился сломать старый строй и при этом сохранить власть, хунвейбины фактически боролись против своего правительства, дабы защитить его. Куртуа считает, что врагом людей является иерархическая система, подчинившая его, а народ выступает в поддержку руководителей, создавших эту самую систему, жертвует собой ради них. Люди требую демократии, позволяя манипулировать собой. Действия приобрели характер культа тирана и были направлены на борьбу за тиранию [5, с. 56]. Понятия враг и друг, правильное и неправильное смешались, все воевали против всех.
Кроме того, согласно учению буддизма, война является самым большим нарушением канонов. Благодаря этому китайский народ не приветствует всяческие виды насилия, однако события революции предусматривают отход от догм буддизма, что подразумевает разрушение старых устоев, чего, собственно, добивался Председатель Мао. Хотя это и противоречит обычному поведению китайцев, которые глубоко чтят историю и традиции.
Великая пролетарская культурная революция стала очень нехарактерным, в какой-то степени уникальным явлением для изучения. На самом деле, можно сказать, что вся революция была одним большим противоречием. Люди слепо верили в правильность своих действий, а получили лишь разруху и бедность. Действия проводились для личных целей, но разрослись до масштабов государства. В таких условиях после величайшего разрушения невозможно было уже достигнуть поставленных изначально целей.
Последствия культурной революции были пугающими. Так, всего от событий пострадало порядка 100 миллионов человек, из них было убито почти 1,5 миллиона человек. Только в провинции Гуандун было свыше 40 тысяч погибших, а в провинции Гуанси, насчитывалось 70 тысяч жертв. Во время революции были нарушены всевозможные права человека, людей избивали, унижали, события в Тибете свидетельствуют о том, что некоторых даже принуждали против их воли разрушать храмы, святыни и священные статуи [1, с. 267].
Репрессировано было 5 миллионов партийных кадров, которых заменили верные последователи культа Мао.
Так, к IX съезду членов партии насчитывалось примерно 17 миллионов человек, а к Х съезду их количество увеличилось до 28 миллионов. Таким образом к КПК присоединилось порядка 10 миллионов человек, последователей Мао.
Во время революции Китай отошел от высшего образования, тем самым потеряв порядка миллиона потенциальных выпускников вузов и ста тысяч выпускников аспирантуры. Однако, научная жизнь не останавливалась. Китайские ученые синтезировали биоактивный инсулин, испытали водородную бомбу, а также запустили несколько искусственных спутников на орбиту Земли.
История уже определила, что культурная революция была гражданским беспорядком, который был ошибочно инициирован лидерами и использовался контрреволюционными группами, чтобы принести серьезные бедствия партии, стране и людям всех этнических групп.
Культурная революция не является и не может быть революцией или социальным прогрессом ни в каком смысле. Она вовсе не «разрушала врага», а разрушала только государство, поэтому никогда и не было возможного достижения «правления миром» из «великого хаоса под небесами».
В последние годы своей жизни Мао не только не смог правильно проанализировать многие проблемы, но и смешал правильное и неправильное.
К одному из главных последствий революции относится уничтожение большого количества памятников культуры, литературных произведений, почти всех храмов в Тибете.
Хоть и события революции оставили после себя много негативных аспектов, положительные результаты, об этом также говорит нынешнее правительство Китая. Оно считает, то действия Мао Цзэдуна были на 70 процентов верными и на 30 процентов ошибочными. Также, некоторые современные историки полагают, что данный феномен привел Китай к современным экономическим достижениям, а также к социальному равноправию, говорит Гао [3, c. 529].
Несмотря на сложившиеся проблемы от революции, она подготовила ресурсы — человеческие и материальные, для дальнейшего стремительного развития страны. Как раз это самое развитие и наступило сразу после периода Мао Цзэдуна. КНР обнаружила еще большие перспективы, особенно во внешней политике.
С окончанием революции последовали некоторые изменения в международных отношениях. Так, Китай разорвав связи с СССР, наладил отношения с США. Это произошло при взаимном согласии, так как лишь такая комбинация обеспечивала осуществление некоторых целей обоих государств. В первую очередь и США и КНР были настроены против Советского Союза. Это сближение означало прорыв в китайско-американских отношениях.
Само решение было утверждено еще в 1968 году, а официальное его начало положила поездка в Пекин помощника президента США. Позднее КНР была восстановлена в Организацию Объединенных Наций или ООН. Налаживание контактов упрочнило положение КНР на мировой арене [2, c. 300].
Еще одним положительным последствием культурной революции стало введение системы здравоохранения, а также реформа школьного образования для крестьян и рабочего класса.
В целом модернизация Китая происходила, в том числе, благодаря налаживанию контактов с западными странами.
Культурная революция оставила глубокий след в истории Китая и всего мира. Произошло большое количество действий, направленных против невинных людей, царило беззаконие, а число жертв исчисляется десятками тысяч. Мир лишился огромного количества бесценных памятников архитектуры, литературы и искусства. Страна погрязла в хаосе, а руководство никак не способствовало улучшению ситуации, так как преследовало личные цели по укреплению собственного положения. Однако, вместе с негативными явлениями, прослеживаются и положительные стороны революции. События стали хорошей основой для построения сильной экономики и развития внешней и внутренней политики. Можно сказать, что если бы те плачевные события не произошли, то мы бы не видели Китай таким, какой он есть. Именно из-за этого китайцы так уважают свою историю и прошлое в целом.
Литература:
- Галенович, Ю.М. «Культурная революция» в КНР что же это такое было? / Ю. М. Галенович // Заметки китаеведа. — Москва: Муравей, 2002. — С. 261–272.
- Китай после «Культурной революции»: (политическая система, внутриполитическое положение) / Л. М. Гудошников [и др.]. — Москва: Мысль, 1979. — 360 с.
- Панцов, А. В. Мао Цзэдун / А. В. Панцов. — Москва: Молодая гвардия, 2012. — 929 с.
- Портал центрального правительства КНР. — URL: http://www.gov.cn/test/2005–06/24/content_9300.htm# (Дата обращения 6.07.2023).
- Смирнова, М. Мао Цзэдун. Любовь и страх Великого Кормчего / М. Смирнова. — СПб.: Изд-во «Вектор», 2010. — 160 с.
- Черная книга коммунизма / С. Куртуа [и др.]; пер. с фр. — Москва: Три века истории, 2001. — 691 с.