Библиографическое описание:

Перевезенцева Е. Д., Карцева Н. С., Шапагатов С. Р., Мунт О. В. Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 446-451.



Содержание инновационной деятельностипредприятия.

Предприятия внедряют инновации, чтобы увеличить конкурентоспособность товара и обеспечить стабильный успех компании на рынке. В связи с этим одно из главных направлений в стратегическом управлении предприятием — это управление инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность компании нацелена на НТП (научно-технический прогресс), а именно на применение его результатов, чтобы повысить результативность производства, и обеспечить конкурентоспособность товара и фирмы в целом. Достичь этого можно детально разработав цели инновационной деятельности, основываясь на стратегические программы компании. Основными аспектами инновационного менеджмента являются стратегия и техническая политика инноваций (нововведений), а также конкретные меры по их осуществлению.

Нововведения включают в себя:

‒ незнакомые потребителям блага (новый продукт, услуга);

‒ незнакомый способ создания продукта или услуги;

‒ использование, неприменяемых ранее материалов и элементов;

‒ приобретение нового источника сырья и энергии;

‒ нововведения в организации (охват новых рынков, новые способы финансирования и другое).

Инновация (нововведение) — это какие-либо объекты или мероприятия, появившиеся в организации после научных исследований или открытий или изобретений и имеющие принципиальные различия с предыдущим аналогом.

Инновация подразумевает более высокий технологический уровень, новые потребительские качества товара или услуги в сравнении с предшествующими продуктами. Термин «инновация» используется со всеми новшествами предприятия, включая производственную, организационную, финансовую, научно-исследовательскую и многие другие сферы деятельности. Кроме того, понятие «инновация» можно отнести к любому улучшению, которое обеспечивает сокращение затрат или создает условия для такой экономии. Инновации принято разделять на две основные группы: технические и организационные.

Технические нововведения описывают: новыми продуктами, новыми технологиями или новыми услугами. Зачастую для успеха компании необходим совместный эффект, который можно получить внедряя новый продукт, новую технологию и новые услуги одновременно. Технические инновации также классифицируются в зависимости от суммы капитальных расходов, от сроков окупаемости и от их воздействия на формирование отдельной компании или отрасли. Тогда их разделяют на базовые и прикладные инновации, инновации, связанные с улучшением продукта, технологии или услуги и модификационные инновации. Самое весомое воздействие, связанное с успехом компании экономики вообще оказывают базовые инновации, которые связанны с формированием НТП. В тоже время на практику промышленного предприятия влияют нововведения по совершенствованию продукта и наименьшее влияние в этом случае оказывают модификационные инновации.

Главными объективными предпосылками (первопричинами) появления технических нововведений являются современные технические возможности и современные потребности, на которых основываются две популярные модели новаторского процесса. Анализ итого в рассмотрения предпосылок разных инноваций в разных областях и в разных государствах свидетельствует о том, что потребности намного важнее, чем новый технический потенциал в формировании процессов по нововведениям. Но в тоже время, основываясь на практике можно сделать вывод, что, чтобы добиться успеха, важно учитывать и своевременно применять обе первопричины и соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристики сегментации рынкаи другие нововведения.

Инновационным процессом охватывается цикл от появления идей до их воплощения на практике и состоит из:

1) научного изучения и поиска данных, таких как новые процессы, системы и устройства, новые виды обработки и методы производства технических предметов, новые формы и методы управления производством;

2) научного исследования о том, как разрабатывать новые изделия, новые технологии, новые формы и методы организации производства, а также исследования, связанные с опытно-конструкторскими и технологическими разработками;

3) создания и проведения необходимых испытаний, которые охватывают опытные и головные промышленные образцы новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента.

Разберемся, что же такое инновационный менеджмент. Данным понятием принято называть управление инновационной деятельностью фирмы, основываясь на принципах функций и методов управления, с целью достичь его(предприятия) главных целей.

К целям инновационного менеджмента можно отнести:

  1. Создание и внедрение новых товаров или услуг.
  2. Изменение и улучшение продуктов, которые уже производятся.
  3. Улучшение и модернизация производства основных видов продуктов и услуг фирмы.
  4. Формирование условий для того, чтобы обеспечить наиболее эффективную деятельность и повысить конкурентоспособность компании.

Создавая определенные цели инновационного менеджмента, мы можем заметить связь с научно-технической политикой компании.

Научно-техническая политика всегда направлена на осуществление важнейшей цели предприятия, а именно: удовлетворить желания потребителей, отраженных в качестве и количестве продукции, при этом сократить затраты в разработке и производстве.

Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Уже в 80е годы, четко проявилась тенденция переориентации и направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, произошло формирование и реализация инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло отражение в стремлении повысить долю наукоемких продуктов в номенклатуре (ассортименте) выпускаемых продуктов, что позволяет предприятию дополнительно расширить сопутствующие технические услуги (инжиниринговые, консультационные, лизинговые и другие), а также снизить издержки производстватрадиционных продуктов.

Возникшие тенденции отображают стремление транснациональных корпораций удержать лидерство в определенных секторах рынка, монополизировав выпуск наукоемких изделий и обеспечив ускоренную амортизацию капитала, а также обеспечив повышение конкурентоспособности традиционной продукции, значительно сократив издержки производства.

Основные задачи процесса создания нового продукта

Продукт, имеющий новые свойства, производимый с целью пополнения уже существующего ассортимента называется новым.

Новое изделие может представлять собой или кардинально новый продукт, или комбинацию новых способов производства и (или) приспособлений без модификации самого продукта. Важно отметить, что простые улучшения уже выпускаемых товаров новыми изделиями не являются.

Вовремя производства нового изделия основными целями инновационного менеджмента будут являться:

  1. Формирование главной цели изучения и производства нового товара.
  2. Установление сроков осуществления неотъемлемых исследований и создания нового изделия и, конечно, сроков запуска его в производство, учитывая необходимость в обеспечении необходимыми ресурсами.
  3. Оценка итогов в виде особых практических целей производства и уменьшение сроков выпуска новой продукции на рынки.
  4. Обеспечение исполнения процесса производства новой продукции и организация ее производства в конкретные сроки и с учетом имеющихся ресурсов.

Сформулировав цели инновационного менеджмента в области производства новой продукции можно определить направление сбора информации и выработки предложений, что переходит в настойчивый поиск новых возможностей и мотивирует всех участников инновационного процесса.

Основными задачами по созданию новой продукции являются следующие этапы реализации инновационного процесса:

1) разработать новые технические решения задач — создать изобретение;

2) провести научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

3) организовать серийное производство новой продукции;

4) подготовить и организовать сбыт;

5) внедрить новый товар (продукт) на рынок;

6) закрепить на новых рынках, с помощью регулярного улучшения технологий, повысить конкурентоспособность продукции.

Основная задача инновационной деятельности — обеспечить конкурентоспособность и долговременный успех фирмы. Мы видим, что инновации на прямую связанны с маркетинговой деятельностью фирмы.

Особо тесно взаимодействуют службы НИОКР и службы маркетинга в фирмах, которые выпускают наукоемкие продукты. Подразделения исследований и разработки на них превращаются в транс форматоры идей и разработок, которые исходят от потребителей, но также кроме того принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. При этом между подразделениями маркетинга (которые изучают потребности и потребительские требования на рынке, а также разрабатывают маркетинговые программы) и НИОКР существует обратная связь, которая позволяет в процессе разработки максимально учитывать требования потребителей и, опираясь на них применять технико-экономические показатели новой продукции к конкретному рынку.

Основные этапы инновационного процесса

Для успешного проведения процесса инноваций необходимо выполнить обязательные последовательные этапы: систематизировать поступающие идеи нововведений, сформировать идеи нового продукта, проанализировать экономическую эффективностьнового продукта, создать новый продукт, протестировать новый товар на рынке, принять решение о запуске нового продукта в производство.

На начальном этапе процесса инноваций необходимо систематизировать поступающие идеи нововведений. Деятельность предприятия, такая как, например, маркетинговая или научно-исследовательская способствует накоплению идей для дальнейших инноваций и их систематизации. Как только появляется возможность или необходимость для нововведений запускается цикл инноваций.

Во время первого этапа инновационного цикла необходимо:

1) Собрать информацию, которая охватывает технологические изменения на рынке, нововведения, которые поступили из отделов НИОКР и маркетинговых служб в производственных отделениях. Изучить и проанализировать пожелания, требования и рекламации, которые поступили от потребителей в сбытовой аппарат предприятия, а также от торговых посредников и покупателей. Накопить информацию о допустимых потенциалах компании в областях, связанных с разработкой и освоением новых продуктов.

2) Определить виды риска, уровни их воздействия на предполагаемый результат производства и введения новшеств.

3) Собрать и проанализировать информацию о целевых рынках и возможных вариантах их развития, которые имеют отношение к нововведениям.

Для того, чтобы сформировать идею для новой продукции необходимо выбрать идею ее создания, которую можно реализовать. Данный этап включает рассмотрение всех выявленных идей, и выбор наиболее подходящей. Необходимо учитывать ресурсы и возможности, а также выгоду, которая будет получена после того, как новое изделие будет реализовано.

Для этого необходимо:

1) предварительно оценить возможности коммерческой реализации и идей;

2) оценить практически реализуемость идей;

3) определить степени технологического единства новой продукции и стандартных изделий компании;

4) оценить соответствие нового продукта имиджу компании и ее стратегическому развитию;

5) определить патентную чистоту идеи новой продукции.

Для успешного проведения анализа экономической эффективности новой продукции необходимо оформить идею как инвестиционный проект по созданию нового изделия с проведением его предварительной оценки. Для того чтобы сформулировать проект нужно определить технико-экономические характеристики продуктов (проектов), оценить их качество и потребительские свойства. После чего важно грамотно оценить (спрогнозировать) потенциальный рыночный спрос и объем сбытапредлагаемой продукции. Эти действия позволяют сформировать предварительную программу по созданию новой продукции и ее освоению в производстве. Основываясь на данную программу далее необходимо провести оценку и выявить сколько необходимо инвестировать для создания и организации производства этой продукции, а также определить срок окупаемости. Учитывая всю собранную информацию на финальном этапе нужно проанализировать и оценить рентабельность (прибыльность) производства новой продукции и разработать программу маркетинговой деятельности для этой продукции.

Для создания новой продукции руководству предприятия необходимо принять соответствующее решение, основываясь на маркетинговые программы этой продукции, которые содержат полную информацию о продукте, учитывая технико-экономические расчёты его рентабельности, анализ данных о рынке сбыта и влияние выпуска этой продукции на совокупные экономические результаты производственной деятельности предприятия.

Вся деятельность предприятия, связанная с освоением в производстве, входит в данный этап, в ходе которого необходимо:

1) Разработать программу или конкретный проект по созданию новой продукции.

2) Реализовать программу (проект).

3) Создать экспериментальный образец и провести его испытания, чтобы проверить его технические характеристики, технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе экологической и т. д.

4) Определиться с названием, товарным знаком, дизайном, упаковкой, маркировкой и решением иных вопросов, которые относятся к оформлению новой продукции как товара предприятия.

Далее предстоит протестировать новый товар на рынке по таким параметрам, как цена и другие коммерческие условия на ограниченном рынке в ограниченные сроки (но не менее 3х месяцев).

После окончания тестирования выявляются:

1) каналы для дальнейшей реализации, с наибольшим экономическим эффектом для предприятия;

2) средства и методы PR-компании для новой продукции;

3) способы технического обслуживания продукции (гарантийный и послегарантийный ремонт) и иные вопросы реализации продукции на целевом рынке.

Инновационный цикл выпускаемой продукции завершается принятием решения о ее внедрении в производство. Маркетинговая программа по производству в данном случае является основой принятия. Чтобы разработать и принять такую программу нужно учитывать маркетинговые программы каждого продукта и результаты их тестирования на рынке.

Литература:

  1. Финансовая глобализация: за и противКарцева Н. С., Анисимова Ю. А. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 424–426.
  2. Методика инновационного проектирования продуктаШапагатов С. Р., Карцева Н. С., Игнатьева Е. В. Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 646–650.
Основные термины (генерируются автоматически): новой продукции, инновационного менеджмента, производства новой продукции, созданию новой продукции, инновационного процесса, нового продукта, этапы инновационного процесса, новый продукт, цели инновационного менеджмента, создания нового продукта, инновационной деятельности, управление инновационной деятельностью, новый товар, нового изделия, создания новой продукции, Молодой ученый, процесса производства новой, аспектами инновационного менеджмента, выпуска новой продукции, производства нового.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос