Исследование процесса формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 05.07.2023

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Варламова, Е. В. Исследование процесса формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет / Е. В. Варламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 202-206. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104731/ (дата обращения: 16.11.2024).



Младший дошкольный возраст — это интенсивный период для формирования и развития положительного отношения к окружающей действительности, нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с чем экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение.

Экологическая культура одна из фундаментальных человеческих ценностей, является частью общей культуры каждого человека, включает различные виды деятельности и делится на внешнюю экологическую культуру (интересы, потребности, эмоции, установки, переживания, чувства) и внешнюю (поведение, поступки, взаимоотношения). [1, с. 112].

В исследованиях Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и других было установлено, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. [4, с. 112].

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое внимание уделяется развитию экологической культуры дошкольников. В образовательной области «Познавательное развитие» отражены задачи по развитию познавательных интересов детей, формированию познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира. Это может быть реализовано только в процессе формирования основ экологической культуры, в развитии системных представлениях о живой и неживой природе, в воспитании эмоционально-эстетического отношения дошкольников к окружающему миру. [3, с. 32].

Экологическая культура — это одна из важных частей общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также сложившиеся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, вкусы, оценки и т. д.). [8, с. 217].

Ясвин В. А. дает определение «экологической культуры» — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической жизни. В работах Лещинской В.В отражено, что экологическая культура выступает в роли нового способа взаимоотношений в системе «человек — природа — общество», которые должны сочетать в себе: определенный уровень экологических знаний и поведения в природе, запас умений и навыков в области охраны природы. [6, с. 76].

По мнению Симоновой Л.П, экологическая культура — это качество личности, компонентами которого являются:

— интерес к природе и проблемы ее охраны,

— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития,

— нравственные и этические чувства по отношению к природе,

— экологически — грамотная деятельность в природной среде,

— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [7, с. 84].

Под «экологическим образованием детей дошкольного возраста» понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эго экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Николаева С. Н.). [5, с. 62].

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). [2, с. 186].

Целью экологического образования детей дошкольного возраста является — формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечивает его жизнь и дальнейшее развитие.

Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.

Задачи исследования:

  1. Уточнить содержание понятий: «экологическое образование», «экологическая культура», «формирование представлений об основах экологической культуры у детей».
  2. Проанализировать состояние проблемы формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.
  3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить исходные уровни сформированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.
  4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умении осуществлять разнообразные виды деятельности в природе, реализуя требования бережного отношения к ней.

Проблема исследования состоит в том, что данный вид деятельности — формирование представлений об основах экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) не занимает должного места в педагогическом процессе дошкольных учреждений в силу возрастных особенностей детей.

Анализ состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:

— между социальной потребностью в формировании представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет и недостаточным развитием ее у детей младшего дошкольного возраста;

— между возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны педагогов и недостаточностью разработанных методических рекомендаций по формированию представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет;

— между потребностью в обновлении процесса формирования основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста и отсутствием соответствующих технологий.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Критерии

Показатели

Полнота

Характеризует объем (количество) знаний детей, т. е. меру соответствия знаний каждого дошкольника содержания программы детского сада

Обобщенность

Характеризует владение дошкольниками понятиями и умением обобщения

Доказательность

Характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать свои ответы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Характеризирует умение детей устанавливать причинно-следственные связи (определять причину, следствие, вывод)

Базой экспериментального исследования явилось МАДОУ города Нижневартовска ДС № 4 «Сказка». В исследовании приняли участие 26 воспитанников второй младшей группы в возрасте 3–4 лет.

Для выявления уровня сформированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет использовали критерии и показатели Саморуковой П. Г. и диагностические задания Серебряковой Т.А, которая включает две группы заданий:

— 1 группа: задания на выявление уровня сформированности знаний о мире природы («Собери растения», «Домашние и дикие животные», «Времена года»);

— 2 группа: задания на определение уровня сформированности умений ухода за объектами природы и желания заботиться о них («Помоги цветочку», «выбери картинку»).

Выделенные критерии послужили основой для определения уровней сформированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.

Таблица 2

Уровни сформированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Характеризует объем (количество) знаний детей, т. е. меру соответствия знаний каждого дошкольника содержания программы детского сада. Характеризует владение дошкольниками понятиями и умением обобщения. Характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать свои ответы. Характеризирует умение детей устанавливать причинно-следственные связи (определять причину, следствие, вывод)

Характеризует объем (количество) знаний детей, т. е. меру соответствия знаний каждого дошкольника содержания программы детского сада. Характеризует владение дошкольниками понятиями и умением обобщения, но испытывает некоторые трудности самостоятельно сформулировать их. Характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать свои ответы, но нуждаются в помощи аргументировать свои ответы. Характеризирует умение детей устанавливать причинно-следственные связи (определять причину, следствие, вывод), но с помощью взрослого.

Объем (количество) знаний детей, т. е. меру соответствия знаний каждого дошкольника содержания программы детского сада, немного ниже нормы. Характеризует не знания дошкольниками понятиями и не умением обобщения. Характеризует степень не осмысленности и не усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать свои ответы. Характеризирует не умение детей устанавливать причинно-следственные связи (определять причину, следствие, вывод)

Уровень сформированности представлений об основах экологической культуры был проанализирован, как совокупность количественных и качественных данных о развитии критериев и показателей, полученных в результате обследования и помог определить исходный уровень формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.

Обобщение этих результатов позволило распределить детей по трем условным подгруппам в зависимости от уровня сформированности представлений об основах экологической культуры: высокий уровень — 9 детей (34 %), средний уровень — 11 детей (42 %), низкий уровень — 6 детей (24 %), которые представлены на рисунке 1.

Уровень формированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Рис. 1. Уровень формированности представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Высокий уровень сформированности представлений об основах экологической культуры показали 9 детей группы (34 %). Дети могут самостоятельно выполнять задания, не испытывают трудностей с ответами — дают полные и точные ответы; различают растения, называют их, показывают и называют все части; называют и классифицируют диких и домашних животных, умеют их обобщать; правильно ориентируются во временах года, называют их признаки; проявляют заботу и положительное отношение к объектам природы и природе в целом, могут самостоятельно выполнять трудовые поручения (полить цветы, протереть пыль на листьях растений). Их объем знаний соответствует содержанию программы, они могут аргументировать свои ответы, стараются устанавливать причинно-следственные связи («цветок грустный, потому что засох, его забыли полить» и т. д.).

Средний уровень выявлен у 11 детей группы (42 %). Эти дети испытывают некоторые затруднения при выполнении заданий, объем знаний соответствует содержанию программы. Знают растения, их называют, но путают части; называют животных, умеют определять и классифицировать (домашние или дикие), называют времена года, но допускают незначительные ошибки при аргументировании своих ответов. При выполнении трудовых поручений обращаются за помощью к взрослым. Показывают положительное отношение к выполнению заданий.

Низкий уровень показали 6 детей группы (24 %). Дети не проявляют интереса к выполнению заданий, их объем знаний не соответствует содержанию программы. В силу ограниченного словарного запаса и индивидуальных особенностей не знают и не называют растения, знают только некоторых животных, путают времена года. Не проявляют интерес к выполнению трудовых поручений, просто наблюдает за происходящим.

В ходе исследования также выявили содержание и формы работы педагогов по формированию представлений об основах экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста, определили целенаправленность, системность в работе. Для обследования использовались следующие методы и приемы: наблюдения, анализ педагогической документации (программ ДОО, рабочих программ педагогов группы, календарно-тематического планирования), анализ развивающей предметно — пространственной среды группы.

Анализ педагогической документации выявил, что в календарно — тематическом плане также отражены направления работы по формированию представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет: знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира, с местом обитания животных, с временами года и их особенностями; учить правилам поведения в «природе» и т. д. Но не отражено закрепление этих направлений работы в совместной и самостоятельной деятельности детей, а также не предусмотрены разнообразные методы и приемы именно для этой возрастной группы (развивающие и дидактические игры, упражнения, наблюдения, игры-экспериментирования и т. д.).

Анализ предметно-развивающей среды группы показал, что в группе имеется «Уголок природы», в котором находятся растения, необходимые материалы для ухода за ними (лейки, лопатки, грабли, тряпочки, опрыскиватели), дидактические игры («Кто где живет?», «Лото — что где растет?», «Мама и малыш», «С какого дерева листочки?»), несколько тематических альбомов и плакатов («Дикие и домашние животные», «Растения нашего края», «Времена года») но для полноценной работы по формированию представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет этого недостаточно.

В ходе исследования с помощью критериев и показателей Саморуковой П. Г. и диагностических заданий Серебряковой Т.А, был определен исходный уровень формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет: высокий уровень — 9 детей (34 %), средний уровень — 11 детей (42 %), низкий уровень — 6 детей (24 %).

Большинство дошкольников показали средний уровень сформированности представлений и на основе полученных результатов теоретико-экспериментального исследования был разработан проект педагогической технологии по формированию представлений об основах экологической культуры у детей 3–4, который включает модули и этапы реализации проекта. Полученные результаты подтвердили необходимость разработки проекта педагогической технологии по формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 303 с.
  2. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзева // Дошкольное воспитание. — 2004.- № 7. -С. 45–49.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf. Дата обращения 14.01.2023.
  4. Римашевская, Л. и др. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Римашевская, Н. Никонова, Т. Ивченко. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 128 с.
  5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников/ С. Н. Николаева. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  6. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры: пособие порегион. экол. политике. — М.: Акрополь, 2004. — 195 с.
  7. Ягодин, Г.А., Чернова Н. М., Аргунова М. В., Плюснина Т.А, Моргун Д. В. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования. [Текст] / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: МИОО, 2009. — 224 с.
  8. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. — 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, ребенок, формирование представлений, уровень, младший дошкольный возраст, детский сад, дошкольник содержания программы, знание детей, мера соответствия знаний, педагогическая технология.


Похожие статьи

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Формирование функциональной математической грамотности у детей 6–7 лет

Исследование полноты этнических представлений дошкольников

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Похожие статьи

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Формирование функциональной математической грамотности у детей 6–7 лет

Исследование полноты этнических представлений дошкольников

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Задать вопрос