Культурная революция в СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 09.02.2020

Статья просмотрена: 3566 раз

Библиографическое описание:

Санаева, А. С. Культурная революция в СССР / А. С. Санаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67141/ (дата обращения: 16.12.2024).



Наряду с индустриализацией и коллективизацией процесс культурной революции 1920–1930-х годов является одним из основных при характеристике того периода в истории советского государства. Это целый комплекс мероприятий, изменивших не только духовную культуру общества, но и облик государства в целом. Воздействие на культурный процесс имело достаточно большое количество положительных итогов, но его рассматривают больше, как политический лозунг, с помощью которого правящая элита внедряла в сознание людей коммунистическую идеологию.

Ключевые слова: советское государство, культурная революция, коммунистическая идеология, марксизм, ликвидация безграмотности, цензура, репрессии, партийный контроль, интеллигенция.

Along with industrialization and collectivization, the process of the cultural revolution of the 1920s and 1930s is one of the main characteristics of that period in the history of the Soviet state. This is a set of measures that have changed not only the spiritual culture of society, but also the face of the state as a whole. The impact on the cultural process had quite a large number of positive results, but it is considered more as a political slogan by which the ruling elite introduced Communist ideology into the minds of people.

Keywords: Soviet state, cultural revolution, Communist ideology, Marxism, elimination of illiteracy, censorship, repression, party control, intelligentsia.

В 1923 году в свет выходит статья В. И. Ленина «О кооперации», где он подводит итог своим соображениям фразой «кооперирование невозможно без целой культурной революции» [2]. Так возник причудливый для того времени термин, который на долгие годы подчинил себе искусство, науку, религию и общественную деятельность в государстве. Это стало своеобразным началом целого комплекса мероприятий, направленных на изменения всех аспектов культурной жизни общества. И хотя Ленин вкладывал в этот термин контекст кооперирования производителей, согласно мнению историков, цель культурной революции была значительно шире и заключалась в формировании новой, высокообразованной личности, приверженной социализму.

Под понятием «культурная революция» понимают составной элемент социалистической модернизации, характеризующийся как процесс коренной перестройки духовной жизни общества согласно принципам социализма. Основной ее целью было внедрение марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, формирование культуры, выражающей интересы трудящихся и идею борьбы пролетариата за социализм, — социалистической культуры.

Для осуществления политики культурной революции была создана система партийно-государственного руководства, включающая в себя Агитпроп — агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б); Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения РСФСР, в системе которого были сосредоточены все образовательные учреждения; Главполитпросвет — Главный политико-просветительный комитет; отделы народного образования Советов; Главлит и т. д. [3]

Процессу национализации подверглись все отрасли духовного производства, театральное, музейное, издательское дела, кинопроизводство. Произошла ликвидация свободы печати.

Политика включала в себя такой пункт, как ликвидацию безграмотности населения. Население возрастной категории от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте в рамках ликбеза. Обучение велось не только на русском, но и на других языках, на которых говорили народы СССР. Особенно сложно обучение грамоте происходило в мусульманских республиках, где была проделана огромная работа по вытеснению арабской письменности. По стране открывались новые учебные заведения. С их помощью планировалось ускоренными темпами ликвидировать неграмотность населения и расширить его доступ к ресурсам и благам официальной культуры. По итогам мероприятий различия в уровне грамотности между городом и деревней сохранились, но были уже не такими значительными. В сфере науки руководство пользовалось принципом приоритетного развития производительных сил. Специально созданные научные и высшие учебные заведения занимались подготовкой новой научной и преподавательской элиты, преданной идеям Маркса. [4]

Советское государство нуждалось в новом поколении интеллигенции, высокообразованной и в то же время преданной новому строю. Партийный контроль над духовной сферой жизни общества привел к прямому обслуживанию задач власти деятелями культуры. Писатели, поэты, художники должны были прославлять высшее руководство, и пропагандировать идеи коммунизма.

Одним из важнейших мероприятий в рамках политики культурной революции является пропаганда атеизма и материалистического понимания всего, что связано с религией. Антирелигиозная компания была призвана разрушить крестьянскую патриархальную культуру. Во многих городах создавались антирелигиозные объединения, музеи и учреждения. Духовенство подвергалось преследованиям, а церкви и другие религиозные организации были разрушены и переделаны под производственные объекты.

Советское руководство уделяло особое внимание массовой культуре, которая была призвана донести до населения наглядную идеологическую информацию. Правящие верхи перешли к очевидному ограничению творческой свободы. От деятелей культуры требовалась прямая и активная поддержка государственных начинаний. Социалистический реализм стал основным художественным приемом. Не соответствующие ему произведения не издавались. Пристально следили за кинематографом. Особое значение придавалось пропаганде пролетарского интернационализма.

У имеющей, на первый взгляд, благие намерения по просвещению людей политики была обратная сторона. Внедрять социалистические идеи людям, обладающим собственными взглядами и устоявшимся мировоззрением, было довольно трудно. Не все принимали их и не все были готовы плясать под дудку власти, которая диктовала им, что, как и в каком формате делать. Поэтому было много противников партийной идеологии, некоторые из них подверглись репрессиям на родине, а некоторые эмигрировали.

Тоталитарный режим, коммунистическая идеология, господствующая в духовной жизни общества, монополия одной партии на власть — все эти методы стали факторами, деформирующими политику культурной революции. Тоталитаризм и его гнетущая атмосфера несовместимы с принципами свободы творчества. Это тормозило развитие культуры советского государства. Генетика, кибернетика и другие перспективные научные направления подвергались гонениям. Но репрессированы были не только выдающиеся ученые, но и многие писатели, режиссеры, художники, актеры, музыканты, композиторы и другие деятели искусства. Такая же участь ждала русскую православную церковь и ее служителей. Несмотря на убеждения Ленина о преемственном характере развития культуры и необходимости сохранения культурного наследия и бережного к нему отношения дореволюционная интеллигенция была подвержена репрессиям и выслана из страны. [1]

Скорее всего, термин «культурная революция» стоит рассматривать больше, как политизированный лозунг, подразумевающий навязывание коммунистической идеологии. Ведь, что мы обычно понимаем под «революцией»? Это коренные изменения, это отказ от старых устоявшихся традиций, это утверждение нового строя. Само понятие «революция» к культурному процессу сложно применить. Ведь развитие культуры происходит с опорой на предыдущие достижения. Поэтому «формирование социалистической культуры» — это скорее искусственный процесс, направляемый высшим руководством.

Нельзя говорить лишь о том, что культурная революция носила негативный характер. Результаты были достигнуты значительные: повысился уровень грамотности населения, увеличилось тиражирование и выпуск материалов для широких слоев населения. Но современники приходят к такому выводу, что культурная революция была политическим лозунгом в руках партийно-государственной элиты, стремившейся реализовать с его помощью идеологические цели, главной из которых было формирование новой культуры, основанной на идеях марксизма.

Литература:

  1. Пазий Иван «Культурная революция в СССР: была ли она?» [Электронный ресурс] URL: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/17862/ (дата обращения 15.12.2019).
  2. Бухарин Н. И. «Ленинизм и проблема культурной революции» — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368–390
  3. Большая российская энциклопедия. Культурная революция. [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2121109 (дата обращения 15.12.2019).
  4. Борисов Ю. С., Ермаков В. Т., Фомин А. И. «Советская культура в реконструктивный период 1928–1941» / Борисов Ю.С, Ермаков В. Т., Фомин А. И. и др. — Отв. ред. М. П. Ким; АН СССР Ин-т истории СССР. — М.: Наука, 1988.-с.96–129
Основные термины (генерируются автоматически): культурная революция, коммунистическая идеология, советское государство, высшее руководство, духовная жизнь общества, культурный процесс, партийный контроль, политический лозунг, социалистическая культура, целый комплекс мероприятий.


Похожие статьи

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г. по 1928 г. Завершение гражданской войны изменило духовную конфигурацию общества. Смена политического курса привела к формированию других ценностей. Монументы но...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Реформа цен 1948 года как одна из составляющих неолиберализма в Германии

В статье представлен опыт организации реформы цен в послевоенной Германии. В условиях глубокого экономического кризиса экономист и политический деятель Людвиг Эрхард предложил комплекс мероприятий, направленных на снижение инфляции, формирование своб...

Основные тенденции историко-культурного развития западноевропейского общества в эпоху Возрождения

В статье рассматривается и анализируется эпоха европейского Возрождения в контексте её основных тенденций историко-культурного развития. Автором исследуется и комментируется творческий расцвет величайших представителей эпохи Возрождения, что являет с...

Анализ особенностей проведения свадьбы в СССР в первой половине ХХ века

Данная статья исследует особенности проведения свадебных церемоний в Советском Союзе в первой половине ХХ века. В то время СССР прошел через значительные социально-политические перемены, которые повлияли на многие аспекты жизни обычных граждан, включ...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг.

В статье автор демонстрирует трансформацию системы школьного образования СССР в период эпохи «оттепели» и «застоя». Было выяснено, что государственный заказ в сфере школьного просвещения в рамках данного периода переходит от административно-принудите...

Русский язык в эпоху глобализации

В статье рассматриваются значение русского языка как мирового языка и его важности в эпоху глобализации. Недостаточное внимание уделяется тому факту, что Россия переживает процесс экономической трансформации в период, характеризующийся растущей глоба...

Понятие и признаки коррупции

Коррупция давно считается одной из самых острых проблем современного мира. Она оказывает сильнейшее негативное воздействие на множество сфер жизни общества, основными из которых являются экономическая, правовая и общественно-политическая. Проблема ко...

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Похожие статьи

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г. по 1928 г. Завершение гражданской войны изменило духовную конфигурацию общества. Смена политического курса привела к формированию других ценностей. Монументы но...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Реформа цен 1948 года как одна из составляющих неолиберализма в Германии

В статье представлен опыт организации реформы цен в послевоенной Германии. В условиях глубокого экономического кризиса экономист и политический деятель Людвиг Эрхард предложил комплекс мероприятий, направленных на снижение инфляции, формирование своб...

Основные тенденции историко-культурного развития западноевропейского общества в эпоху Возрождения

В статье рассматривается и анализируется эпоха европейского Возрождения в контексте её основных тенденций историко-культурного развития. Автором исследуется и комментируется творческий расцвет величайших представителей эпохи Возрождения, что являет с...

Анализ особенностей проведения свадьбы в СССР в первой половине ХХ века

Данная статья исследует особенности проведения свадебных церемоний в Советском Союзе в первой половине ХХ века. В то время СССР прошел через значительные социально-политические перемены, которые повлияли на многие аспекты жизни обычных граждан, включ...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг.

В статье автор демонстрирует трансформацию системы школьного образования СССР в период эпохи «оттепели» и «застоя». Было выяснено, что государственный заказ в сфере школьного просвещения в рамках данного периода переходит от административно-принудите...

Русский язык в эпоху глобализации

В статье рассматриваются значение русского языка как мирового языка и его важности в эпоху глобализации. Недостаточное внимание уделяется тому факту, что Россия переживает процесс экономической трансформации в период, характеризующийся растущей глоба...

Понятие и признаки коррупции

Коррупция давно считается одной из самых острых проблем современного мира. Она оказывает сильнейшее негативное воздействие на множество сфер жизни общества, основными из которых являются экономическая, правовая и общественно-политическая. Проблема ко...

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Задать вопрос