Принципы оценки стоимости интеллектуальной составляющей инновационных продуктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кириллов, Н. Н. Принципы оценки стоимости интеллектуальной составляющей инновационных продуктов / Н. Н. Кириллов, Н. Г. Кириллов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104776/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящее время объемы финансовых операций на мировом рынке интеллектуальной собственности, где основными товарами являются объекты интеллектуальной собственности, нередко превышают объемы реализации самих инновационных продуктов. Так, оборот мировой торговли интеллектуальной собственности еще в 2017 году составлял более 700 млрд долл. США и сегодня продолжает динамично расти [1].

Чтобы продавать права на объекты интеллектуальной собственности или использовать их в собственном производстве, необходимо определить их стоимость. При коммерциализации результатов инновационной деятельности процесс определения стоимости является одним из наиболее сложных вопросов в виду уникальности новаций.

При этом необходимо отметить, что современные результаты инновационной деятельности, как правило, являются сложными высокотехнологичными продуктами, защищенными большим количеством охранных документов как на сам продукт в целом, так и на отдельные его элементы и технологии изготовления. Так, сегодня для разработки смартфона или гибридного автомобиля требуется около 7 000 и 60 000 патентов соответственно, даже производство мяча для гольфа связано примерно с 50 патентами [2]. Соответственно, при коммерциализации современных результатов инновационной деятельности приходится оценивать и продавать целый пакет объектов интеллектуальной собственности, относящихся к одному инновационному продукту или другими словами — «интеллектуальную составляющую» инновационного продукта.

В настоящее время в отечественной экономической науке нет определения термина «интеллектуальная составляющая инновационных продуктов», так же он не определен и юридически. В связи с этим авторами предлагается следующая научная формулировка данного понятия: «Интеллектуальная составляющая инновационного продукта — совокупность зарегистрированных в государственном реестре различных объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих одному правообладателю, объединенных общим назначением и созданных в процессе жизненного цикла разработки и внедрения в производство инновационного продукта».

Данное определение позволяет рассматривать «интеллектуальную составляющую инновационного продукта» как категорию «система» — то есть как совокупность отдельных объектов (элементов) взаимосвязанных между собой по поводу выполнения некой общей цели. Соответственно, процесс создания интеллектуальной составляющей логично рассматривать через призму системного подхода, когда все объекты интеллектуальной собственности, входящие в интеллектуальную составляющую инновационных продуктов и все операции с ними должны рассматриваться как одно целое, только в совокупности и только во взаимосвязи друг с другом, что предопределяется их общим предназначением.

Оценка интеллектуальной собственности базируется на системе базовых принципов и методов, в которых отражен нематериальный характер интеллектуальных активов и их уникальные свойства, изложенных в Федеральном стандарте оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)» (утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2022 г. № 659). Значение принципов оценки очень велико, поскольку именно они лежат в основе методов расчета стоимости любых объектов оценки [3].

В то же время, говоря о принципах оценки стоимости нематериальных активов, следует отметить, что основная масса теоретических работ в этой области посвящена оценке стоимости отдельных объектов интеллектуальной собственности, тогда как исследований и публикаций по теории оценки интеллектуальной составляющей инновационных продуктов, как совокупности объектов интеллектуальной собственности, практически нет.

В связи с этим, развитие теории стоимостной оценки интеллектуальной составляющей инновационных продуктов должна начинаться с разработки принципов оценки. Для устранения неопределенности теоретической базы авторами разработаны и предлагаются следующие принципы, на основе которых будут сформированы новые или усовершенствованы существующие методы оценки стоимости интеллектуальной составляющей инновационных продуктов в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов:

принцип единства . Все входящие в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта объекты интеллектуальной собственности должны относиться непосредственно к инновационному продукту;

принцип исключительной уникальности. Интеллектуальная составляющаяинновационных продуктов уникальна по определению и ценность ее определяется невозможностью воссоздания совокупности взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, входящих в нее. Уникальность интеллектуальной составляющей инновационных продуктов предопределяет невозможность наличия аналогов на рынке инноваций;

принцип синергии. Данный принцип заключается в признании того, что свойства интеллектуальной составляющей, как системы или совокупности взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности не просто сумма свойств этих объектов интеллектуальной собственности. Все образующие интеллектуальную составляющую объекты интеллектуальной собственности формируют новое целое, обладающее новыми интегративными свойствами;

принцип процесса создания . Все входящие в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта объекты интеллектуальной собственности должны быть созданы в процессе жизненного цикла разработки инновационного продукта;

принцип целостности . Все входящие в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта объекты интеллектуальной собственности должны оцениваться как единый объект оценки. Тем самым констатируется возможность того, что интеллектуальная составляющая обладает особыми свойствами, как товар на рынке инноваций, которых может и не быть у отдельных элементов;

принцип необходимой достаточности. При формировании интеллектуальной составляющей инновационных продуктов количество и качество создаваемых объектов интеллектуальной собственности должно отвечать разумной экономичности и требованию целесообразности защиты наиболее значимых решений;

принцип разнородности . Входящие в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта объекты интеллектуальной собственности могут относиться к различным объектам интеллектуальной деятельности: объекты патентного права, объекты авторского прав, средства индивидуализации и др.;

принцип охраноспособности . Входящие в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта объекты интеллектуальной собственности должны быть зарегистрированы в Роспатенте и иметь охранные документы;

принцип неделимости . При совершении сделок по передаче прав на интеллектуальную составляющую инновационного продукта передаются права на все объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе жизненного цикла разработки инновационного продукта, как пакет исключительных прав;

принцип возрастания стоимости во времени. Стоимость интеллектуальной составляющей инновационного продукта возрастает по мере создания новых объектов интеллектуальной собственности, включаемых в состав интеллектуальной составляющей инновационного продукта, в процессе жизненного цикла разработки инновационного продукта;

принцип учета служебного характера объектов интеллектуальной собственности . Поскольку интеллектуальная составляющая инновационного продукта может содержать достаточно большое количество объектов интеллектуальной собственности, то при определении оценки стоимости необходимо учитывать затраты на авторское вознаграждение при создании ОИС, получении охранных документов, использования ОИС в составе интеллектуальной составляющей, и заключении лицензионных договоров.

Все перечисленные принципы могут применяться при оценке стоимости интеллектуальной составляющей инновационного продукта как раздельно, так и совместно — все зависит от содержания факторов, определяющих выбор метода оценки стоимости, характеристик возможных пользователей и их целей на рынке инноваций.

Литература:

  1. Ростворцев Е. Е. Динамика мирового и евразийского рынков интеллектуальной собственности // Журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность» № 1, 2017 г. — С. 59–70.
  2. Интеллектуальная собственность (патенты) [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Интеллектуальная собственность (патенты) (дата обращения 16.06.2023).
  3. Горчилин И. А. Основные группы принципов оценки стоимости бизнеса // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 123–125.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, инновационный продукт, составляющая, жизненный цикл разработки, инновационная деятельность, оценка стоимости, продукт, рынок инноваций, входящая, принцип.


Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания...

Сущность инновационного менеджмента. Разберемся, что же такое инновационный менеджмент.

4) подготовить и организовать сбыт; 5) внедрить новый товар (продукт) на рынок

Во время первого этапа инновационного цикла необходимо

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций...

Теоретические основы инновационной деятельности

«Инновация (конечный результат инновационной деятельности) — новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности».

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют [4]: 1. Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса.

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

 Коммерческий обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций.

Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключаются в следующем: − Формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности стало

Интеллектуальная собственность в инновационной экономике.

Взаимосвязь инновационной деятельности...

Производители Honda так же одни из немногих компаний которые свои разработки в области

субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность.

1 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. Д. Ильенкова.

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция...

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР...

Динамика инновационной (технологической) структуры мировых рынков свидетельствует о

Это оценка прозвучала еще в 2001 году на 5-м Петербургском форуме, специально

2. Основные зависимости организации инновационной деятельности и коммерциализации НИОКР.

При разработке инновационных проектов создания новых видов продукции или...

Принципы и основные показатели оценки эффективности...

Библиографическое описание: Манина, Т. С. Принципы и основные показатели оценки эффективности инновационных проектов / Т. С. Манина.

Оценка влияния инноваций на стоимость бизнеса.

Основные принципы и задачи инновационной деятельности... 4. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности.

Оценка эффективности инновационного проекта и ее...

1.1 Инновации и инновационная деятельность: общие понятия.

В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы

3.2 Оценка инновационных проектов: основные методы.

12. Чайковская Н. В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность.

Особенности вывода и продвижения инновационного продукта...

В связи с этим важность правильного вывода и продвижения инновационного продукта на

разработка продукта [1]; На этом этапе от концепции и анализов переходят к реальным

инновационного продукта на рынок нельзя не затронуть тему продвижения его на рынке.

В данном случае весь цикл инноваций сосредотачивается в одной, зачастую большой компании...

Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания...

Сущность инновационного менеджмента. Разберемся, что же такое инновационный менеджмент.

4) подготовить и организовать сбыт; 5) внедрить новый товар (продукт) на рынок

Во время первого этапа инновационного цикла необходимо

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций...

Теоретические основы инновационной деятельности

«Инновация (конечный результат инновационной деятельности) — новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности».

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют [4]: 1. Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса.

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

 Коммерческий обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций.

Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключаются в следующем: − Формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности стало

Интеллектуальная собственность в инновационной экономике.

Взаимосвязь инновационной деятельности...

Производители Honda так же одни из немногих компаний которые свои разработки в области

субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность.

1 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. Д. Ильенкова.

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция...

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР...

Динамика инновационной (технологической) структуры мировых рынков свидетельствует о

Это оценка прозвучала еще в 2001 году на 5-м Петербургском форуме, специально

2. Основные зависимости организации инновационной деятельности и коммерциализации НИОКР.

При разработке инновационных проектов создания новых видов продукции или...

Принципы и основные показатели оценки эффективности...

Библиографическое описание: Манина, Т. С. Принципы и основные показатели оценки эффективности инновационных проектов / Т. С. Манина.

Оценка влияния инноваций на стоимость бизнеса.

Основные принципы и задачи инновационной деятельности... 4. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности.

Оценка эффективности инновационного проекта и ее...

1.1 Инновации и инновационная деятельность: общие понятия.

В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы

3.2 Оценка инновационных проектов: основные методы.

12. Чайковская Н. В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность.

Особенности вывода и продвижения инновационного продукта...

В связи с этим важность правильного вывода и продвижения инновационного продукта на

разработка продукта [1]; На этом этапе от концепции и анализов переходят к реальным

инновационного продукта на рынок нельзя не затронуть тему продвижения его на рынке.

В данном случае весь цикл инноваций сосредотачивается в одной, зачастую большой компании...

Задать вопрос