Автор: Эскиев Муса Абубакарович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Инновационный процесс как объект менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 942-944.



Понятие «нововведение» определяется как прогрессивное новшество, которое задействовано в динамике и которое является новым для организационной системы, использующей и принимающей ее. Слово «инновация» (от английского слова innovation) является по своему смыслу синонимом слова «нововведение».

Слово «нововведение» рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новизны, которая способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

В многих научных трудах и различных исследованиях встречается понятие «инноватика».

Инноватику можно охарактеризовать, как процесс перехода от инновации к предпринимательству. Внутри самой инноватики появились понятий новые направления: сопротивление нововведениям, формирование новшеств, диффузия, адаптация к новшествам, инновационные организации, выработка инновационных решений и т. д.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а объект который успешно внедрен, то есть приносящий прибыль.

Совокупность организационных, научно-технических и технологических изменений, происходящих в процессе реализации инноваций определяют как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, то есть это процесс, который направлен на разработку и реализацию результатов научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы. Диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во второй форме новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

  1. создание новшества и его распространение;
  2. диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, которые пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка.

Детальную типологию инноваций дал А. И. Пригожин.

Он разделил инновации следующим образом:

  1. По типу новшества: материально-технические и социальные, организационно-управленческие и экономические, педагогические и правовые;
  2. По механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, правовые и педагогические;
  3. По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;
  4. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные;
  5. По эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий и т. д.

Инновационный менеджмент-это особый вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, применение различных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи и товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Литература:

  1. Масленникова Н. П., Желтенков А. В.Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. — 536 с.
  2. Фатхутдинов Р. А.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005–448 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  3. Переходов В. Н.Основы управления инновационной деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 222 с.
  4. Медынский В. Г.Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с. — (Высшее образование).
  5. Коноплев С. П.Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, инновационного процесса, Инновационный процесс, научных исследований, развивающийся комплексный процесс, Простой инновационный процесс, процесс последовательного превращения, процесс перехода, инновации следующим образом, Сущность инновационного процесса, форма инновационного процесса, Диффузия инновации, формы инновационного процесса, повышению эффективности инновационной, информационный процесс, синонимом слова «нововведение», английского слова innovation, новых производителей нововведения, инициации инновации, диффузия нововведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос